Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ p> Философия природы (подготавливает социальную философию)
- органическая
- неорганическая (начинать надо с нее, т. к. ее явления более простые) самое древнее и простое - астрономия.
Философия природы:
1. Астрономия (Греция).
2. Химия (Средние века).
3. Биология (современность).
Шире - вводятся промежуточные науки для перехода от одной к другой:
1. Математика - единственная рациональная колыбель положительного метода.
2. Асторномия.
3. Физика.
4. Химия.
5. Биология.
Неизменная иерархия наук.
1. Математика: а) исчисление. b) геометрия. с) механика.
2. Астрономия.
3. Физика.
4. Химия.
5. Биология.
6. Социология.
1-ая - исключительный отправной пункт последней.
Можно для простоты объединить в группы:
1) Математико-астрономический (начальные).
2) Физико-химические (промежуточные).
3) Биолого-социальные.
3. Важность закона классификаций. а) Классификация. b) Эволюция.
Тщетные споры материализма и спиритуализма.
Заключение: применение астрономии к образованию.
1.Народное образование должно открываться астрономией до тех пор, пока не наступит время систематического и полнейшего образования.
2. Полезность этой науки связана с ее историческим влиянием: астронимия раньше социологии была главным двигателем великих умственных переворотов человека.

К. Маркс. “К критике политической экономии. Предисловие.”

Лондон, январь 1859г.
Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал, земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля, мировой рынок.
Первые три рубрики: экономические условия жизни трех больших классов, на которое распадается современное буржуазное общество. Связь трех других - очевидна.
Первый отдел первой книги трактует о капитале.
Главы:
1) товар.
2) деньги (простое обращение).
3) капитал вообще.
От частного к общему. Юриспруденция, философия, история. “Материальные интересы”. Работа в “Reinische Zeitung”. Первая работа - критический разбор гегелевской философии права (Введение уже 1844).
Вывод: Правовые отношения и формы государства не могут быть поняты из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненых отношениях “гражданского общества” (Гегель) и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии.
Париж, Брюссель.
Результат: В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производственных сил.
Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котром воздвигается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.
Не сознание людей определяет их бытие, а напротив, их общественное бытие определяет их сознание.
Способ производства материальной жизни обуславливают социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.
На известной ступени своего развития материальные производственные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями (юридически - отношениями собственности), внутри которых они дро сих пор развивались. Из форм развития эти отношения становятся оковами: наступает эпоха социальной революции.
Изменение экономической основы влечет за собой переворот надстройки.
Следует отличать экономический переворот от идеологических форм. Объяснять сознание из противоречий материальной жизни. Из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями.
Буржуазные производственные являются последней антагонистической формой общественного процесса производства. Антагонизм - вобщественных условиях жизни индивидуумов.
Буржуазной экономической формацией завершается предыстория человечества.
Работа с Энгельсом: критика послегегелевской философии.
“Манифест коммунистической партии” - Маркс & Энгельс.
Маркс: “Речь о свободе торговли”, “Нищета философии”.
Работа в 1850 г. в Лондоне.
New York Daily Tribune.
Взгляды Маркса - составляют результат добросовестных исследований.

П.Чаадаев. “Философические письма”. (1829-30гг.)

I.Учение, основанное на высшем начале единства и непосредственной передаче истины в непрерывном преемстве её служителей, только и может быть самым согласным с подлинным духом религии, потому что дух этот заключается всецело в идее слияния всех нравственных сил в одну мысль и чуство и постепенном установлении социальной истины или церкви, которая должна водворить царство истины среди людей.

Лучшее средство сохранить религиозное чувство - придерживаться всех церковных обычаев.

Одна из самых прискорбных особенностей нашей цивилизации состоит в том, что мы всё ещё открываем истины, ставшие избитыми в других странах. Мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку и не имеем их традиций. Мы стоим вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. То, что издавна составляло самую суть общества и жизни, для нас ещё теория и умозрение.

У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства.
Это пора великих свершений, самых сильных и плодотворных идей. Мы не имели ничего подобного: дикое враварство, жестокое иноземное владычество. Нет действенных наставлений в нац.традиции. Мы живём лишь в самом ограниченном настоящем, среди плоского застоя. Как можно ожидать в обществах начатков добра, пока эти общества колеблются без убеждений? Мы не восприняли даже традиционных идей человеческого рода, нам следует их воспитать.

Народы живут только сильными впечатлениями в их умах от прошлых времён и общением с другими народами. То, что у других народов является привычкой, инстинктом, то нам приходится вбивать ударом молота. У нас всецело заимствованная и подражательная культура. Мы воспринимаем лишь готовые идеи, у нас нет последовательности развития мысли.

Народы - существа нравственные, их воспитывают века. Мы же существуем лишь с целью преподать урок миру.

Народы Европы имеют общее лицо (несмотря на разделение на ветви латинскую и тевтонскую, юг и север). Атмосфера Запада - это мысли о долге, справедливости, праве, порядке. Лучшие идеи, лишённые связи и последовательности, как бесплодные заблуждения парализуются в нашем мозгу.
Обратите внимание на немоту русских лиц! Конечно, у нас есть не только пороки, а у Европы - не только добродетели, но исследование это посвящено общему духу наций.

Массы подчиняются известным силам, стоящим у вершин общества.
Непосредственно массы не размышляют, среди них имеется известное число людей, которое даёт толчок коллективному сознанию нации. Где же наши мудрецы?!

Раскинувшись между Востоком и Западом, мы должны были объединить два великих начала духовной природы - воображение и разум. Мы же миру ничего не дали, а всё взятое исказили.

Как мы можем сразу усвоить вековой прогресс Европы, даже не потрудившись узнать, как он свершился? В христианском мире всё должно непременно способствовать установлению совершенного строя на Земле. Две функции христианства: действие на индивидуальное и общее сознание. Все народы Европы шли христианским путём рука об руку. Интересы создавались из убеждений. Общая идея влияния христианства: духовная, умственная, социальная.

II.Задача не в расширении области наших идей, а в исправлении их и придании им нового напрвления. Почему русский народ попал в рабство при христианстве? Почему православная церковь не помешала этому? Всё благо, что мы совершаем, есть присущая нам способность подчиняться некой неведомой силе. Человек, собирая воедино наблюдения предшествующих поколений, создаёт систему познания, подтверждаемую его собственным опытом, а великое орудие исчисления облекает его в неизменную форму математической достоверности.
Невозможно исследовать духовную природу, так как она свободна. Общий закон должен быть преподан нам высшим разумом. Нет такого человеческого знания, которое может заменить божественное.

III.Нет иного человеческого разума, кроме подчинённого (божественному разуму). Человек всегда ощущает силу вне себя самого, отсюда все наши идеи о добре, долге, законе, добродетели. Главный вопрос жизни - как открыть действие верховной силы на нас? Чему мы должны подчиниться? В вопросе о природе нашего познания выясняется, что синтез для разума более естественен, чем анализ, поэтому человек чаще пользуется индукцией в своём познании, нежели дедукцией. Настоящая основа нашей умственной мощи - логическое самоотречение (следует логически познать, насколько наш разум и силы ничтожны перед божественным разумом и силой). Полная подчинённость - высшая ступень человеческого совершенства. Прекрасное, вновь обретённое, существование (полного добровольного подчинения Богу, жизни по его законам) не требует выхода из мира, окружающего нас. Бог не создал время, он позволил человеку время создать (путём памяти). Чтобы судить о вещах, необходимо иметь понятие о добре и зле, они нам врождены, Бог создал нас с ними.

IV.Всякое естественное явление можно рассматривать как число.
Действительные величины имеются лишь в нашем уме, а во Вселенной - лишь числовые видимости, в их формах материальность открывается нашим взорам
(см. о познании как исчислении идей у Бэкона и Гоббса; для образования понятия “красная колючая роза” следует к понятию “роза” прибавить два других понятия и.т.д. и.т.п.). В применении к явлениям природы наука чисел достаточна для эмпирического познания, но не соответствует требуемой достоверности в абстрактном познании, ведь числом не может ограничиваться бесконечность божественной мысли.

Три возвышающих открытия эмпирических наук: анализ Декарта, наблюдение
Бэкона и небесная геометрия ньютона. Две основные силы природы - тяготение и отталкивание. Всё сотворённое находится в непосредственном движении, что требует от нас представления о силе, внешней движимому предмету. Закон движения всеобщ физическому, нравственному и умственному миру. Собственные действия человека - лишь случайная причина, поскольку действует лишьв соединении с другой, высшей, силой. Я действительно и постоянно действую, хотя и подчиняюсь чему-то, что сильнее меня, - Я сознаю. Один разум подчиняется другому, но сохраняет свою власть и способности. Собственное действие человека совершается лишь по закону (установленному Богом). Когда мы от этого закона отступаем, действия наши определяются тем ничтожным, что нас окружает.

V.Закон не может быть дан человеческим разумом самому себе, так же как и любой другой вещи. Закон духовной природы нам раз навсегда предуказан
(как, впрочем, и физической природы). Мысль человека есть мысль рода человеческого. Подлинное духовное начало искалечено и извращено природой человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.