Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ p> Систематизировал доктрину элеатов Мелисс из Самоса (V в. до н.э.). Он считал, что бытие бесконечно, ибо если бы оно было конечно, то ограничивалось бы небытием, что невозможно. Как бесконечное бытие едино, ибо если бы их было два, то они ограничивали бы друг друга. Бытие бестелесно, бесформенно.

Есть множество вещей, которым наши чувства приписывают существование, но эти вещи не остаются равными себе и неизменными, бытие же всегда неизменно и равно себе, значит наши чувства утверждают небытие. На этом основании Мелисс признаёт лишь устанавливаемое разумом.

Идея цивилизации.

В наше время четко вырисовывается тенденция заменить формационный подход к крупномасштабному членению исторического процесса на цивилизационный.
Сторонники этой позиции настаивают на том, чтобы превратить понятие цивилизации, которым историография до сих пор оперировала только как инструментом описательным, в ведущую парадигму исторического познания.
Сам термин "цивилизация" (от лат. сivilis - гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой исторической и философской литературе он употребляется в четырех смыслах: 1) как синоним культуры - например, у Тойнби и других представителей англо-саксонской школ в историографии и философии; 2) как определенная стадия в развитии локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер); 3) как ступени исторического развития человечества, следующая за варварством
(Л. Морган, Ф. Энгельс, сегодня у А. Тоффлера); 4) как (уровень) ступень развития того или иного региона либо отдельного этноса - в этом смысле говорят об античной цивилизации, цивилизации инков и т.д.
Наиболее существенные черты цивилизации: 1) цивилизация - собственно социальная организация общества (это означает, что скачок от животного царства к социуму завершен, биологические законы отошли на второй план, подчинившись в своем действии законам социологическим, организация общества по кровно-родственному принципу сменилась организацией по соседско- территориальному, макроэтническому принципу. 2) цивилизация - социальная организация с всеобщей связью индивидов и первичных общностей (развитие информационно-транспортной инфраструктуры). 3) цель цивилизации - воспроизводство и приумножение общественного богатства (в состав социального богатства входит и культура общественных отношений).
В свете всего вышесказанного, можно сказать, что цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства.
В фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико- технологический (материальный) базис, в связи с чем можно выделить три ступени в развитии цивилизации - земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная. В основе же формаций - базис экономический, т.е. совокупность производственных отношений.
В фундаменте социума наряду с материальным базисом присутствуют также природные (включая демографические) условия жизни общества и этнические, исторические, культурные особенности развития и жизни данного общества.
Сущность цивилизационного подхода.
Смысл цивилизационного подхода - построить типологию общественных систем, исходя из определенных технико-технологических базисов.
Цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, которые не связаны напрямую с формационным членением общества.

Экологическая проблема (социально-философский анализ).

Проблема отношения человека, общества к природе была и остается одной из важнейших проблем философии. Понимание взаимосвязи и взаимообусловленности истории людей и истории природы, точно взвешенный учет экологического компонента исторического процесса - существенная сторона научного понимания истории.
Экологическая деятельность представляет собой специфическое проявление активности общества в отношениях с природой. Специфика любого отношения обусловлена, как обществом, так и природой. И хотя ведущая роль принадлежит социальной стороне, игнорировать активность природной стороны в этом взаимодействии, ее влияние на исторический процесс было бы ошибочным.
Активность эта выступает следствием одной из двух причин: либо как результат развития внутренних противоречий природы, либо как ответная реакция на активность общества.
Экологическая деятельность - это деятельность, направленная на сохранение динамического равновесия между обществом и природой или на его восстановление, если оно нарушено. Объективной основой экологической деятельности является потребность общества во взаимодействии с благоприятной или неблагоприятной для его существования и развития природной средой. Осознание этой потребности рождает соответствующую цель и деятельность по ее реализации.
В экологической деятельности различают две стороны: материальную, т.е. производственную деятельность по улучшению и сохранению природной среды, и духовную - выработку и проведение экологической политики, совершенствование природоохранного права (например, "Красная книга"), воспитание в членах общества экологического сознания, в том числе формирование разумных с экологической точки зрения потребности.
Особое внимание исследователей среди возможных видов экологических ситуаций привлекают кризисные ситуации. Экологический кризис - тип экологической ситуации, характеризующийся нарушением динамического равновесия системы "общество - природа", крайним обострением ее основного противоречия (любое взаимодействие есть противоречивое отношение - противоположность направлений действия), делающим необходимым изменения связей внутри системы посредством экологической деятельности.
Сущность современной экологической ситуации можно свести к трем основным моментам: 1) чрезмерно быстрое истощение природных ресурсов общества - сырьевых, энергетических; 2) чрезмерно быстрое загрязнение природной среды;
3) чрезмерно быстрое увеличение численности человечества. Чтобы понять реальные пути преодоления этого кризиса, необходимо предварительно разобраться в его глубинных корнях. Объяснения современной экологической ситуации, в конечном счете, тяготеют к одной из двух парадигм: формационной или цивилизационной. Формационная концепция связывает напрямую современную экологическую ситуацию с той или иной общественно-экономической системой. С другой стороны экологическая ситуация носит прежде всего цивилизационный характер, порожденный всем ходом цивилизационного развития человечества.
Истоки современного кризиса обнаруживаются в логике развития фундаментальных основ цивилизации - ее технико-технологического базиса.

Идея отчуждения в социальной философии.

Идея отчуждения была заложена в концепции "общественного договора", исходящей из передачи индивидами значительной части своих прав государству.
Затем сама идея отчуждения была подхвачена и развита Гегелем, превращена в одну из центральных категорий его философии (Entfremdung). Следует отметить, что и у Гоббса, Руссо, и у Гегеля отчуждение рассматривается только в плане духовном, идеалистически - как отчуждение духа.
Возможной причиной возникновения отчуждения может выступать сфера экономическая (общественное разделение труда).

Практика и познание.

Практика и познание тесно переплетены друг с другом. Практика в этом отношении - приложение сформулированных, исходя из познанного, идей к внешнему миру, тогда как познание есть средство для осуществления той или иной практической деятельности, с одной стороны, и средство для проверки истинности этого познания, с другой. Человеческое мышление = способность строить и активно преобразовывать свои структуры и структуры внешнего мира в виду: а) ценностных ориентаций и b) практического взаимодействия с вещами. Познающему человеку предшествует совокупный социо-культурный опыт.
Человеческое познания всегда имеет свое "ради чего". Познание организует действия человека = сопротивление обстоятельствам. образ средства идеальный образ будущего: желание, стремление = найти средства. реальный результат: никогда не совпадает с предполагаемым - средства не адекватны, требуется новое познание, чтобы сделать новые средства таковыми.

Степень отклонения - намек на степень отклонения от истины. Практика оборачивается к теории.
Наши представления о предмете представляют этот предмет в способах нашей деятельности с ним.
Смысл и цель познания - за пределами познания. Истина = достаточное основание для перехода к действию. Наше знание - уже изменение предмета (= изменение действия). Познание - открытие бытия. Модус существования человека по отношению к бытию. Объединяющий момент - дейстие От способа организации нашей деятельности зависит способ бытия объекта в мире. Теория и практика - две стороны единого процесса освоения действительности человеком. Истина - граница меры, достигая которой, теоретическое знание становится практическим действием.

Проблема субъекта в теории познания.

Субъект - активно действующий, познающий, оюладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Субъект как одно из основных понятий теории познания появляется в XVII веке. Значение этого термина было всего трудно фиксируемым и определялось прежде всего тем, в какой именно философской системе он использовался. Единственное общее свойство, которое могло его характеризовать как субъект это “предположенность”, на исходя из которой он мог служить основанием для теории познания. Однако эта его черта в качестве первой и несомненной очевидности в ходе историко-философского процесса была подвергнута сомнению, что соответственно ставило под сомнение возможность субъекта служить принципом и основанием теории познания, либо же в адекватности тех теорий познания, которые принимают субъективность познающего за что-то само собой очевидное. Это повлекло за собой пересмотр понятий субъекта и субъективности и даже требование отказаться от этого понятия. В общих чертах сложившиеся значения этого понятия можно свести к следующим.
1) Трансцендентальный субъект - внеисторический, внеопытный, чистое сознание. Идея человека, человек как таковой. Очищенный человек субстанциализирован как таковой в виде трансцендентального субъекта.
Внеисторический и безличностный характер познания - воспроизводимость и реставрируемость познания от одного человека к другому. Полная рационализация всякого рассуждения. Всякий человек познает мир по одной и той же схеме.
2) Субъект как сознающий агент, который может выступать как деятельная причина событий.
3) Антропологический субъект (Фейербах, Мерло-Понти) - субъект познания есть человек, познание не единственное свойство человека.
4) Естественноисторическая концепция субъекта - виды психической активности суть продукт длительной психической эволюции. Познавательные способности, вырастающие из рецепции животных (Бергсон).
5) Социальный субъект: субъективный мир не является исходной данностью, одновременно не является результатом естественного накопления.
Способность познания возникает по мере накопления культуры (ребенок не осознает своей противопоставленности). Форма деятельности задана субъекту культурным окружением. Человек как сущее характеризуется культурно- исторически. Субъект познания - нечто большее, чем каждый отдельный индивид. (Маркс: содержание сознания - код, нуждающийся в расшифровке.
6) Быть субъектом = быть иначе, чем вещью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.