Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ p> Географическая основа всемирной истории.

Связь духа с природой, хотя является чем-то внешним, но оказывается той почвой, на кот. совершается развитие духа и т.о. его основой. Идея духа проявляется в действительности как ряд внешних форм, каждая из кот. определяется как действительно существующий народ. Эта сторона существования дана как во времени, так и в пространстве в виде естественного бытия, и особый принцип, свойственный каждому всемирно- историческому народу, в то же время свойственен ему как природная определенность. Эти естественные различия есть особые возможности, из кот. развивается дух. Т.о. они образуют географическую основу.

Исходя из этого всемирно-исторических народов не может быть ни в холодном, ни в жарком поясе, т.к. там действие природы, в кот. первично отчужден дух настолько сильно, что он не может создать мир для себя, т.к. человек не в силах до конца удовлетворить свои естеств. потребности.
Истинной ареной всемирной истории явл. умеренный климат.

Старый и Новый свет. Новый свет (Австралия и обе Америки) нов не только относительно его открытия, но и вообще, по всему их физическому и духовному характеру. Америка пока вторична, т.к. европеизирована. США
(североамериканские соединенные штаты) страна будущего, но поскольку мы занимаемся лишь настоящим духа, она к рассмотрению не относится. Т.о. образом ареной мировой истории является Старый свет включающий три части
(Европу, Азию, Африку), кот. образуют единое целое. Их отличительной чертой является то, что они расположены вокруг моря, кот. их соединяет (разделяют не реки и моря, доступные судоходству, а суша: горы и пустыни). Т.о.
Средиземное море является центральным пунктом мировой истории. Дальняя восточная Азия удалена от всемирно-мирового процесса и не вмешивается в него, как и северная Европа, кот. лишь позднее начинает играть роль во всемирной истории, но в древности не принимала в ней никакого участия.
Восточная Азия и страны, расположенные за Альпами, являются крайними пределами арены мировой истории.

Географические различия, имеющие значение для развития духа.

1. Безводное плоскогорье со степями и равнинами - обитатели кочевники, не существует правовых отношений, в истории играли лишь разрушительную роль
(монголы и т.д.).

2. Низменности, переходные страны, расположенные в бассейнах рек (Нил,
Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы, и т.д.). Оседлый образ жизни способствует созданию государств.

3. Прибрежные страны. Морские пути сообщения побуждают к разбою и торговле с риском для жизни, что возвышает, т.к. средства несоизмеримы с целью. Деятельность, связанная с морем, формирует особый дух, в силу чего прибрежные страны (не все (Китай не входит),а только те, кот. используют море) имеют совершенно отличный от стран низменностей дух.

Три географических принципа - 1. Скотоводство - патриархальная самостоятельность, 2. Земледелие и промышленный труд - собственность и отношение господства, 3. Торговля и судоходство - гражданская свобода. У первых нет истории, но есть импульс, кот. однако не имеет исторического содержания.

Африка. Три части: Подлинная Африка - к югу от Сахары, к северу - европейская Африка (всегда была колонизированной), и Египет. Первые две отпадают т.к. в подлинной Африке дух свободы еще не пробудился (законов нет, религии в собств. смысле тоже, искусство утилитарно) и рабство, в кот. они попали у европейцев им только на пользу, т.к. отчуждение их свободы дает им возможность осознать ее. Рабство в себе и для себя - несправедливость, т.к. сущность человека - свобода, но чтобы получить ее, он должен сперва дозреть. Вторая же - вторична как колонизированная.
Остается только Египет, кот. чужд африканскому духу.

Движение всемирной истории шло с Востока (Азии) на Запад (Европу).
Азия - Сибирь отпадает (холодно). Остается Китай, Индия, Вавилония,
Передняя Азия. Передняя Азия относится к Европе, т.к. не удержала того, что есть в ней выдающегося, но передала его в Европу. В передней Азии возникли все религиозные и государственные принципы, но развивались они в Европе.

Европа. Нет таких различий как в Азии. Они устанавливаются иначе.
Южная Европа обращенная к Средиземноморью. Сердце Европы - Галлия и т.д.
(главные страны - Франция, Германия и Англия). Третья часть - северо- восточные государства Европы - Польша, Россия, славянские государства. Они поздно вступают в историю.

Деление истории.

Всемирная история направляется с Востока на Запад, т.к. Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия ее начало. Именно на западе восходит внутренне солнце самосознания. Всемирная история - дисциплинирование необузданной естественной воли и возвышение ее до всеобщности и до субъективной воли. Восток знал и знает только, что один свободен, греч. и рим. мир, что несколько свободны, германский мир знает, что все свободны. Т.о. первая форма - деспотизм, вторая - аристократия, третья - монархия.

Следует отличать субстанциальную свободу от субъективной свободы, первая реализуется в государстве, вторая вторична первой. Объективная нравственность предшествует субъективной моральности. Государство - общая духовная жизнь, в кот. выражается их сущность и деятельность. Поэтому имеет значение является ли их жизнь чуждой рефлексией привычкой к этому единству или они являются мыслящими личностями и для себя существующими субъектами
(Сократ, напр.).

Восток - детский возраст. В основе лежит непосредственное сознание, субстанциальная духовность, к кот. субъективная воля относится как верность, повиновение. В гос. жизни осуществляется разумная свобода, но не переходит в субъективную свободу. Один субъект признается субстанцией, кот. все принадлежит, так что никакой другой субъект не обособляется и не отражается в его субъективной истории. Нет индивидуального принципа, хотя есть его предчувствие, выражающееся во внешней борьбе таких государств с другими без внутренней динамики.

Средняя Азия. Отроческий возраст - задор и драчливость.

Греческий мир. Юношество. Формируется индивидуальный принцип и индивидуальности. Как и в Азии, принцип - нравственность, но он запечатлен в индивидуальности и выражает свободное хотение индивида. Происходит сочетание нравственной и субъективной воли - царство прекрасной свободы.
Однако, эти два момента, разделенные в Азии, соединены непосредственно и наивно. Прекрасная нравственность еще не вырабатывалась путем борьбы субъективной свободы, не стала свободной субъективностью нравственности.

Рим - царство абстрактной всеобщности. Возраст возмужалости.
Подчинение общей цели, причем индивидуум исчезает и достигает своей цели лишь в общей цели. Интерес обособляется от индивидуумов, но они получают в самих себе абстрактную формальную всеобщность. Всеобщее порабощает индивидуумов, им приходится отказаться в нем от себя, но зато они обретают всеобщность для самих себя, т.е. личность: они становятся юридическими личностями как частные лица. В той мере в какой индивидуумы подводятся под абстрактное понятие лица, этому же подвергаются народы, подчиняясь всеобщему и поглощаясь ее как масса. Рим становится пантеоном всех богов и всего духовного, но и эти боги и этот дух теряют свою жизненность.
Возникает двойственность между целью государства как абстрактной всеобщностью и абстрактным лицом. Личность становится преобладающей и субъективная сила господства выступает в качестве принципа разрешения этой антиномии. Подавляя другие личности, она направляет отдельные лица искать утешения в частном праве, устанавливающем светское примерение. Но тогда становятся ощутимей страдания, вызываемые деспотизмом, и углубившийся в себя дух, покидает безбожный мир достигая в себе и для себя всеобщей субъективности, божественной личности. Светскому царству противопоставляется духовное царство, царство субъективности знающего себя в своей сущности подлинного духа. Наступает четвертый момент.

Германское государство. Старческий возраст - не характеризуется слабостью, но оказывается возрастом полной зрелости духа, в кот. он возвращается к единству как дух. Это государство начинается с примерения, совершающегося в христианстве. Но там оно совершается в себе. Для себя духовный мир оказывается противопоставлен светскому со всей его животностью. Светская жизнь должна соотв. духовной, но только должна.
Духовная жизнь, погружаясь в мирское, отчуждается от себя, теряя всю свою силу. Эта испорченность духовной стороны, т.е. церкви, вызывает развитие более высокой формы разумной мысли - вновь углубившийся в себя дух делает свое дело в форме мышления и становится способным осуществлять разумное, исходя лишь из мирского принципа (смена католичества протестантством).
Противоположность между государством и церковью исчезает, дух находит себя в светской жизни и организует ее как органическое в себе наличное бытие.
Государство не стоит ниже церкви, церковь лишается привилегий, и духовное начало уже не чуждо государству. Свобода находит себе опору, свое понятие о том, как осуществлять свою истину. В этом цель всемирной истории. Такая история есть истинная теодицея Бога, т.к. все что совершалось в истории, было собственное его дело.

Восточный мир.

Китай, Индия, Персия, Египет как переход к греч. миру.

Греческий мир.

Римский мир.

Германский мир.

Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”


Работа первоначально была опубликована в журнале Neue Zeit как критический разбор книги Штарке “Л. Ф.” (1885)

Главы не имеют названий. Всего их 4.

Глава 1. Отмечается революционный характер философии Гегеля. Согласно тезису о “разумности всего действительного и наоборот” и о “раскрытии действительности как необходимости”, по мере развития всё, бывшее прежде действительным, становится недействительным, утрачивает свою необходимость, свою разумность. По всем правилам гегелевского метода мышления, этот тезис обращается в “достойно гибели всё, что существует.” Истина, которую познаёт философия, представлялась уже не в виде собрания готовых догматических положений: истина – в самом процессе познания, в историческом развитии науки, никогда не достигающей состояния “абсолютного знания.”
Так обстоит дело во всяком познании, а равно и в области практического действия.

Однако в философии Гегеля была и консервативная сторона, связанная больше с его системой, чем с методом: каждая ступень исторического развития общества необходима и оправдана (время и условия её происхождения.) У всех философов преходящей оказывалась система: они возникали из непреходящей потребности духа преодолеть все противоречия, что означало бы достижение абсолютной истины и конец всемирной истории (новое противоречие.) Гегелем вообще завершается философия, с одной стороны, потому, что его система есть итог всего предыдущего развития философии, а с другой – потому, что указывает нам путь к действительному положительному познанию мира в науках и посредством обобщения их результатов при помощи диалектического мышления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.