Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677). Истоки философии Спинозы - учение Декарта, иудейская мистика, мистическая натурфилософия XV и XVI веков. Согласно Спинозе существует только одна субстанция - Бог, или природа, которую он определяет также как "причину самой себя" (causa sui), то есть "то, сущность чего заключает в себе существование", или "то, чья природа может быть представляема не иначе как существующею". Субстанция, согласно Спинозе, "то, что существует само в себе и представляется само через себя". Субстанция имеет атрибуты, то есть то, "что ум усматривает в субстанции как сотавляющее ее сущность." Под модусами же он понимает "состояния субстанции, то, чтосуществует в другом и представляется посредством другого". Бесконечная субстанция имеет бесконечное множество атрибутов, но конечный ум может усмотреть вней только два: мышление и протяжение. Бесконечная субстанция мoжет, таким образом, быть рассмотрена и как "природа творящая" (Natura naturans), то есть как собственно бесконечная субстанция, и как мир отдельных вещей - модусов, то есть как "природа творимая" (Natura naturata). Индивидуальные души и отдельные части материи - только определения; они не являются вещами, а просто аспектами божественного существа. В такой бесконечности не дается никакого телесного модуса, которму не соответствовал бы духовный. Спиноза, следовательно, таким образом разрешает проблему взаимодействия. Из бесконечности атрибутов вытекает установленный Спинозой принцип метафизического параллелизма: "ordo et connexio idearum idem est ac ordo et connexio rerum". (= "Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей”.) Личного бессмертия нет, но есть безличное - все большее и большее единство с Богом. Вещи определяются своими физическими и логическими границами - всякое определение есть отрицание. Может быть только одно существо, которое совершенно положительно и должно быть абсолютно безгранично. Исходя из этого Спиноза пришел к полному и безраздельному пантеизму. Все в мире управляется абсолютной, логической необходимостью. Нет такой вещи как свобода влои в мире духовном или случайность в мире физическом. Все, что случается есть проявление непостижимой пироды Бога, и логически невозможно, чтобы события были иными, нежели они есть. Человек - это существо, в котором модусу протяженности (телу) соответствует модус протяжения (душа). Отрицая свободу воли, вместе с тем Спиноза признавал свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. Высший вид интеллектуального знания - интуиция ума. Высшее человеческое познание есть не что иное, как интеллектуальная любовь Бога к самому себе. (Amor intellctualis Dei.)
Атомистическая философия античности: Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.
Левкипп, родом из Милета, основал свою школу в Абдерах, стал учителем местного уроженца Демокрита(ок 460г до н.э.). Демокриту приписывается множество сочинений, среди которых, возможно, и сочинения его учеников.
Атомисты подтверждают возможность существоания небытия (против элеатов), а также то, что нечто появляется как соединение того, что уже есть, и исчезает в случае распада. Ими вводится решительно новое понятие бесконечного числа невидимых по причине их малости тел. Эти тела неделимы, то есть они - атомы. Эти атомы невозникающие, неразрушимые, неизменные, в отличии от четырёх корней Эмпедокла или гомеомерий Анаксагора они качественно индифферентны. Все вместе атомы образуют бытие в его полноте, различимы они между собой лишь по форме, могут образовывать различный порядок или расположение. Атом чувственно не вопринимаем, а постигаем умом. Небытие - это пустота между атомами, без неё атомы были бы лишены различий и движения.
В атомизме полагается различие трёх форм движения:
1.первоначальное хаотическое движение
2.вихреобразное движение, побуждающее похожие атомы соединяться, а отличные разъединяться, в результате чего рождается мир
3.движение, образующее испарения вещей, флюиды, благодаря которым мы их воспринимаем, познаём(напр., запахи). (чувственное познание поставляет мнение, умственное - истину).
Коль скоро число атомов бесконечно, то бесконечно и число миров, из них образованных. Все миры рождаются, развиваются, затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам, это происходит циклообразно, бесконечно.
Атомисты не находят конечной причины рождения мира. Космос -результат механического взаимодействия атомов, он не проектируется разумом. Однако атомисты указывали, что есть некие привилегированные гладкие сферические атомы, из которых образованы душа и ум, именно такие атомы Демокрит полагал божественными.
Эпикур. (см.вопрос 9). Понимание природы атома Эпикуром отличается от понимания Левкиппа и Демокрита по трём позициям:
1.Древние атомисты выделяли как существенные характеристики атома - фигуру, порядок и позицию. У Эпикура - это фигура, вес и величина. Различия атомов по форме чисто количественные, этого достаточно для объяснения существования многообразия вещей. Формы атомов различны и множественны, но разнообразие форм не бесконечно, хотя число атомов бесконечно.
2.Согласно Эпикуру, все атомы физически и онтологически неделимы. Однако атомы имеют объём и величину, значит они должны иметь части. Эти части выделяются лишь логически, структурно же атом неделим.
3.Эпикур понимает движение атомов не как равное во всех направлениях, для него движение - это падение вниз, в бесконечное пространство, под действием тяжести атомов. Мышление есть наибыстрейшее движение. Атомы падают в бесконечности не по параллельным траекториям. Для обоснования этого Эпикур вводит теорию отклонения, “деклинации” атомов, согласно которой атомы могут отклоняться от прямой линии падения и встречаться с другими атомами. Это отклонение не связано с законом, это чистая случайность, слепая стихия.
Из бесконечных начал происходят бесконечные миры, в каждый миг они рождаются и умирают, но в целом ничего не меняется, в основе этих бесконечных универсумов нет целей, нет необходимости, есть лишь случай.
Самым крупным приверженцем эпикуреизма был Тит Лукреций Кар (I век до н.э.). Свои взгляды он изложил в стихах в сочинении “О природе вещей”. Философию Эпикура он излагает с помощью чувственных, ярких образов. В целом повторяя эпикурейский атомизм, Лукреций Кар уделяет особое внимание проблеме существования богов. Как и всё в мире, боги не могут не иметь атомарной структуры. Но всё сложное существует, разрушаясь, в то время как боги должны быть бессмертными, или они не боги. Утверждение, что это особые атомарные агрегаты, ничего не объясняет: если боги испытывают воздействие со стороны других атомарных структур, то неизбежны потери ими атомов. В этом случае неясно, как они восстанавливаются.
Онтология как философское учение о бытии.
Онтология (от греч. on (ontos) - сущее и logos - слово, учение). Термин введен Р. Гоклениусом (1613 (по др. данным 1635)) и И. Клаубергом (1645). Тематика же онтологии возникла еще у элеатов, отличавших единое истинно сущее бытие от неистинного существования множественности чувственных вещей. А реальность как таковая понималась как недоступная для чувственного восприятия. Сама возможность онтологии как философского учения основывается на тезисе Парменида о тождестве мышления и бытия, который, впрочем, может толковаться совершенно различным образом. Онтология - учение о бытии как таковом и в целом, независимо от его частных видов. Предметом онтологии, таким образом, выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого раскрывается в таких категориях как нечто и ничто, возможное и невозможное, определенное и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма, становление, происхождение, переход и др. К настоящему времени сложилось три основных возможных формы философской онтологии: 1) Онтология бытия. (Наивно-догматическая, трансцендентная онтология, которая рассматривает в категориях бытие вне его отношения к познающему субъекту и его возможностей познания). 2) Онтология познания. (Критическая, трансцендентальная онтология, утверждающая недоступность для знания бытия самого по себе и ограничивающее область, относящуюся к бытию, сферой познаваемого, которое она раскрывает соответствующими методами и категориями). 3) Онтология культуры. (Основывается на философской антропологии и принимает неосредственную взаимосвязь человека как сущего с сущим как целым).
Гносеология: ее предмет, структура, основные направления.
Гносеология (от греч. gnosis - познание и logos - учение) или теория познания - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Теория познания оформилась со времен Канта, хотя уже в античности оно было существенным предметом философского интереса. Предмет гносеологии = познание, то есть усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов, с целью нахождения истины. Педмет гносеологии включает в себя два момента: 1) Сам акт познавания. 2) Результат этого акта, некое оформленное содержание. Пзнание - акт в котором нечто познается “как нечто”. Структура гносеологии: 1) Собственно теория познания: а) Критика познания, отправляющаяся от существующего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию. (Кант. “Критика чистого разума”). b) Теория познания в узком смысле слова, предметом которой является этот тип познания. Может, если более обще, включать в себя так же: с) Методологию существующего познания. d) Рефлексию о исторически существовавших типах знания. 2) Метафизика познания: исследует сущность познания, исходя большей частью из возможности последнего, заключенной в бытии познающего и познаваемого. Направления: a) Эмпиризм - все познание выводится из чувственного опыта. b) Эмпириокритицизм - философская система чистого опыта, критический эмпиризм. Стремится ограничить философию изложениями данных опыа при помощи исключения всякой метафизики с целью выработки естественного понятия о мире. c) Идеализм - рассматривает вещи как комплексы представлений, признает бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу восприятия. d) Иллюзионизм - пространственно-временной мир - только иллюзия. e) конвенционализм - характер понятий, определений, аксиом, гипотез на целесообразности соглашения ученых. f) Критицизм - установление возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ нашего познания. g) Феноменализм - рассматривает предметы опыта или как вещи в себе ((1) объективный феноменализм) или как простые феномены сознания и субъективные ощущения. ((2) субъективный феноменализм). h) Позитивизм - исходит из данного, фактического, “несомненного”, или ограничивает им свое философское изложение. i) Прагматизм - ценность познания заключена в его действенности (не обязательно грубо практической). j) Реализм - принятие существования вещей независимо от сознания. k) Сенсуализм - все познание выводится из чувственных восприятий. l) Скептицизм - основной принцип познания - сомнение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55