|
10 |
|||
3 |
вторая единица А |
8 |
третья единица А |
5–2=3 |
третья единица В |
9 |
|||
4 |
вторая единица А |
8 |
третья единица А четвертая единица В |
3–1–2=0 |
четвертая единица В |
8 |
Таким образом, получаем условие оптимума: I = 2A + 4B.
Второй способ.
1. Ищем равные значения в таблице по графам и отмечаем их.
2. Каждую пару проверяем, подсчитывая для нее значение TU:
первая единица А и вторая единица В: 10+24+20=54;
вторая единица А и четвертая единица В: 10+8+24+20+18+16=96;
четвертая единица А и пятая единица В: 10+8+7+6+24+20+18+16+12=121;
седьмая единица А и шестая единица В: 10+8+7+6+5+4+3+24+20+18+16+12+6=139.
3. Для каждой пары подсчитываем затраты на покупку I:
первая единица А и вторая единица В: 1+4=5;
вторая единица А и четвертая единица В: 2+8=10;
четвертая единица А и пятая единица В: 4+10=14;
седьмая единица А и шестая единица В: 7+12=19.
Отбрасываем пары, расходы по которым больше нашего дохода (10 у.е.) и берем ту пару, затраты по которой максимально близки к доходу (в нашем случае это пара 2А + 4В). Таким образом, снова получаем условие оптимума: I = 2A + 4B.
Полезность и доход. Условия оптимума потребителя при порядковом способе исчисления полезности.
Бюджетная линия – все сочетания товаров Х и Y, при которых общая сумма затрат равна доходу. Для каждой бюджетной кривой можно найти описывающее ее уравнение.
Пример. Вернемся к предыдущему примеру с едой и одеждой. Введем стоимость наших товаров: PF = 1 у.е., PC = 2 у.е. Составим таблицу:
Наборы товаров (точки на графике)
F
C
Расходы на покупку
A
0
40
40
B
10
15
40
C
20
10
40
D
30
5
40
E
40
0
40
В нашем случае бюджетная линия (ее уравнение: F + 2C = 40) будет выглядеть так:
Рис. 14. Бюджетная линия.
В общем же случае уравнение бюджетной линии записывается в виде
Для удобства построения графика выразим отсюда Y:
Задача. Имеется два продукта: Х – "Пепси-Кола", Y – лимонад. Цена лимонада PY = 12 у.е. Требуется найти: цену "Пепси-Колы" PХ, доход
потребителя М и уравнение бюджетной линии.
Решение проведем в несколько шагов.
Шаг 1.
Определяем доход:
у.е.
Шаг 2.
Находим цену "Пепси-Колы":
у.е.
Шаг 3.
Найдем уравнение бюджетной линии:
Оптимум потребителя – наиболее эффективное использование денежных средств или покупка товаров, обладающих наибольшей полезностью. На рис. 15 точка касания A кривой безразличия и бюджетной линии и есть точка оп- тимума потребителя.
Рис. 15. Точка потребительского оптимума.
В этой точке потребитель расходует весь свой доход, максимально удовлетворяя при этом все свои потребности. У кривых I0 и I2 точек оптимума нет, а полезность наборов В и С меньше полезности набора А.
Условие потребительского оптимума при порядковом способе измерения полезности записывается в виде формулы
где отношение показывает угол наклона бюджетной линии.
Положение бюджетной линии может меняться под воздействием ряда факторов:
1. Изменение дохода. цена – потребление
2. Изменение цен на товары. доход – потребление
2.3Особенности ценообразования в условиях совершенной конкуренции и монополии.
Основные положения теории совершенной конкуренции.
Для рынка совершенной конкуренции характерны следующие черты:
1. Здесь действует большое число фирм, каждая из которых является независимой по отношению к другим фирмам.
2. Любая фирма отрасли не в состоянии воздействовать на рыночную цену производимого товара. Объем выпуска каждой фирмы составляет до 2% от общего объема. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма воспринимает цену как внешний фактор, не зависящий от ее действий.
3. Фирмы отрасли производят один и тот же однородный продукт, так что покупателям безразлично, продукт какой фирмы выбрать.
4. Отрасль является открытой для входа и выхода из нее любого количества фирм.
5. Осуществляется равный доступ ко всей имеющейся информации.
Если фирма действует в условиях совершенной конкуренции, то каждую единицу продукции она продает по одинаковой цене, то есть на каждую дополнительную единицу продукции фирма будет иметь одинаковый предельный доход, равный цене товара:
Пример.
Q
P
TR
1
10
10
2
10
20
10
3
10
30
10
Поэтому кривые спроса средней и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию на уровне цены (рис. 22).
Это показывает, что спрос является абсолютно неэластичным.
Рис. 22. Спрос отдельной фирмы.
К проблеме определения объема выпуска продукции, при котором фирма максимизирует прибыль, можно подойти двумя способами:
· оценить предельные значения выручки MR и MC;
· изучить суммарные издержки ТС и суммарную выручку TR.
Пример. Рассмотрим следующую таблицу и найдем максимальное значение прибыли:
Q,
шт/день
P,
руб./ед.
TR
TC
MC
MR
AC
П
прибыль
0
40
0
50
–
–
–
-50
1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.