Сам процесс разработки рекламного бюджета в значительной степени содержит субъективный, творческий элемент и во многом зависит от интуиции, имеющегося опыта, индивидуальных характеристик ответственных за это специалистов.
Существует множество различных математических моделей взаимосвязи расходов на рекламу и изменения объема сбыта. Рассмотрим применение метода на примере одной их наиболее известных – модели М.Видаля-Х.Вольфа. Модель основана на предположении, что изменение объема сбыта товара в период t есть функция четырех факторов: затрат на рекламу; константы, выражающей реакцию сбыта на рекламу; уровня насыщения рынка рекламируемыми товарами и константы, выражающей уменьшение объема реализации. Основное уравнение модели имеет следующий вид:
dS = rA * M – S – bS
dt M
где S – объем сбыта товара в период t (переменная);
dS - изменение объема сбыта товара в период t (переменная);
dt
А – объем затрат на рекламу в период t (переменная);
r – реакция оборота на рекламу (определяется как объем реализации,
вызванный каждой затраченной на рекламу денежной единицей в
условиях, когда S = 0) (константа);
М – уровень насыщения рынка данным товаром (параметр);
B – уменьшение объема реализации (определяется как доля объема
реализации, на которую этот объем уменьшается в единицу времени в
условиях, когда А = 0) (константа).
Таким образом, из уравнения следует, что увеличение объема реализации будет тем большим, чем выше значение константы реакции объема продажи на рекламу, чем меньше насыщен рынок товарами фирмы и чем меньше значение константы уменьшения объема реализации.
Преимущества метода: затраты на рекламу увязываются не только с желаемым ростом товарооборота, но и с характеристиками рынка. Недостатки: сложность и трудоемкость. Кроме того, модель предполагает функциональную зависимость между показателями в то время, когда количественная неопределенность эффекта рекламы является одной из ее характерных черт. Погрешности в определении параметров уравнения, а затем и в расчетах с ее помощью могут быть значительно больше тех, которые допускаются при использовании экспертных оценок, интуиции опытных специалистов-практиков.
Вследствие трудности точной и детальной оценки экономического эффекта от проведения всех выше указанных мероприятий, которым должен стать определенный прирост объема продаж, было решено воспользоваться методом экспертных оценок.
Достоинством экспертных методов является их относительная простота и применимость для прогнозирования практически любых ситуаций, в том числе в условиях неполной информации.
Экспертный опрос – это опрос потребителей, руководителей и специалистов предприятия, компетентных в рассматриваемой области.
Для нахождения оптимального прогноза объема продаж была сформирована группа из 7 наиболее квалифицированных и уважаемых в организации специалистов, среди которых:
1) Коммерческий директор, стаж работы в текстильном бизнесе – 11 лет;
2) Начальник отдела продаж, стаж работы в текстильном бизнесе – 10 лет;
3) Начальник отдела маркетинга - стаж работы в текстильном бизнесе – 3 года;
4) Менеджер отдела продаж - стаж работы в текстильном бизнесе – 9 лет;
5) Менеджер отдела продаж - стаж работы в текстильном бизнесе – 4 года;
6) Менеджер отдела продаж - стаж работы в текстильном бизнесе – 7 лет;
7) Заместитель начальника регионального отдела - стаж работы в текстильном
бизнесе - 5лет.
В качестве вариантов им были предложены следующие:
1. А1 – мероприятия бесполезны для фирмы. Они не увеличат объем продаж и потребуют больших расходов.
2. А2 – мероприятия полезны и могут принести увеличение объема продаж в пределах 5%.
3. А3 – в результате проведения мероприятий возможно увеличение объема продаж на 10%.
4. А4 - в результате проведения мероприятий возможно увеличение объема продаж на 15%.
5. А5 - результате проведения мероприятий возможно увеличение объема продаж на 20%.
Проведем первичную экспертизу выдвинутых альтернатив (вариантов решений) (Таблица 3.12)
Первичная экспертиза альтернатив.
Таблица 3.12
Эксперты
Ранги
1
2
3
4
5
А2
А3
А4
А1
А5
6
7
А1 = 4+5+1+2+5+5+4 = 26; А2 = 1+3+2+1+4+1+2 = 14; А3 = 2+1+3+3+3+2+1 = 15;
А4 = 3+2+4+5+2+3+3 = 20; А5 = 5+4+5+4+1+4+5 = 28.
Исключим из дальнейшего рассмотрения альтернативы А1, А5, т.к. с их помощью нельзя решить возникшую проблему.
Сформируем критерии выбора оптимального решения. За критерии возьмем следующие:
К1 – реальность достижимого;
К2 – оптимальность по результатам и затратам.
К3 – постоянство показателя во времени;
Для отбора критериев каждый эксперт определяет балльную оценку (10-балльная шкала) с точки зрения важности критерия для получения оптимального решения. Результат сведен в таблице 3.13.
Оценка важности критериев для получения оптимального решения.
Таблица 3.13
Балльные оценки
К1
К2
К3
∑
10
9
24
8
19
23
25
Определим индивидуальные коэффициенты приоритетности путем соотнесения балльной оценки по каждому критерию и общей суммарной балльной оценки по каждому эксперту (Таблица 3.14).
Соотнесение балльной оценки и общей суммарной балльной оценкой по каждому эксперту.
Таблица 3.14
Критерии
0,42
0,38
0,21
0,26
0,32
0,37
0,22
0,35
0,43
0,25
0,28
0,40
0,29
0,33
å/7
0,34
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21