Рефераты. Госэкзамен - шпоры (специальность маркетинг)

Государственный бюджет- роспись денежных доходов и расходов гос-ва, котор. представляет собой осн. финансовый план гос-ва на текущий год и имеет силу

закона. Организация бюджета предполагает: четкое бюджетное устройство(организ. принципы и струк-ра построения бюджетной системы) и продуманный бюджетный процесс(это деятельн. органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней).

Бюджетная система - совокупность бюджетов всех уровней, основанных на экономических отношениях и юридических нормах.

“З-н об основах бюджетного устройства” от 1991 года

Принципы построения бюджетной системы:

·  единства (з-нов, отчетности, классификации)

·  самостоятельность всех уровней

·  фискального федератизма (разграничение полномочий м/д фед. властью и субъектами федераций)

·  реальности (правдивость показателей)

·  гласности - опубликовано

·  полноты

Структура :

·  федеральный бюджет РФ

·  бюджеты субъектов федерации (89 - республики, края или области,  Москвы и С-П., автономных районов и областей)

·  местные бюджеты(29000 - районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов)

Все три уровня бюджетной системы являются самостоятельными и формируются из собственных

источников, имеют свои направления расходования и ежегодно утверждаются соответствующими законодательными органами.

Фонд поддержки регионов. Цель - поддержать слабые регионы за счет сильных ( в РФ 10 регионов-доноров кормят 79). Субъекты Федерации могут самостоятельно вводить налоги.

Вышестоящие бюджеты могут оказывать помощь нижестоящим (дотации, субвенции, субсидии).

Источниками бюджетных доходов являются:

1.      налоговые поступления

2.      поступления от внешнеэкономической деятельности

3.      поступления от государственных предприятий и собственности.

4.      для бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов источником доходов так же являются субсидии, субвенции и казначейские ссуды.


Дифференциация налоговых поступлений в бюджеты:

·  федеральные (НДС, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, таможенный тариф, транспортный налог, и т.п.);

·  субъектов федерации (налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, сбор на нужды образовательной системы, сбор за регистрацию предприятий);

·  местные (налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, на содержание жилищного фонда).

Бюджетное регулирование представляет собой перераспределение отдельных ставок налоговых платежей между бюджетами (налог на прибыль - 13% в федеральный бюджет, до 25% в региональный; НДС - 80% от суммы в федеральный бюджет, 20% в территориальный).

Секвестр - это пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям, кроме защищенных (здравоохранение, социальные нужды, зарплата).

Доходы бюджета РФ:

1)   НДС

2)   акцизы

3)   доходы от ВЭД

4)   доходы от приватизации

5)   прочие: налоги, пошлины, сборы и т.п.

Расходная часть гос. бюджета подразделяется: 1). финансирование нар. хоз-ва 2). финансирование социально- культурных мероприятий 3). финансирование науки 4). финансирование обороны 5). содержание правоохранительных органов и органов власти 6). расходы по ВЭД 7).создание резервных фондов 8). расходы по обслуживанию гос. долга 

9). прочие расходы и выплаты.

Бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами. Покрывается гос. внутренними (выпуск ценных бумаг, займы у внебюджетных фондов банков) и внешними займами. Также используется практика снижения гос. расходов, путем урезания расходных статей (кроме защищенных).

В эк. теории различают несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита:

а) бюджет должен быть ежегодно сбалансированным;

б) бюджет финансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно;

в) целью гос. финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета.

Предполагается коренная реформа бюджетного финансирования:

1)   окупаемость, возвратность и платность бюджетных вложений, а также использование бюджетных средств в кредитной форме.

2)   финансирование за счет бюджета целевым методом под определенные программы

3)   прекращения или частичного сокращения прямого бюджетного финансирования ряда непроизводственных программ (жилье);

4)   снижения бюджетных расходов, связанных с функционированием предприятий социально-культурного назначения, должна вырасти база налогообложения.

Субъекты фин. контроля: Федеральное собрание, Счетная палата, Казначейство, Министерство Финансов. Недостатки системы налогообложения России: большое кол- во налогов, сложность их подсчета, пост. изменения и дополнения, высокий уровень налогообложения.

Кривая Лаффера: по оси X- процентная ставка налогов, поY- налоговые поступления

(вид отрицательной параболы).

Налоговая система. Сущность и структура.

Принципы построения НС.

1.      Справедливость налогооблажения.

2.      Налог д.б. точно определен и известен.

3.      Время и место д.б. max удобны для плательщика.

4.      Экономия издержек гос-ва на сборы.

5.      Однократность.

6.      Стабильность и подвижность

7.      Хоз. независимость налогоплатедьщика.

8.      Оптимальность налоговых изъятий.

Условия налогооблажения:

1.      Порядок установления и ввода в действие налогов.

2.      Виды налогов.

3.      Порядок распределения налогов

4.      Права и обязанности налогоплательщиков.

5.      Формы и методы налогового контроля.

6.      Отв-ть участников налоговых отношений.

7.      Способы защиты прав налогоплательщиков.

Экономич. хар-ки налог. системы:

1.      Налоговое бремя (Сумма налогов / ВВП = 45% РФ)

2.      Соотношение доходов от внешней и внутренней

3.      торговли.

4.      Прямые и косвенные налоги.

Различаются налоги на доходы и имущество (прямые) и на товары и услуги (косвенные).

Элементы налога:

1). субъект налога - налогоплательщик;

2). носитель налога;

3). объект налога (налоговая база);

4). источник налога;

5). ставка налога, бывают: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки.

Принципы налогообложения:

1). уровень налога должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика;

2). налог и условия его уплаты должны быть точно определены и максимально удобны для налогоплательщика;

3). обязательность уплаты налогов, наличие контроля и санкций;

4). налоговая система должна быть гибкой и легко адаптироваться к изменениям ситуации.

Функции налогов:

1). фискальная - обеспечение государственных расходов;

2). поддержание национальной стабильности через перераспределение национального дохода (социальная функция);

3). государственное регулирование экономики - регулирующая.

Существует ряд налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта налога, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (НИОКР и т.д.), освобождение от уплаты налогов, понижение налоговых ставок, налоговый кредит.


1.15Экономическая нестабильность и безработица. Проблемы занятости рабочей силы в России.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Существует несколько концепций, трактующих причины возникновения безработицы. У Маркса она связана с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде растет медленнее, чем в машинах и оборудовании. Доказано, что рынок труда не является частным случаем закона спроса и предложения, т.к. согласно статистическим исследованиям Филлипса на примере Англии почти за столетний период наименьшей была безработица в периоды наибольших темпов прироста зарплаты.

Причины безработицы:

·        законы рынка, неизбежно разоряющие часть предприятий;

·        накопление капитала в условиях технического и научного прогресса;

·        технический прогресс, который при накоплении капитала ведет к замене живого труда машинным;

·        циклический характер производства;

·        несовершенство конкуренции на современном рынке в целом и прежде всего не рынке труда;

·         эффект замещения на рынке труда(увеличение роста з/п на первом этапе вызывает рост предложения труда, т.к. каждый час свободного времени работник воспринимает как упущенную выгоду. Свободное время он превращает в рабочее и замещает его товарами приобретенными на повышенную з/п), но потом начинает срабатывать эффект дохода (свободное время уже не кажется упущенной выгодой, он сокращает предложение труда как бы покупая свободное время);

·        прочее (миграция населения из других стран и т.п.).

1.     Типы безработицы:

2.     Естественный уровень безработицы (спроса на труд и предложение труда совпадают):

3.     Фрикционная безработица: связанную с поисками или ожиданиями лучшей работы в лучших условиях, она предполагает перемещение рабочей силы по отраслям, регионам, в связи с возрастом, переменой професии. Ее иногда называют текучей безработицей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.