Рефераты. Разработка предложения по повышению финансовой устойчивости предприятия
  • Срок оплаты не наступил (до 30 дней с момента отгрузки);
  • Просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);
  • Просрочка от 31 до 90 дней ( от 1 до 3 месяцев);
  • Просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);
  • Просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);
  • Просрочка от 360 дней и более (более 1 года).

            К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.

            Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолженность, не будет возвращена определенная часть средств. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о несостоятельности политики предоставления отсрочки в расчетах с покупателями. Для выявления реальности взыскания долгов, носящих сомнительный характер, необходимо проверить наличие актов сверки расчетов или писем, в которых дебиторы признают свою задолженность, а также сроки исковой давности. По долгам, не реальным ко взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

                        В таблице 3.3. представлен анализ состояния расчетов с дебиторами по срокам оплаты счетов покупателями.


                        Анализ состояния дебиторской задолженности.

                                                                                                                                 Таблица 3.3.

Статьи дебиторской задолженности

Остаток на начало года

Остаток на конец года

В том числе по срокам образования

Срок оплаты не наступил (до 30 дней с момента отгрузки)

Просрочка от 1 до 30 дней

Просрочка от 31 до 90 дней

Просрочка от 91 до 180 дней

Просрочка от 181 до 360 дней

Просрочка более 1 года

Дебиторская задолженность:

49 728

64 275

24 424,50

19282,50

9641,25

5784,75

3856,50

1285,50

В % к итогу

100

100

38%

30%

15%

9%

6%

2%

- просроченная

30 150,50

38 950,50

-

-

-

-

-

-

- в % к итогу

60,60 %

62,00 %

-

-

-

-

-

-

В том числе:

- не реальная ко взысканию

983,5

1 285,50

-

-

-

-

-

-

- в % к итогу

1,98  %

2,00 %

-

-

-

-

-

-



            Приведенные данные показывают, что состояние расчетов с покупателями в отчетном году по сравнению с прошлым годом ухудшились: общая сумма неоплаченных счетов покупателями увеличилась на 14 547 тыс.руб., или на 0,47% в валюте баланса, причем сумма неоправданной (просроченной) задолженности возросла на 8 800 тыс.руб., или на 29,1% в составе дебиторской задолженности. Вследствие опережающих темпов роста просроченной дебиторской задолженности ее доля по сравнению с прошлым годом увеличилась на 1,40 процентных пункта и составила на конец отчетного года 62% всей суммы долга покупателей. Доля не реальной к взысканию (безнадежной, с просроченным сроком исковой давности) задолженности по сравнению с прошлым годом также увеличилась на 0,02 процентных пункта и составила 2% всей дебиторской задолженности.

            Анализ возрастной структуры дебиторской задолженности дает четкую картину  состояния расчетов с покупателями и позволяет выявить просроченную задолженность. Кроме того, такой анализ позволяет оставить прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

            Тенденция роста сомнительной задолженности свидетельствует о снижении ликвидности баланса, ухудшении финансового устойчивости предприятия. Об этом же свидетельствует  и увеличение среднего срока инкассирования дебиторской задолженности с 26 дней на начало года до 45 дней на конец года, т.е. на 19 дней.

            Ксдз = (N * ДЗ<1) / В,

            Где – Ксдз – оборачиваемость дебиторской задолженности, дней,

                     В – выручка-нетто от продаж,

                    ДЗ<1 – дебиторская задолженность менее 1 года,

                    N – количество дней в периоде

Ксдз нач.пер. = N * ДЗ<1 / В = 365 * 100 / 1000 = 26,89

Ксдз кон.пер. = N * ДЗ<1 / В = 365 * 250 / 1500 = 45,03.


Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, кол-во раз в год:

            Кодз = В / ДЗ<1,

            Где    В – выручка-нетто от продаж,

                    ДЗ<1 – дебиторская задолженность менее 1 года.

            На начало года Кодз = 13,58

            На конец года Кодз =  8,10.


            Расчет показателей, характеризующих дебиторскую задолженность анализируемого предприятия, приведен в таблице 3.4.




            Показатели, характеризующие дебиторскую задолженность предприятия.

                                                                                                                                 Таблица 3.4.

Показатели

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Изменения

1. Оборачиваемость дебиторской задолженности, кол-во раз (Кодз)

13,58

8,10

- 5,48

2. Период погашения дебиторской задолженности, дни (Ксдз)

26,89

45,03

+ 19,40

3. Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, %

30,96

31,48

+ 0,52

4.Доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме задолженности, %

60,60

62,00

+ 1,40



            Как следует из таблицы 3.3., состояние расчетов с покупателями к концу периода по сравнению с показателями на начало периода ухудшилось. На 19 дней увеличился средний срок погашения дебиторской задолженности, который составил 45 дней. Особое внимание следует обратить на снижение качества задолженности. По сравнению с прошлым годом доля сомнительной дебиторской задолженности выросла на 1,4% и составила 62% общей величины дебиторской задолженности. Имея в виду, что доля дебиторской задолженности к концу периода составляла 31,48% в общем объеме оборотных активов, можно сделать вывод о снижении ликвидности оборотных активов в целом и, следовательно, ухудшении финансового положения предприятия.

            В целях получения просроченной дебиторской задолженности предприятие может использовать следующие меры:

  • Выяснение , насколько причина неплатежа является уважительной, а также какова степень платежеспособности плательщика в данный момент;
  • Извещение должника письменно или лично о том, что платеж просрочен и его надо произвести с указанием предельной даты, подписание акта сверки с должником;
  • Ведение переговоров с должником о выборе способа погашения долга;
  • Предупреждение должника о том, что дело может быть передано в арбитражный суд, а также могут быть применены другие санкции;
  • Прекращение поставки продукции неплательщику;
  • Обращение в компанию, которая занимается взысканием долгов;
  • Продажа долга, в том числе векселей;
  • Обращение в арбитражный суд с просьбой или о взыскании долга, или о начале процедур банкротства.

      Основные способы получения дебиторской задолженности описаны в Гражданском Кодексе РФ (гл. 26) «Прекращение обязательств». К таким способам можно отнести следующие:

1. Получение денежного платежа.

2. Отступное, т.е. уплата денег, передача имущества, пакета акций в обмен на уступки со стороны кредиторов.

3. Зачет встречных требований, который может быть как двусторонний, так и многосторонний.

4. Новация – замена первоначального обязательства другим между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.