Протяжение и мышление суть атрибуты Бога, т.е. Бог - вещь мыслящая и протяженная, в силу чего порядок и связь идей те же, что и вещей. Сущности человека не присуща субстанциональность, а составляют ее известные модификации атрибутов Бога. Человеческая душа выражает Бога и в этом отношении он сущность ея. Человек состоит из души и тела (не простая вещь). Идея, составляющая формальное бытие человеческой души, есть тело, в силу чего душа способна воспринимать состояния тела, которые содержат вместе с природой ее тела и природу действующих на него тел, т.к. любые телесные и прочие модификации возможны только под действием внешней причины. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум, представляемый в одном случае под атрибутом мышления, а в другом - протяжения, в силу чего душа может познавать самое себя лишь постольку, поскольку воспринимает идеи состояний тела. Но эти идеи адекватного познания в себе не заключают. Эта неадекватность - источник заблуждения, определяемая характеристикой идей как неясных и неотчетливых, т.к. они относятся не к божественному мышлению, а к состоянию индивидуальной души. То, что обще все вещам и равно находится как в частях, так и в целом может быть представляемо только адекватно - сл- но у всех людей есть какие-либо общие идеи. Общие идеи образуются в силу того, что способность представления человека ограничена, а представляемых индивидов неопределенное кол-во. Когда оно превышает определенную меру, представления индивидов начинают сливаться в том, что между ними есть общего, образуя тем самым общие понятия (сущее, человек и т.д.), посредством кот. индивиды представляются как бы под одним атрибутом.
Три род познания: 1. Познание через беспорядочный опыт - мнение, и посредством знаков (говорим о словах, не о вещах) познание - воображение. 2. Познание из общих понятий, адекватных идей о свойствах вещей. 3. Интуитивное знание. Он ведет от адекватной идеи о формальной сущности каких- либо атрибутов Бога к адекватному познанию сущности вещей. Познание первого рода - причина ложности, второго и третьего - необходимо истины, и поэтому учат отличать истину от ложного (Истина является как мерой самой себя, так и лжи). Первый критерий истины - внутренняя непротиворечивость.
В душе человека нет никакой абсолютной или свободной воли, т.к. любое действие определяется какой-либо внешней причиной и так до бесконечности. Воля и разум - одно и то же. Т.к. воля, как и разум - полагание утверждение или отрицания, кот. не может состояться вне какой-либо идеи, т.к. она есть идея.
Часть III-V. О природе и происхождении аффектов. Аффект - состояние тела, которое увеличивает или уменьшает саму способность тела и души к действию. Поскольку воля и разум одно и то же, постольку пассивность души (подверженность аффектам) определяется теми неадекватными идеями, которые она имеет, а ее активность - адекватными (второй и третий род познания). Душа и тело не могут причинять друг друга непосредственно, но т.к. порядок вещей и идей один и тот же, а человек - индивидуум, кот. может рассматриваться в отношении двух атрибутов (телесность и мышление), постольку состояние тела и души соответствуют друг другу. Три первоначальных аффекта: удовольствие, неудовольствие и желание. Удовольствие - переход от меньшего совершенства к большему. Неудовольствие - наоборот. Желание - самая сущность человека, т.к. представляется определенной какому-либо действию каким-либо ее состоянием, определяющим ее стремление к сохранению существования. Удовольствие связано с активностью, страдание с пассивностью. Пассивность определяет неадекватность наших идей, соответственно воли. Т.о. познание определяет меру активности души. Но подавить аффекты познание может лишь став сильнейшим из них в качестве познавательной любви к богу, которая возникает из третьего рода познания. Последний род познания имеет в качестве формальной причины саму душу, т.к. она представляет бога. Душа вечна, т.к. выражает бога, но не вся. Воображение как модус души, связанный с телесным, умирает вместе с телом. Сохраняется лишь та часть, что связана с адекватным познанием (третьего рода преимущественно).
Давид Юм «Трактат о человеческой природе» (3 книги)
Книга 1 - О познании (гносеология) Структура опыта (табличка) |перцепции | |идеи |впечатления | |простые |сложные |ощущения |рефлексии | |не допускают |1 модусы |внешние ощущения |(«желание», | |расчленения |2 отношения |включают боль и |«отвращение», | |происходят от |3 субстанции |удовольствие |«надежда») эмоции,| |простых | | |вторичные | |впечатлений | | |впечатления |
Принцип ассоциации — центральный принцип человеческой психики — непознаваем. ассоциация по сходству (похожесть) ассоциация по смежности (в пространстве и времени) ассоциация по причинности Юм выступает против понятия абстрактной идеи, требуя ее элиминации из философского рассмотрения, поскольку идеи выступают слабыми копиями впечатлений, а для абстрактных идей невозможно указать какое-либо из впечатлений, которое было бы их источником. Существование не может быть необходимым признаком вещи, отсюда его критика онтологического аргумента доказательства бытия Бога (следует Беркли). В центре гносеологической концепции Юма — анализ идеи причинности. Идея причинности образуется из следующих эмпирических отношений между объектами: смежности в пространстве и времени предшествовании одного объекта (события) другому во времени Демонстрирует, что суждения относительно причинности не обладают строго аналитическим характером, и что каузальные (причинно-следственные) и логические (необходимо истинные) связи не совпадают. Источником веры в объективный характер причинности полагается привычка, которая складывается на основе многократного повторения впечатлений и действует чисто инстинктивно, придавая устойчивый характер непостоянному изменчивому содержанию нашего опыта. Сферу человеческого познания Юм подразделяет на знания (Это - особая уверенность, возникающая в душе в результате сравнения идей.) доказательства (Понятие истинности как соответствия представления и предмета элиминируется, поскольку перцепция (представление) есть единственная реальность, которой ничто не соответствует.) вероятности (Сопровождается чувством неуверенности и может основываться как на причинности так и на случайности. Случайность - отсутствие знания причин.) Юм следует Беркли в критике понятия материи (внешних объектов), которая является источником перцепций. Считает, что такое якобы воспринимаемое качество объекта как его самотождественность есть результат действия воображения. «Ход воображения» может быть настолько плавным, что перерывы между восприятиями не замечаются, и воображение смешивает эту последовательность восприятий с «тождественным» объектом. Продолжая дело Беркли, Юм обрушивается на понятие мыслящей субстанции, полагая, что то, что мы называем духом, должно быть понято как пучок восприятий.
Книга 2. Об аффектах Волей человека руководят аффекты, а не разум. Разум - «раб аффектов». Аффект - эмоция, возникающая под влиянием объекта. Все аффекты подразделяются на спокойные (например чувство прекрасного и безобразного) бурные (любовь, ненависть, печаль и радость) Юм формулирует принцип, согласно которому противоположные впечатления связаны с противоположными аффектами. Например, красота выступает как объект аффекта гордости, а безобразное - аффекта униженности. Красивое и прекрасное суть относительные и субъективные качества, которые нравятся потому, что способны производить приятные аффекты. Эстетика для Юма является подразделом его теории аффектов (эмоций). Особое место занимает аффект симпатии, в основе которого лежит бесспорный, хотя рационально и не объяснимый факт - природа наделила большим сходством все человеческие существа. Симпатия оживляет все другие аффекты. Книга 3. О морали. Этическая теория Юма имеет описательный, а не предписывающий характер. «Одобрение одного характера и порицание другого суть лишь различные перцепции». Юм, критикуя интеллектуалистские подходы к этике, согласно которым все в мире подчиняется строгим отношениям и закономерностям, акцентирует внимание на роли чувственности в нравственном поведении человека. Согласно Юму, переход от фактических суждений к суждениям долженствования, составляющим неэмпирической теории этики, представляется проблематическим. Этика должна интересоваться мотивами поступков, которые обуславливаются психологической организацией человеческих существ. Мотивы выступают причинами наших поступков, что делает свободу воли («свободу безразличия») проблематичной. Объединению людей в общество и образованию государства способствует изначально присущее людям чувство симпатии и ощущение полезности совместной жизни. С другой стороны, Юм отводит серьезную роль в образовании государства прямой узурпации власти и завоеваниям. Собственность - благо, следовательно государственное устройство, способствующее сохранению собственности, есть наилучшее. В основе общественного поведения людей лежит конкретный интерес, направляющий общественное устройство ко всеобщему благу. Народ может перестать повиноваться властям, если власть окажется невыносимой, но этим правом народ не должен злоупотреблять.
Кант Критика 1
Задача метафизики Цель построения критической философии - Кант говорит о выходящих за пределы опыта метафизических положениях как не подлежащем проверке и, следовательно, недостоверном знании. Метафизика в безудержном стремлении познавать выходит за пределы могущего быть удостоверенным знания и, тем самым, превращается в пустую игру словами, которая не может быть уличена в своих заблуждениях по причине отсутствия надежного критерия истинности, то есть достоверности знания. "Метафизическая болтовня высших школ часто представляет собой не что иное, как взаимное соглашение относительно того, как различным толкованием слов обойти трудный вопрос…". Таким образом, метафизическое знание оказывается не более достоверным, нежели выдумки мнимых духовидцев, и "не более похвально быть обманутым слепой верой в мнимые доводы разума, чем неосторожной верой в ложные рассказы". Из такого понимания положения дел в метафизике становится насущным переосмысление ее задач, связанное с обращением к поиску критерия достоверности. Метафизика должна стать по преимуществу наукой о границах человеческого разума, ибо наибольшая польза от метафизики, соответствующая природе человеческого ума, заключается в том, чтобы следить за тем, "исходит ли задача из того, что доступно знанию, и какого отношение данного вопроса к приобретенным опытом понятиям, на которых всегда должны быть основаны наши суждения". Переосмысленная таким образом метафизика оказывается негативной наукой, и наибольшая польза от нее в том, что она подготавливает к позитивной, устанавливая критерии достоверности, что Кант и отмечает в письме к Мендельсону, ибо для того, чтобы "сделать разумный выбор, нужно, прежде всего, знать то, без чего можно обойтись, более того, надо знать невозможное". Задачей такой негативной метафизики становится определение границ познания, установленных природой человеческого разума, причем именно опыт или, точнее, приложимость понятий к опыту, принимается как критерий достоверности знания. Отвергая все притязания разума на познание всей действительности в целом и характеризуя их как догматические, Кант ставит вопрос, который не мог быть задан в догматической метафизике, вопрос о том, возможно ли действительное познание посредством одного лишь чистого разума, и если возможно, то каковы границы познавательных возможностей этого разума. Метод (Экспериментально-метафизический) Кант осуществляет его радикальное переосмысление, условием чего оказывается поставленный вопрос о принципе, на котором основывается возможность чистого объективного познания. Так поставленный вопрос должен быть понят как вопрос о возможности соответствия познания и предмета, то есть как вопрос, касающийся переосмысления существа истины. И таковое переосмысление осуществляется Кантом через различение чувственности и рассудка и, тем самым, через понимание познания как созерцания или понятия, которое приводит Канта к осознанию возможности данности объекта как возможности соответствия созерцания и понятия в эмпирическом познании критерием истины как трансцендентальной. Понимание истины, основанное на правилах нашего разума, касающихся лишь сравнения по тождеству и противоречию, не может выступать для Канта достаточным критерием достоверности познания, ибо "основные понятия о причинах, понятия о силах и действиях, если они не взяты из опыта, совершенно произвольны и не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты". Кант в стремлении выяснить возможность знания как достоверного через переосмысление опыта приходит к новому переустанавливающему пониманию метода и самого познания; и это понимание не может не быть связанным с переосмыслением существа истины. Кант ставит вопрос так: "на чем основано отношение того, что мы называем представлением в нас к предмету?". Возможны два варианта ответа: либо представление содержит способ, каким предмет воздействует на субъект, из чего понятно, что предмет может соответствовать представлению в качестве причины, то есть ясна возможность воспринимающего интеллекта, черпающего данные для своей логической обработки из чувственного созерцания вещей; либо рассудок сам порождает предмет, то есть ясна возможность порождающего интеллекта. Но ни тот, ни другой вариант ответа не может быть принят, ибо как "рассудок через посредство своих представлений не есть причина предмета, то есть человеческое познание есть познание конечное; "предмет не есть причина представлений рассудка", так как рассудок не принимает их так, как они непосредственно даны в чувственности, то есть невозможна эмпирическая дедукция чистых понятий. Но тогда вопрос остается открытым, и попытки его решения за счет предустановленной гармонии есть "самое нелепое, что только вообще можно избрать". Вопрос о том, как рассудок может в отношении качеств совершенно a priori образовывать понятия предметов, которым должны соответствовать вещи, оказывается основой метода как экспериментально-метафизического. Исследование начинается теперь не с предмета как непроблематичного, но с вопроса о том, как он может быть дан в объективном познании, то есть, философия как критическая занимается не вещами, но видами их познания. Понимание метода Канта как экспериментально-метафизического может быть прояснено через экспликацию осуществляемого им мысленного эксперимента, заключающегося в том, что предмет рассматривается по виду его познания, то есть либо как предмет возможного опыта, либо как только мыслимый. Тогда, в случае такого рассмотрения, имеет место либо согласие с правилом чистого разума, либо антиномия, что позволяет делать выводы о правильности различения. Тем самым, мы рассматриваем предмет так, как он представлен в видах нашего априорного познания. Теперь оказываются разделенными не только предметы как они есть для чувственности и для рассудка, но и предметы как познаваемые в возможном опыте, то есть как явления, и как вещи сами по себе. Именно таков экспериментально-метафизический метод Канта, неуклонно осуществляемый им на протяжении построения всей "Критики", которая есть прежде всего "трактат о методе, а не система самой науки". С целью отчетливой артикуляции противопоставления критической философии догматической метафизике познание, занимающееся не предметами, но "видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori", получает наименование трансцендентального, тогда как под метафизикой теперь понимается чистое познание из одного только разума. Революционный поворот Канта состоит в изменении метода мышления, согласно которому предметы или, что то же самое, опыт, в котором только они и могут познаваться, сообразуются с понятиями, так как опыт есть познание, требующее участия рассудка, правила которого должны выражаться в априорных понятиях, с которыми все предметы опыта должны необходимо сообразовываться. Теперь мы начинаем с размышления разума о себе самом, о своих предпосылках и основоположениях. Размышления же о предметах последует после того, как будет твердо установлена отправная точка. Структура Предисловия (2 шт. оговаривает цели и т. д., см. выше) Введение (вопрос о возможности априорных синтетических суждений) Учение о началах Трансцендентальная эстетика (занимается чувственностью - пространство и время понимаются как чистые формы внешнего и внутреннего чувства, тем самым как условия возможности опыта (знания)). Трансцендентальная логика Трансцендентальная аналитика (занимается рассудочным познанием) Категории - чистые рассудочные понятия, как условия возможности опыта. 4 группы: количества, качества, отношения, модальности. Дедукция категорий осуществляется путем демонстрации категорий как условий возможности опыта - категории имеют объективную значимость (трансцендентальную истинность). Продуктивная способность воображения - способность подведения многообразного содержания созерцаний под категории. Основоположения рассудка - априорные синтетические суждения как правила упорядочивания опыта (условия возможности его единства). 4 группы (соответственно категориям): аксиомы созерцания, антиципации восприятия, аналогии опыта, постулаты эмпирического мышления вообще. Вопрос о возможности достоверного знания понимается как вопрос о возможности опыта, в котором только это знание и возможно. Условиями возможности опыта понимаются априорные формы чувственности и априорное рассудочное познание. «Условия возможности опыта суть вместе с тем условия возможности предметов опыта и потому имеют объективную значимость в априорном синтетическом суждении» - это и есть дедукция основоположений рассудка. Разум предписывает законы природы. Трансцендентальная диалектика. Если рассудок есть условие возможности единства опыта, то разум есть условие единства рассудка. Рассудок - способность устанавливать законы, разум - принципы. Трансцендентальные идеи - чистые понятия разума (понятия безусловного). Применение трансцендентальных идей может быть регулятивным (идеи понимаются как условия возможности знания, не будучи сами соотнесены с объектом) и конститутивным (сами создают объект). Конститутивное применение идей приводит к трансцендентальной иллюзии как неизбежной видимости. Три вида диалектических умозаключений (сколько и идей, к которым приводят их выводы): (психологическая идея (я мыслю)) от трансцендентального понятия субъекта, которое не содержит многообразного, к абсолютному единству и постоянству самого этого субъекта (трансцендентальный паралогизм); (космологическая идея (мир)) к абсолютному единству условий явления (антиномия) (теологическая идея (бог)) к идее полной совокупности возможностей (идеал) Учение о методе (сфера так называемой «практической логики», возможные методы и технические термины для систематизации в науках) Дисциплина чистого разума (в догматическом, полемическом применении, в гипотезе и доказательстве) Канон (в отношении конечной цели чистого разума) Архитектоника (искусство построения системы) История чистого разума
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55