Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

смотреть на рефераты похожие на "Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ"

Учение Сократа и его место в античной философии. 4
Учение Платона об идеях. 5
Аристотель о материи и форме. 5
Эпикурейская философия. 6
Античный неоплатонизм: этапы, представители, основные проблемы. 7
Славянофильство и западничество в русской религиозной мысли. 8
Средневековая схоластика. (Общая характеристика, основные представители).
9
Социальная философия Т. Гоббса. 10
Философия Французского Просвещения XVIII века. (Общая характеристика, основные представители, системы, школы). 11
Социальная философия Ж.-Ж. Руссо. 13
Пантеизм Спинозы. 13
Атомистическая философия античности: Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций
Кар. 14
Онтология как философское учение о бытии. 15
Гносеология: ее предмет, структура, основные направления. 15
Философская антропология: школы, направления, основные представители. 16
Материализм в русской философии XIX века. 17
Философия элейской школы. 17
Идея цивилизации. 18
Экологическая проблема (социально-философский анализ). 19
Идея отчуждения в социальной философии. 20
Практика и познание. 20
Проблема субъекта в теории познания. 20
Платон: "Федон". 21
Платон: "Тимей". 23
Проблемы онтологии в "Метафизике" Аристотеля. 25
Римский стоицизм. (Марк Аврелий “Наедине с собой”). 26
Джон Локк. "Опыт о человеческом разумении". 29
Г.Гегель “Энциклопедия философских наук” (Логика). 30
Г. В. Ф. Гегель. “Энциклопедия философских наук.” (“Философия духа”). 37
А.Шопенгауэр “Мир как воля и представление” Т.1. (Структура и основное содержание) 44
Л. Фейербах. "Основы философии будущего". 48
О. Конт. “Дух позитивной философии”. (“Слово о положительном мышлении”) 50
К. Маркс. “К критике политической экономии. Предисловие.” 53
П.Чаадаев. “Философические письма”. (1829-30гг.) 54
А.Герцен. “Письма об изучении природы”. (9 писем) 56
Н.Чернышевский. “Антропологический принцип в философии”. 58
Н.Бердяев. “Смысл творчества”. 59
Г. В. Плеханов. “Materialismus militans”. (Ответ господину Богданову).” 64
М.Вебер. “Основные социологические понятия”. 66
Лосский Н. О. “Обоснование интуитивизма”. 70
Э. Гуссерль: "Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии".
74
Беркли 77
Камю “Миф о Сизифе”. 79
Ленин «К вопросу о диалектике». 84
Монадология Лейбница. 84
Декарт. 86
Сартр 87
Гегель. Философия истории. 89
Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” 95
Хайдеггер “Письмо о гуманизме” 96
Ясперс. Духовная ситуация времени. 97
Робин Джордж Коллингвуд (1889 - 1943) 105
Спиноза. 109
Давид Юм «Трактат о человеческой природе» (3 книги) 111
Кант Критика 1 113
Кант. Критика 2 115
Ф. В. Й. Шеллинг. “Система трансцендентального идеализма”. 115
Учение о материи в философии: основные подходы и воззрения. 117
Вопрос № 38. Постмодерн в философии: истоки, представители, принципы. 118
Исторические типы и формы мировоззрения. 119
Рефлексия и самосознание. 119
Развитие и прогресс. 120
Детерминизм, вероятность, целесообразность. 120
Проблема истины в философии. 121
Учение о методе Ф.Бэкона. 121
Социум и культура. Философия общества и философия культуры. 122
Объяснение и понимание. 122
Тейяр де Шарден «Феномен человека». 1938-1940, Пекин. 123
Знак. Смысл. Значение. Гносеологические проблемы семиотики. 126
Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». 127
Руссо. 129
Общественные отношения. Материальное и духовное в общественных отношениях.
129
Классы и социальная стратификация. 130
Социальная философия: предмет и структура. 131
Социальное познание. 131
Социальный детерминизм (принцип субординации исторических фактов). 132
Собственность: социально-философский анализ. 133
Понятие субстанции, субстрата, атрибута и акциденции. 133
Проблема человека в философии. 134
Учение всеединства в России: представители и направления. 135
Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. 136
Волюнтаристическая философия А. Шопенгауэра. 137
Философские основания культурологических концепций Данилевского и
Шпенглера. 139
Позитивизм в философии 19 века: основные представители, школы, этапы, эволюция. 140
Ф.М.Достоевский. 141

Учение Сократа и его место в античной философии.

Сократ родился в Афинах в 470/469 и умер в 399 г до н.э. в жизни
Сократа можно выделить две фазы. Первая отмечена влиянием на него физиков, в особенности Архелая. В этот же период он полемизирует с софистами. Сократ ничего не писал, полагая, что лишь живое слово может донести его мысль посредством устного диалога. Его учениками была записана некая серия поучений, которые приписывают Сократу, однако, они часто не согласуются друг с другом. Платон же в большей части своих диалогв вкладывает собственные идеи в уста учителя. Отсюда предельно сложная задача установить собственное учение Сократа. Можно констатировать, что с момента появления в
Афинах Сократа как проповедника литература вообще и философская литература в частности отмечены целым рядом новаций, необратимых в контексте греческой жизни. Сократ, если не эксплицитно, то имплицитно был автором этих новаций.

Сократ концентрируется на проблематике человека, а именно, человека познающего. Человек - это его душа, с того момента, когда она становится в действиетльности таковой, то есть специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа. Под душой Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Если сущность человека
- это его душа, то и в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа. Высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. “...не о теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства рождается добродетель, но из добродетели - богатство и всё прочее, что есть благо для людей, как для каждого по отдельности, так и для государства” (Апология). Душа руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя.

Добродетель (arete) не может быть ничем иным как тем, что делает душу благой и совершенной, то есть тем, что она есть по своей природе. А это - знание и познание, порок же - лишённость знаний, невежество. Богатство, власть, здоровье, красота не могут быть благами по собственной природе, но если они ведомы невежеством - то способствуют злу, если же управляемы рассуждением и познанием - то становятся наибольшими благами; сами по себе они цены не имеют.

Итак, добродетель (мудрость, справедливость, постоянство) есть всегда знание, порок - это всегда невежество. Никтот не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. До Сократа общепринятым было представление о различных добродетелях в их множественности. Не обсуждалась их свзь между собой. Добродетели воспринимались как основанные на привычках, обычаях и как принятые в обществе. Сократ же попытался подчинить всё власти разума. Познание есть необходимое условие благого дела, ибо, если не знаешь блага, то не знаешь и как действовать во имя добра.

Наиболее замечательным проявлением превосходства разума Сократ называет самообладание, то есть в состоянии обуревания страстями человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях.
Самообладание - это власть разумного начала над животным. Душа - госпожа тела, а также инстинктов, с ним связанных. Мудрец - тот, кто победил свои страсти, он может считать себя счастливым, самодостаточным, не нуждаясь ни в чём внешнем.

Счастье проистекает не из тела, но из души. Душа же счастлива, только когда она упорядочена, добродетельна. Неправедный и злонамеренный несчастлив всегда. Добродетельный человек не может страдать от зла, ни в жизни, ни в смерти. В жизни другие могут разрушить его тело, но не внутреннюю гармонию его души. После жизни же он либо будет вознаграждён за свою добродетель, либо его ждёт ничто.

В диалоге Сократ применял метод постепенного опровержения аргументов соперника, путём маски “незнания”, особой иронии. Сократ надевает на себя маску страстно преданного друга собеседника, восхищается его способностями и заслугами, испрашивая у него совета или прося его обучить чему-нибудь.
Задавая собеседнику вопросы, Сократ постепенно приводит его к осознанию противоречий в его рассуждениях, в результате чего собеседник вынужден признать себя невеждой.

Сократ сравнивает свою роль в диалоге с искусством повивальной бабки: душа ученика “беременна” истиной, нужно лишь при помощи особого рода искусства вопрошания высвободить эту истину на свет.

Сократические школы:

Киники - Антисфен, Диоген Синопский (абсолютизация простоты и естественности; философия - жизненная практическая мудрость, не нуждающаяся в отвлечённом умозрении; жизненный опыт - главный источник познания; истинное благо - внутренняя свобода человека от всех обязательств, воздержание от наслаждений и нечувствительность к страданиям)

Киренаики - Аристипп, Егезий (отрицание теоретического знания; в основе принцип удовольствия, которое можно получить посредством разумного поведения; следует властвовать над наслаждениями, не подчиняясь им)

Мегарики - Евклид, Диодор Кронос, Евбулид(существует лишь благо; важная роль парадоксов, близки элейской школе)

Элидики - Федон(всемогущество логоса и познания в моральной сфере).

Учение Платона об идеях.

Платону принадлежит открытие реальности сверхчувственного, надфизического пространства, признаки которого не просматриваются в предшествующей философии физиса, искавшей причины феноменов физического и механического порядка (вода, воздух, горячее, разряжение и т.д.). Но являются ли причины физического и механического характера истинными? Или же они суть "со- причины", т.е. сопутствующие и служащие другим, более высоким причинам?
Досократикам не удалось до конца объяснить чувственно воспринимаемое посредством чувственного же. Платон перемещает акцент с чувственного на то, что может быть схвачено лишь интеллектуально. Последняя, подлинная причина для Платона - Идея - нечувственная, но умопостигаемая, чистая форма
(например) Красоты-в-себе, которая в силу своего участия, присутствия или сходства, т.е. некоего отношения, определяет, какие из вещей, данных в опыте красивы, т.е. через форму, цвет и пропорции обнаруживает, каковы они есть и какими должны быть в точном смысле, чтобы быть прекрасными. Так любая вещь физического мира имеет свою высшую и последнюю причину, метафизическую по природе. Такой подход подводит к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафеноменального, улавливаемого исключительно интеллектом. Только после этого можно говорить о "материальном" и "нематериальном", "сверхчувственном" и "чувственном" и т.д.
Платоновские идеи не просто понятия, т.е. чисто умственное представление
(это позже термин принял такой смысл), это, скорее, целостность, сущность.
Идеи - не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от чувственного, это подлинное бытие, бытие в превосходной степени. Идеи - сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон употребляет термин "парадигма", указывая, что идеи образуют перманентную модель каждой вещи (чем она должна быть).
Утверждение "идеи в себе и для себя" означает, что Прекрасное и Истинное таковы не только относительно отдельно взятого субъекта, а, напротив, предписаны субъекту абсолютным образом. "Идеи в себе" суть то, что не вовлечено в вихревой поток становления, в водовороте которого живет мир чувственного: чувственно воспринимаемые вещи, первоначально красивые, становятся безобразными, но то, что не причастно к становящемуся безобразным, и есть причина прекрасного, т.е. идея Красоты.
Комплекс идей с вышеописанными чертами вошел в историю под названием
"Гиперурания", употребленным в "Федре". Гиперурания - образ непространственного, умопостигаемого, надфизического мира. Идеи доступны лишь наиболее возвышенной части души, т.е. открыты понимающему только уму.
Мир идей образован из некоего множества, поскольку в нем есть идеи всех вещей. Таковые идеи никем и ничем не порождены, они неразложимы, неизменны.
Свой мир идей Платон понимает как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, и выше, вплоть до Идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных и не обусловлена никакой другой (абсолютна). Эта высшая Идея - Идея Блага. Благо - основание, которое делает идеи познаваемыми и ум познающим, производит бытие и сущность. Идеальный мир проистекает из Единого ("Единое" есть Благо в себе, поскольку все, что ни производится им, - благостно, поэтому Благо - функциональный аспект Единого) как формально принципа и Диады (также упорядочивающее начало, но рангом ниже, понимаемое как безусловное и неограниченное начало множественности) как принципа материального.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.