Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ p> Зодчество. Материя как таковая не может быть выражением идеи.
Зодчество доводит до ясной созерцаемости некоторые из тех идей, которые представляют собой самые низкие ступени объектности воли, именно тяжесть, сцепление, косность, твёрдость и.т.п.

Живопись. Живопись изображает в своей созерцательности идею, в которой воля достигает высшей степени своей объективации. Степень созерцаемой идеи зависит от тематики живописи: изображение растений, животных и, наконец, человека, историческая живопись. Нельзя одобрить искусство, которое намеренно предназначено для выражения некоего понятия - аллегорию, ибо идея в искусстве должна непосредственно выражать себя, не нуждаясь в иных посредниках.

Поэзия. И её цель - открывать созерцание идей, хотя слова и передают лишь абстрактные понятия, тем не менее очевидно намерение заставить слушателя созерцать в этих словах идеи жизни, что возможно только при помощи его собственной фантазии. Совершенно особое вспомогательное свойство поэзии - ритм и рифма.

Музыка. Точка соприкосновения музыки с миром, который она изображает, таится очень глубоко. Музыка - такая же непосредственная объективация и отражение всей воли, как и сам мир, как идеи, явление которых во множественности составляет мир отдельных вещей. Музыка, в отличие от других искусств не отражение идей, а отражение самой воли, поэтому действие музыки значительно сильнее действия других искусств, они говорят только о тени, она же - о существе. Низкие тона гармони, бас, - низшие ступени объективации воли, неорганическая природа. Голоса, близкие к басу - растительное и животное царства. Верхний, ведущий мелодию голос - высшая ступень объективации воли - осмысленная жизнь человека.

Книга четвёртая. О МИРЕ КАК ВОЛЕ.

Второе размышление. ПРИ ДОСТИГНУТОМ САМОПОЗНАНИИ УТВЕРЖДЕНИЕ И
ОТРИЦАНИЕ ВОЛИ К ЖИЗНИ. ((53-71.

В последней части нашего исследования речь пойдёт о человеческих поступках. Мы не будем говорить о безусловном долженствовании и о законе свободы, поскольку это явное противоречие - называть волю свободной и в то же время предписывать ей законы, по которым она должна желать. Мы стремимся лишь к тому, чтобы истолковать и объяснить чел.деятельность как раньше мы стремились истолковать другие явления мира.

В мире как представлении перед волей возникло зеркало, в котором она узнаёт себя со всё возрастающей степенью отчётливости и полноты, высшая из которых есть человек, но завершённое своё выражение его сущность получает лишь в связном ряде его действий, сознательное единение которых делает возможным разум. Жизнь есть объектность воли, неотделимая от неё, пока есть воля, будет и жизнь, и мир. Правда индивид возникает и гибнет, но индивид - только явление, подчинённое закону основания, жизнь же продолжается. Жизнь есть не что иное, как постоянное изменение материи прри прочной устойчивости формы: именно это и есть преходящесть индивидов при неизменности рода. Смерть - это сон, в котором индивидуальность забывается; всё остальное вновь пробуждается, вернее, остальное и не впадало в сон.

Форма проявления воли - лишь настоящее, но не будущее и прошлое, которые находятся только в познании. Каждый человек преходящ только как явление, а как вещь в себе, воля, безвременен, бесконечен. В смерти мы боимся не страданий, ибо они стоят по сю сторону смерти, а уничтожения индивидуальности.

Воля свободна; это понятие свободы негативно, ибо оно означает только отрицание необходимости. Здесь проявляется истинная диалектика: каждая вещь как объект, представление, несомненно необходима, но как воля она свободна.
Как каждая вещь в природе имеет свои силы и качества, человек имеет свой характер, в соответствии с которым мотивы с необходимостью вызывают его поступки. Личность никогда не свободна, поскольку она имеет форму объекта и подчиняется закону основания. Решение собственной воли не детерминировано лишь для её зрителя, то есть для собственного интеллекта, для субъекта познания, само же по себе и объективно решение при каждом выборе детерминировано и необходимо. Поэтому познающему интеллекту лишь кажется, что при данном выборе возможны два противоположных решения; при данном характере и данных мотивах возможно лишь одно необходимое решение. При одинаковых обстоятельствах человек не может действовать так или иначе, ибо для этого должна измениться его воля.

Жизнь по существу всегда есть страдание. Существование человека есть вечное низвержение настоящего в мёртвое прошедшее, вечное умирание, жизнь нашего тела есть постоянно задерживаемая смерть, деятельность наешго духа есть постоянно отодвигаемая скука. Жизнь большинства людей - только постоянная борьба за существование, сопровождаемая уверенностью в том, что она в конце концов будет потеряна. Желание есть по своей природе страдание, достижение скоро порождает пресыщение, желание скоро принимает новую форму.
Беспрестанные усилия устранить страдание приводят лишь к тому, что оно меняет свой облик. Счастье всегда негативно, а не позитивно по своей природе - оно есть временное устранение страдания, поскольку сущность человека - воля - есть стремление без цели и без конца.

Первое простое утверждение воли к жизни есть утверждение собственного тела вплоть до отрицания той же воли, проявляющейся в другом индивиде.
Индивид уничтодает или увечит чужое тело, или заставляет силы чужого тела служить своей воле. Это спокон века ясно сознавалось и обозначалось словом не-право, которое совершается либо насилием, либо хитростью. (Временное, светское, правосудие направлено лишь на настоящее и уступает в силе правосудию вечному.)

Следует определить такие понятия как добро и зло, хорошее и плохое.
Хорошее обозначает соответствие объекта какому-либо определённому стремлению воли. Хорошим мы называем всё, что именно таково, как мы желаем.
Поэтому всякое добро относительно, ибо его сущность только в отношении к жаждущей воле. Таким образом, абсолютное благо - противоречие, так как конечное удовлетворение воли немыслимо. Поэтому посредством морали и абстрактного познания не может быть создана истинная добродетель, она должна возникнуть из интуитивного познания, которое видит в чужом существе то же существо, что находится в нём самом, то есть волю. Добродетельный человек - человек, сознающий, что все индивиды, как и он сам, есть проявление одной и той же воли; таковое сознание необходимо умаляет в нём эгоизм, и осуществление своих и чужих желаний становится для него одинаково равноправным. Из этого же источника возникает и отрицание воли к жизни.
Тот, кто прозревает волю как целое, объемлющее всех индивидов, видит себя сразу во всех местах, его воля изменяется, она уже не утверждает больше свою, отражющуюся в явлении, сущность, она отрицает её. Человек перестаёт что-либо хотеть, остерегается привязывать свою волю к чему-нибудь, стремится утвердить в себе величайшее равнодушие ко всем вещам. Примеры этому: буддийские и христианские аскеты. Они заняты постоянной борьбой на пути сокрушения воли посредством отказа от приятного и стремления к неприятному, добровольного покаяния и самоистязания. Этого можно достичь двумя путями: теоретическим познанием страдания и непосредственным испытыванием страдания. (Самоубийство, напротив, есть не отрицание воли к жизни, а её решительное утверждение: самоубийца любит жизнь, он недоволен только условиями, при которых она ему дана, поэтому он отказывается не от воли к жизни, а от самой жизни, уничтожая её единичное проявление.)

Вместе с этим свободным отрицанием, отказом от воли, упраздняются и все её явления, все ступени объектности, простанство и время, субъект и объект. Нет воли, нет представления, нет мира. Перед нами остаётся только ничто. Для тех немногих, чья воля пришла к отрицанию себя, этот наш столь реальный мир - ничто.

Л. Фейербах. "Основы философии будущего".

1843 г.

ОФБ - продолжение и обоснование "Предварительных тезисов к реформе философии". Современность -эпоха утонченных иллюзий и предрассудков.
Философия будущего имеет задачу вернуть философию из царства душ усопших в царство душ живых. Средства: 1) человеческий рассудок, 2) человеческая речь. В натсоящем: не изъяснять человека, а вытащить его из болота, в котором он был до сих пор. Задача ОФБ - из философии абсолюта (теологии) вывести необходимость философии человека.

Задача Нового времени - раскрытие и очеловечивание бога, растворение теологии в анторпологию. Протестантизм - практический (религиозный) способ этого очеловечивания. Бог для человека. Протестантизм - христология = религиозная антропология. Но отрицание бога только практическое, теоретически бог существует. Спекулятивная философия - рационализированная реализация сущности бога. Бог как абсолютная сущность = сущность самого разума. Объект теизма = субъект спекулятивной философии. В сущности бога раскрывается существо человека. Обычная теология превращает человеческую точку зрения в божественную, спекулятивная теология превращает божественную точку зрения в точку зрения человека, мыслителя. Спекулятивная теология превращает бога в наличное определенное существо. Существенные свойства
(предикаты) божественного существа есть существенные свойства (предикаты) спекулятивной философии. Бог - actus purus. Спекулятивная философия - чистый дух, чистая деятельность как акт мысли, абсолютная сущность как абсолютная мысль. Бог, божественная сущность = человеческий ум, как человеческая сущность, отмежеванная от всех определений, составляющих границы человека в определенное время, будь они действительные или воображаемые. Единство мыслящего и мыслимого в боге - тайна спекулятивного мышления. Обычная теология - бог - сжатое понятие родовых свойств человека.
Абсолютная беспредпосылочность - начало спекулятивной философии = беспредпосылочность и безначальность, в-себе-бытие абсолютного существа.
Спекулятивная философия как реализация бога есть вместе с тем утверждение и одновременно устранение (отрицание) бога, теизм и вместе с тем атеизм.
Спекулятивный философский пантеизм (полседовательный теизм) - сводит бога к материальной сущности, объясняя возникновение материи.Пантеизм есть теологический атеизм, теологический материализм, отрицание теологии: он материю (отрицание бога) превращает в атрибутбожественного существа. Делает материю божественной сущностью. Реализация бога имеет своей предпосылкой божественность, то есть истинность и подлинность действительности. А сущнсоть Нового времени = обожествление действительного, материально существующего, отрицание теологии (материализм, эмпиризм, реализм, гуманизм). Пантеизм - сущность Нового времени, если ее возвести в божественную сущность, в религиозно философский принцип. Пантеизм - отрицание теоретической теологии, эмпиризм - отрицание практической теологии. Пантеизм отрицает принцип, эмпиризм - выводы. Возведение материи в божетсвенную сущность непосредственно сводится к возведению разума в божественную сущность. Пантеизм неизбежно приводит к идеализму. Новейшая философия реализовала и упразднила божественное существо, отмежеванное и отличенное от чувственности, от мира, от человека, но только в мышлении, в разуме, притом в разуме также отрешенном от чувственности, от мира, от человека. Новейшая философия = теология, растворившаяся в философию. Чтобы превратить бога в разум, сам разум был принять строй абстрактной божественной сущности. Завершением новейшей философии является философия
Гегеля. Гегель превратил человеческую субъективную деятельность по освобождению человека от чувственного в самодеятельность существа божественного. (Материя = самоотчуждение духа). Философия Гегеля - последняя грандиозная попытка восстановить христианство с помощью философии. Божественная сущность - человеческая сущность, освобожденная от границ природы, так же точно сущность абсолютного идеализма есть сущность субъективного идеализма, освобожденного от границ субъективности, а именно разумных границ, то есть освобождение от чувственности и предметности вообще. Философия Гегеля вывернутый на изнанку теологический идеализм.
(Человеческое сознание бога = самосознание бога). Мышление без субъекта.
Тождество мышления и бытия, центральный пункт философии тождества, есть низбежное следствие и реализация понятия бога как существа, смысл и сущность которого содержит бытие. Но только чувство, только созерцание дает мне нечто в качестве субъекта. Существо, которое мыслит, притом мыслит абстрактно, не имеет никакого представления о бытии, о существовании, о действительности. Бытие есть граница мышления. Бытие как бытие не ест рпедмет абсолютной философии, во всяком случае абстрактной философии. Сама спекулятивная философия это косвенно утверждает тем, что для нее бытие равносильно небытию, что бытие для нее - ничто. Между тем ничто не есть предмет мышления. Бытие в логике Гегеля есть бытие в старой метафизике: безразличное бытие, равное для всех вещей, мысль без реальности. Но бытие столь же многообразно как и существующие вещи. Философия Гегеля не освободилась от противоречия между мышлением и бытием. Бытие, с которого начинает феноменология, стоит в прямом противоречии с действительным бытием не в меньшей степени, чем бытие с которого начинается логика. Мышление, которое переживает "свое другое", есть мышление, копирующее естественные границы. Что касается "другого" по сравнению с мыслью, то это - бытие.
Мышление перехватывает свою противоположность, но это означает - мышление присваивает себе то, что свойственно не мышлению, а бытию. Бытию свойственна единичность, индивидуальность, мышлению - всеобщность. Мышление присваивает себе единичность. Оно превращает единичность, отрицание всеобщности, существенную форму чувственности в момент мышления. Так абстрактное мышление (понятие) становится "конкретным" понятием. Путь этого захвата - путь теологии. Человек восполняет недостаток реальной сущности сущностью идеальной. Гегель - абстрактный реалист, чисто идеалистический.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.