Cформировать базу аналитической Разработать и вести ведомости
информации, позволяющей учета расчетов с покупателями и
контролировать величину прочими дебиторами
дебиторской задолженности
Ведение журнала-ордера
Проанализировать и разработать Определить реальную стоимость
политику расчетов с дебиторской задолженности,
покупателями и заказчиками рассчитать альтернативную стоимость
денежных средств
Обосновать условия предоставления
кредита отдельным покупателям
Разработать меры по досрочному
погашению дебиторской задолженности:
предложения по стимулированию
продаж с немедленной оплатой и
оплатой «по факту», введение штрафных
санкций за просроченные платежи
Производить контроль за Контролировать своевременность
соответствием условий расчетов с клиентами
предоставления кредита
покупателям
Рис.3.1. Дерево целей «Разработка мероприятий по оптимизации дебиторской задолженности с целью повышения финансовой устойчивости предприятия».
Главная цель анализа дебиторской задолженности – разработка политики кредитования покупателей, направленной на увеличение прибыли организации, ускорение расчетов и снижение риска неплатежей.
Анализ состояния дебиторской задолженности начинают с общей оценки динамики ее объема в целом и по статьям. Данные для анализа состава и движения дебиторской задолженности представлены в таблице 3.1.
Состав и движение дебиторской задолженности (тыс.руб.).
Таблица 3.1.
Состав дебиторской задолженности
На начало года
На конец года
Изменение (+,-)
Покупатели и заказчики
47 134
61 262
+ 14 128
Прочие дебиторы
2 594
3 013
+ 419
Всего
49 728
64 275
+ 14 547
Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, %
30,96
31,48
+ 0,52
Анализ движения дебиторской задолженности по составу позволил установить, что ее увеличение в основном произошло из-за расчетов с покупателями и заказчиками за товары. Сумма неоплаченных счетов покупателями и заказчиками увеличилась на 14 128 тыс.руб. и составила 31 262 тыс.руб. на конец года. Обнаруженная тенденция ставит предприятие в зависимость от финансового состояния партнеров.
Далее анализируется качественное состояние дебиторской задолженности для выявления динамики абсолютного и относительного размера неоправданной задолженности.
Независимо от контролирующих мер со стороны предприятия с целью избежать продажи продукции неплатежеспособным покупателям в бухгалтерии ведется соответствующий журнал-ордер или ведомость учета расчетов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить политику в области управления дебиторской задолженностью и расчетными операциями.
Одним из направлений управления дебиторской задолженностью является выработка политики коммерческого кредитования предприятия, т.е. предоставления отсрочки платежа. Коммерческий кредит предоставляется поставщиком покупателю в виде отсрочки платежа. Существуют три типа такой политики (таблица 3.2.)
Типы политики коммерческого кредитования предприятия.
Таблица 3.2.
Тип политики
Цель
Направление деятельности
Возможные последствия
1. Консервативная или жесткая.
Риск – минимальный.
Платежеспо-собность и рентабельность на заданном уровне
1.Отсрочка платежа только надежным покупателям.
2. Жесткие условия отсрочки платежа: минимальный размер и сроки, высокая стоимость.
3.Жесткий контроль за дебиторской задолженностью, ее сроками, порядком взыскания.
2.
Положительные: стабильность объемов, финансового состояния и результатов до определенного момента
Отрицательные:
Потеря рынков, отставание от конкурентов, снижение платежеспособности, ликвидности и рентабельности через
2. Умеренный.
Риск – умеренный.
Надежность и стабильность финансовой деятельности
Традиционная финансовая политика
Стабильность финансового состояния в течение длительного времени
3. Агрессивная или мягкая. Риск – большой.
Расширение объема продаж, завоевание рынка
1. Максимальное расширение отсрочки платежа и предоставления скидки.
2. Льготные условия отсрочки платежа: увеличение срока, размера, снижение стоимости кредита, возможность пролонгирования
Положительные:
Рост объема реализации, завоевание рынков, создание потенциальных возможностей роста прибыли
Значительное отвлечение оборотных средств, снижение ликвидности и платежеспособности, увеличение затрат на взыскание долгов, снижение эффективности активов, увеличение длительности финансового и операционного циклов.
Учитывая проблемы с платежеспособностью, которые возникли у предприятия, как было выяснено в предыдущей главе, а также учитывая рост дебиторской задолженности в течение анализируемого периода можно сделать вывод о том, что предприятие проводило 3 тип политики коммерческого кредитования (агрессивная или мягкая политика).
В дальнейшем предприятию рекомендовано следовать направлениям деятельности согласно описанному выше второму типу политики (умеренный тип), что поможет предприятию достичь стабильности финансового состояния и сохранить его в течение длительного времени.
Условия отсрочки платежа определяются типом принятой предприятием политик и включают следующее:
Учитывая факт, что согласно политике фирмы в области управления дебиторской задолженностью максимальная отсрочка, предоставляемая покупателям и заказчикам, составляет 30 дней, все счета к получению классифицируются по следующим группам:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21