Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ p> Письмо 5. Схоластика.

Противоположность христианского мира с древним требовала не переоценки, а пересоздания. Евангелие торжественно огласило права человека, и люди впервые услышали, что они такое. Древний мир видел в природе духовное, новый же мир не верил в материальное, в явление. Схоластика - сухой амфибий, замещающий истинную науку. Она не вполне религиозна и не вполне наукообразна. Это боязнь самобытности мысли. О естствоведении не могло быть и речи. Схоластики не уразумели настолько христианства, чтобы понять, что искупление не отрицает конечного, а спасает его. Мысль прошла между сердцем и умом. Средина всего - лишь раздвоение. Рассудочный сухой спиритуализм. XV век - пробуждаются новые требования, внимание обращается на реальные предметы. Пьер Ранце - протестант в схоластике. Бруно, Ванини,
Кардан, Кампанелла, Тилезий, Парацельс. Классическое образование разделило массы и аристократию.

Письмо 6. Декарт и Бэкон.

Ничего нового с основания не воздвигнуто, лишь новые постройки из старого кирпича (судьба всего реформационного). Чистое мышление - схоластика новой науки, протестантизм - возрождённый католицизм. Сохранился схоластический дуализм, но без мистико-каббалистического наряда. Со времени
Декарта наука не теряет своей почвы. Философия древняя и новая философия составляют два великие основания будущей науки. Отношение мышления к бытию
- вопрос новой науки. Декарт - совершенная свобода в среде мышления.
Сознание неразрывно с бытием. Nosce te ipsum - лозунг древней науки. Cogito ergo sum - лозунг новой науки. Мышление - действиетльное определение моего
Я. Но Декарт разобщил мышление и бытие как мышление и протяжение. Дуализм и схоластика возведены в логическую форму. Декарт - математический ум, качество уступило место количеству. Материя Декарта - виртуальная пустота.
Противоположность Декарта и Бэкона: у Декарта была метода, но не было действиетльного содержания, у Бэкона было эмпирическое содержание, но не было науки. Начало Бэкона - опыт, апостериорная истина. Декарт - вера в мысль, Бэкон - вера в факт (наблюдение). Бэконовская эмпирия - кладовая истины.

Письмо 7. Бэкон и его школа в Англии.

Главный приём Бэкона: идти от частного, от опыта, от наблюдаемого события к обобщению. Опыт у Бэкона - не страдательное восприятие, а взаимодействие внешнего и мысли. Последователи Бэкона односторонни. Гоббс - биологизм, мысль без божественного. Гассенди, Ньютон - деятели науки, а не философы.

Письмо 8. Реализм.

Последователи Бэкона хотели сделать опыт не только источником, но и венцом всякого знания. Эмпиризм захотел иметь свою метафизику, Локк ответил на эту потребность. Он начал с разбора орудий мышления. Но эта задача представляет логический круг. Юм - чем человек делает разбор своего разума?
- разумом (понял это только Кант). Локк на каждом шагу бьёт самого себя.
Логически всё воззрение Локка - ошибка. Последовательнее его, но из тех же начал - Кондильяк. Материалисты вообще никак не могли понять объективность разума. У них бытие и мышление или распадаются или действуют друг на друга внешним образом.

Природа помимо мышления - часть, а не целое. Мышление - только высшая степень развития природы. Этого-то и не могли понять материалисты. Юм - самые последовательные выводы о достоверности, истине, предрассудках.
Франция XVIII в. - развитие и опрощение Бэкона и Локка. Примирение -
Шеллинг, Гегель.

Н.Чернышевский. “Антропологический принцип в философии”.

(по поводу работы П.Л.Лаврова “Очерки вопросов практической философии”) 1860

Всякие вообще философские учения создавались всегда под сильным влиянием того общественного положения, к которому принадлежал философ, а не являлись лишь независимым поиском истины. В философии нет самодостаточного момента. Ни одно решающее положение не может быть проведено без эмоции и страстей. Каждый философ - представитель какой-либо из общественно- политических партий. Гегель - умеренный либерал, но консервативный в своих выводах. Шеллинг - желал восстановить феодальное государство. Руссо - революционный демократ.

Философское сочинение должно иметь логику (выступает против Ж.Симона).
Лавров - прогрессивный мыслитель, несмотря на то, что многое он заимствовал у Милля и Прудона. Милль - представитель благородного богатого сословия.
Прудон - возвысившийся умственно простолюдин.

Естественными нуками давно выработана идея о единстве человеческого организма. Иная натура человека непременно обнаруживалась бы в чём-либо, а раз не обнаруживается, значит - её нет. След., человека можно изучать лишь на основе естественных наук. (Критика идеи дуализма природы человека, полемика с Юркевичем). При единстве всей натуры мы замечаем в человеке два различных ряда явлений: материального порядка (ест, ходит и.т.п.), нравственного порядка (думает, чувствует, желает и.т.п.). Естественные науки видят в существовании органического тела химический процесс, а разницу между неорганической природой и животным и растительным миром представляют себе количественной, а не качественной, постулируя тем самым единство законов природы. Но наши научные гипотезы ещё не имеют полной достоверности, зато мы можем достоверно отмести заведемо ложные гипотезы.

Выводы естественной науки непреложны, нравственной же - спорны.
Естественные науки уже развились настолько, что дают много материала для точного решения нравственных вопросов. Теперь передовые люди разрабатывают нравственные науки с помощью точных приёмов, подобно естественным наукам.
Первым следствием вступления нравственных наук в область точных знаний было строгое различение того, что мы знаем, от того, что не знаем. На этом основании и должны строиться психология и нравственная философия.

Зол или добр человек? Человек стремится к приятному и избегает неприятного. Человек добр, когда для получения приятного себе он делает приятное другим, и зол, когда для приятного себе он делает другим неприятное. Человеческую натуру здесь нельзя ни бранить, ни хвались, всё зависит от обстоятельств, отношений. Если известные отношения имеют характер постоянства, то вырабатывается в человеке привычка к сообразному с ними способу действий. Суждения о добре и зле приложимы лишь к отдельным людям, а не к человеку вообще.

Таким образом, у нравственных наук готов теоретический ответ почти на все вопросы, но нет практических средств их исполнения, например, неизвествно как сделать человека добрым?

Условия человеческой доброты состоят во впечатлениях самого человека, это нравственные условия и материальные условия. Естественные науки уже предлагают сильные средства для управления внешней природой, теперь нужно научиться управлять природой внутренней.

Наука психология считает, что самой изобильной причиной злых качеств служит неудовлетворение человеческих потребностей, нехватка средств. Это верно, но задача обеспечения человечества пищей состоит не во внешней природе, а восознании людьми надобности этой цели.

Человек как отдельная личность изучается физиологией и медициной.
Человеческий организм признаётся многосложной химической комбинацией, находящейся в многосложном химическом процессе, называемом жизнью. Таким образом, физиология так же является частью химии, как отечественная история является частью истории вообще. Медицина же исследует уклонения химического процесса от нормального вида.

Только деятельность какой-либо части организма даёт явление жизни. Для приятного ощущения также нужна какая-либо деятельность организма. В деятельности всегда участвуют два предмета: действующий и подвергающийся действию. Приятное ощущение должно сотоять в том, что силой человеческого организма переделывается какой-либо внешний предмет. Праздность не может производить приятные ощущения, так как она - отсутствие деятельности. Хотя праздность обычно приятна, а труд неприятен, без деятельности благо невозможно.

Дикари и высокоцивилизованные народы имеют в своём зародыше одно и то же, единую человеческую натуру.

Животные обладают следующими способностями: память, воображение, мышление. Мышление - это умение из разных комбинаций ощущений и представлений выбирать такие, котороые соответствуют потребности мыслящего организма в данную минуту, это выбор средств для действия. Животные имеют сознание, так как нет неосознаваемых ощущений, (напр., невозможно осознать
“синий звук”). Ощущение предполагает основание двух элементов мысли: внешнего предмета, производящего ощущение; существа, чувствующего ощущение.
Также у животных имеются и возвышенные чувства.

Всякое мышление эгоистично. Человек - эгоист, он любит прежде всего сам себя. Даже в “бескорыстных” поступках есть мысль о собственной личной пользе. Отдельный человек называет добрыми поступками те дела других людей, которые полезны для него; в мнении общества добром признаётся польза общества; все люди называют добром то, что полезно для человека вообще. Но часто интересы людей не совпадают. Общечеловеческий интерес стоит выше интереса отдельной нации. Геометрические аксиомы применяются к общественным вопросам.

Добро есть польза! Это прочный источник долговременного наслаждения.
Разница между добром и пользой чисто количественная - добро есть большая польза. Польза измеряется соответствием добра интересам большинства.
Человек должен делать над собой усилие, чтобы напрвлять свои интересы в сторону общих интересов. Для этого следует изменять обстоятельства жизни человека, окружающую среду, тогда изменятся ощущения и мышление. Человек целиком зависит от обстоятельств, от среды обитания.

Н.Бердяев. “Смысл творчества”.

(Опыт оправдания человека) 1916 (14?)

ВВЕДЕНИЕ.

Дух человека в плену. Плен - “мир”.

Человечество находится в состоянии разобщённости и вражды. Изначальный грех человека - рабство. Творческий акт - это освобождение и преодоление.
Творчество - это выход, победа, переживание силы. Наступает время жизни человечества, когда оно должно помочь само себе. Это время свободы в духе, жизни в божественной любви. Религиозное сознание по существу антиномично: мир божественен и не божественен. Эта антиномичность снимается в глубине религиозной жизни. Бог имманентем человеческому духу, а мир трансценедентен ему. Следовательно, необходимо имманентное изживание зла. Необходимо изживание антиномий, а не их ложное устранение. Через дуализм следует прийти к монизму.

Динамическая интроспекция религиозного опыта. Это рождени человека в
Боге и Бога в человеке. Царственное чувствование человека - это религиозное сознание Антропоса как божественного лика. Оправдание человека - антроподицея. Нужно постигнуть всё как мистерию духа.

Глава I. ФИЛОСОФИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ АКТ.

Место новой философии - наука или наукообразность. Но и схоластика была научной для своего времени. Апологетический принцип - принцип господства школьности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.