7. Этические выводы из учения о душе. Для бессмертной души нет иного спасения, чем стать как можно лучше и как можно разумнее. Если бы со смертью тела погибла и душа, то дурным людям не о чем было бы беспокоится. Но так как душа после смерти остается, она несет на себе все те преступления, которые совершены ею при жизни тела. - праведные души спокойно занимают свое надлежащее место в Аиде. Злые же души сопротивляются, страшатся, их насильно тащит соответствующий гений (демон), и испытывают они в Аиде всякие страдания и наказания, пока "силою необходимости" они не будут переселены в обиталище, какого заслуживают.
8. Космологические выводы из учения о душе. Картина здешней Земли: будучи шаром, она покоится в равновесии в центре мира среди однородного неба; а так как она очень велика, то мы знаем только небольшую ее часть от Фасиса до Геракловых Столпов, живя только в одной из ее многочисленных впадин как бы на дне моря и не имея возможности выйти за пределы окружающего нас воздуха. В противоположность нашей Земле "истинная" Земля находится под самыми небесами, в чистом эфире, образует собою разноцветный двенадцатигранник. На той Земле прекрасная растительность, камни и горы, подобные нашим драгоценностям, масса золота и серебра, никогда не болеющие люди, храмы, в которых обитают сами боги, священные рощи, всеобщее блаженство. Возвращаясь к изображению нашей Земли,
Платон дает ее подробную мифологическую геологию, географию и метеорологию, включая описание подземного мира.
9. Заключение. Смерть Сократа. Сократ дает свои наставления ученикам и друзьям: думайте и пекитесь о самих себе. Потом к Сократу привели трех его сыновей, пришли и родственницы. Далее он снова говорил со своими друзьями. Чашу с ядом Сократ взял с полным спокойствием и выпил легко. Те, кто был рядом с ним в этот момент, заплакали.
Последними словами Сократа были: "Критон, мы должны Асклепию петуха.
Так отдайте же, не забудьте".
Платон: "Тимей".
(мифологическая диалектика космоса) Действующие лица: Сократ, Тимей, Критий, Гермократ. 1. Вступление. Они встречаются на другой день после разговора об идеальном государстве (каждый имеет сообразно своей природе подходящий лишь ему род занятий и лишь одно искусство; искусство землепашцев и прочие ремесла отделены от воинов; воины должны быть суровы к врагам и справедливы к согражданам; у них не должно быть никакой собственности; женщины должны делить все мужские занятия как на войне, так и в прочем житейском обиходе; деторождение должно быть общим - все братья, сестры, родители и т.д.). Но теперь ставится вопрос относительно обоснования самого этого идеального государства. - Сократ подчеркивает достоинства своих собеседников, причастных философским и государственным занятиям. - Критий рассказывает сказание о величайшем из деяний, совершенных когда-либо Афинами, передающееся от поколения к поколению: это сказание привез из Египта Солон, жрецы поведали ему о том, что девять тысяч лет назад в Афинах жили люди, память о которых не сохранилась среди современных Солону афинян, но которую хранили до сих пор египетские жрецы. Эти предки обладали совершенными законами, были добродетельны. Государство это положило предел дерзости несметных воинских сил, отправляющихся на завоевание всей Европы и Азии, а путь державших от Атлантического моря, из царства, именовавшегося Атлантидой. Однако землетрясения и наводнения стерли с лица земли и Атлантиду, и поглотили воинскую силу афинян. Он предлагает считать государство и граждан, описанных Сократом во вчерашнем разговоре как некий миф, государством и гражданами, которые существовали в реальности и являются предками афинян, по свидетельству жреца. Сократ соглашается с таким предложением, говоря о преимуществе того, чтобы иметь дело с не с вымышленным мифом, но с реальным сказанием. Основное повествование (за исключением нескольких страниц вступления) ведется от лица Тимея, собеседника Сократа; в общем, можно сказать, что это монолог. Такая структура объясняется так: накануне основным рассказчиком был Сократ, теперь же его собеседники высказывают свои взгляды, а Сократ уступает им инициативу. В следующем после "Тимея" диалоге "Критий" высказывается другой участник разговора, соответственно Критий. В диалоге трактуются основные понятия античной астрономии, т.е. выдвигается антитеза вечного и временного и доказывается положение, что космос есть только подобие вечного и подражание божественному. Поскольку, однако, вечное и божественное Платон как мировой ум, в дальнейшем и последует рассуждение о функциях космического ума. Здесь важно также отметить, что Платон мыслит свои рассуждения о космосе только как вероятные, поскольку они все связаны с чувственными ощущениями; а точен и безусловен с точки зрения Платона, только чистый ум. После молитвы Критий приступает: для начала должно разграничить две вещи: что есть вечное, не имеющее возникновения бытие ( = то, что постигается с помощью размышления и рассуждения) и что есть вечно возникающее, но никогда не сущее ( = то, что подвластно мнению и неразумному ощущению, возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле). Все возникающее должно иметь причину своего возникновения. По какой причине устроил возникновение и эту Вселенную тот, кто их устроил? Космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения. Что это за живое существо, по образу которого устроитель устроил космос? Это универсальное, живое существо. Небо, видимое и осязаемое, бог построил, соединив огонь и землю, поместив между ними воздух и воду - так родилось упорядоченное, благодаря пропорции, тело космоса. Очертания Вселенной - сфера, наиболее совершенное сочетание. Космос устроен как самодовлеющий, не нуждающийся ни в чем другом, кроме самого себя. Демиург дал своему творению жизнь блаженного бога. Интересно то, что миров не может быть много. Существует один единственный умопостигаемый образец (первообраз), и потому существует только один мир, ему подражающий. - Однако прежде тела, была сотворена душа - из неделимой и вечно тождественной сущности - сотворена невидимой. Она совершеннее всего рожденного, являет собой трехчастное смешение природ тождественного и иного с сущностью, которое пропорционально разделено и снова слито и неизменно вращается вокруг самого себя. Далее описывается космос в своем органическом строении: а) время и его органы, т.е. 1) время как таковое - вечный образ, движущийся от числа к числу (некое движущееся подобие вечности (для того чтобы еще более уподобить свое творение вечно живому существу, но природу вечного нельзя передать ничему рожденному, отсюда - время) и 2) временные движения неподвижного неба и отдельных планет; б) образование высших классов "живых существ", или "ставших" богов, т.е. звезд (участвующих в устроении времени) и положение Земли; в) создание человека - демиург обращается с этой целью к низшим богам; голова - сферовидное тело - божественнейшая часть человека, руки и ноги, чтобы голова не катилась по буграм и ямам, несут отныне вместилище того, что в нас божественнее и святее всего; зрение, слух и голос дарованы богами для того, чтобы наблюдать круговращение ума в небе, извлекать пользу для круговращения нашего мышления, которое сродни тем, небесным, хотя в отличие от их невозмутимости оно подвержено возмущениям. Функции первичной материи как необходимости и краткое резюме двух основных частей диалога. Здесь Платон вырабатывает очень тонкое диалектическое понятие материи, сводящееся к указанию на чистое становление, чуждое всякого оформления. Материя - это чистый аналог иного, как оно было выведено в отвлеченной диалектике "Парменида". Прежде в диалоге были выделены две вещи: основополагающий первообраз, который обладает мыслимым и тождественным бытием; и подражание этому первообразу, которое имеет рождение и зримо. Теперь необходимо выделить третий вид - как восприемника и кормильца всякого рождения. Природа, которая приемлет все тела, всегда тождественна, ибо никогда не выходит за пределы своих возможностей; всегда воспринимая все, она никоим образом не усваивает никакой формы, которая была бы подобна формам входящим в нее вещей. Следует мысленно обособить три рода: то, что рождается (ребенок), то, внутри чего совершается рождение (мать), и то, по образцу чего возрастает рождающееся (отец). - Есть бытие, есть пространство и есть возникновение, и эти три рода возникли порознь еще до рождения мира. - Вторичная материя, или об элементарных плоскостях и телах: а) два первичных треугольника (равнобедренный и неравнобедренный); б) возникновение из них четырех элементарных тел ("родов"); в) возникновение массы каждого их этих четырех элементов и различные их качества; г) более точные условия и границы взаимоперехода элементов; д) физические условия движения и покоя вообще; е) специальные виды огня (пламя, истечение пламени, которое не жжет, но доставляет глазам свет, и, наконец, то, что после угасания пламени остается в тлеющих углях), воздуха (эфир, туман), воды (жидкий и плавкий вид) и земли (каменистое тело, горшечная глина, щелок и соль). После того, как с достаточной полнотой показано разнообразие видов, вытекающее из сочетаний и взаимопереходов фигур (огня, воды и т.д.), выясняется причины воздействия производимых всем этим на нас. Теория чувственного восприятия или о вторичных качествах тел. Все, описанные выше вещи, постоянно ощущаемы. А) общие (ощущаемые всем телом) телесные ощущения, или ощущения тепла и холода, твердости и мягкости, тяжести и легкости, приятного и неприятного. Б) теория четырех специальных чувств: зрение (учение о красках), слух, обоняние, вкус. Далее краткое резюме двух основных частей диалога. Вначале все вещи являли собой состояние полной неупорядоченности, и только бог привел каждую из них к согласию с самим собою и со всеми другими вещами во всех отношениях, в каких только они могли быть причастны соотносительности и соразмерности. Ведь доселе в них не было ничего подобного, разве что по какому-нибудь случайному совпадению, и вовсе не к чему было применить те имена, которыми мы нынче именуем огонь и воду, а равно и прочие вещи; бог впервые все это упорядочил, а затем составил из этого нашу Вселенную - единое живое существо, заключающее в себе все остальные живые существа, как смертные, так и бессмертные. При этом божественные существа создал сам демиург, а порождение смертных он доверил тем, кого сам породил. И вот они, подражая ему, приняли из его рук бессмертное начало души и заключили его в смертное тело, подарив все это душе вместо колесницы, но, кроме того, они приладили к нему еще один, смертный, вид души, вложив в него опасные и зависящие от необходимости состояния: для начала - удовольствие, эту сильнейшую приманку зла, затем страдание, отпугивающее нас от блага, а в придачу двух неразумных советчиц - дерзость и боязнь - и, наконец, гнев, который не внемлет уговорам, и надежду, которая не в меру легко внемлет обольщениям. Все это они смешали с неразумным ощущением и с готовой на все любовью и так довершили по законам необходимости смертный род души. В грудь они вложили смертную душу, в голову - душу более благородной природы. Далее речь идет о прочих частях человеческого тела, о процессах питания, пищеварения, жизнь и смерть, о болезнях души и тела, о гармоническом устроении, т.е. о душе и теле и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55