Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ p> B. Историческое воображение. Это воображение - априорное, позволяющее вообще устанавливать какую-то связность исторических деяний - носит не орнаментальный, а необходимый конструктивный, структурный характер. В отличие от распространенного взгляда у историка нет опорных точек ни в смысле авторитетов, ни в смысле данных, ибо и то и другое подвержено его критической интерпретации. Картина прошлого, сеть связий между событиями является воображаемой картиной, обладающей следующими ограничениями: а) она должна быть локализована во времени и пространстве, б) непротиворечивой, в) находиться в особом отношении к свидетельству, ибо только отношение есть критерий истинности. Свидетельство само не может быть особо закреплено, что только свидетельствует об историческом измерении самой науки истории. Собственно можно сказать, что критерием всегда служит сама идея истории. Она - не случайный продукт психологических факторов. Идея исторического воображения как форма мысли, зависящая от себя, определяющая и обосновывающая сама себя.

C. Доказательство в исторической науке. История основана на выводах. Но есть несколько видов вывода. Есть история, которая полностью зависит от свидетельств авторитетов - метод «ножниц и клея». Настоящая научная история отказывается от принципиального для последней подхода - рассмотрения «периодов». Научная история начинает рассматривать проблемы. Таким образом направление исследования заранее получает обоснованную связность.

D. История как воспроизведение прошлого опыта. История есть необходимо воспроизведение прошлой мысли (опыта). Причем состоятельность себя как науки она получает от того, что такая мысль в принципе способна воспроизводится в последующем. А конкретно - прошлое есть собственное измерение всякой мысли.

История не память как таковая, а особый случай, когда объектом мысли настоящего становится мысль прошлого именно как мысль прошлого, а пропасть между ними заполняется не только способностью думать о прошлом но и способностью мыли прошлого воспроизводиться в настоящем. Дело в том, что акт мысли может не только находиться в настоящем, но и сохраняться в своей характерности. Освоение мыли прошлого поэтому немыслимо без знания контекста - мысль прошлого берется благодаря способности сохраняться, но осваивается только в связи с собственным для этой мысли контекстом.

E. Предмет истории. Это - то, что воспроизводится в сознании историка. Но сознание историка должно быть расположено к тому, чтобы стать вместилищем другой конкретной мысли. Предмет - сам акт мышления: не как в естественных науках, где предмет - объективно данное, отличное от акта мысли, и не как в психологии, где изучается деятельность сознания вообще, но не мышления, то есть в его конкретной направленности.

Положительно предмет истории определяется как изучение того в истории, что сохраняет свое единство в многообразии своих деяний. Т. е. особенность мысли - не просто сознании, а самосознание. Причем содержание самости здесь тоже мысль - не может быть истории памяти или восприятия. Предмет истории отличает целенаправленность, позволяющая вместить в себя определенное целесообразное мыслительное содержание. Нецеленаправленные формы деятельности не могут быть предметом истории. Целенаправленные - могут: политика, военное дело, экономика, мораль. Но это не только практические предметы. Теоретические виды: искусство, философия, религия, наука и т. д..
Они также целенаправленны. Это мысль которая не просто преддверие действия, но также и само действие.

F. История и свобода. Свобода в истории заключается в том, что чем тщательнее человек мыслит, тем больше накладывает на себя ограничения. Необходимо осознать, что эти ограничения - суть плод человеческого. Осознание свободы поэтому есть сознание самих себя. История в этом случае - лучший метод. Сначала следует придти к научному ее методу, а затем - к ее автономии как науки.

G. Прогресс возможен не как в Просвещении - освобождение от страстей, или как в 19 в. - эволюция природы, но как то измерение - историческое, - которое сообщает человеческой жизни история. Только в рамках выкрываемой ею связи межу мыслью настоящего и мыслью прошлого, как связанных в себе и разнесенных в то же время мы можем говорить о прогрессе - например социальных институтов.

Спиноза.

Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей, в которых трактуется

I. О боге. II. О природе и происхождении души. III. О происхождении и природе аффектов. IV. О человеческом рабстве или о силах аффектов. V. О могуществе разума или о человеческой свободе.

I. О боге.

Определения:

Причиной самого себя является сущность, кот. в себе заключает существование, или то, чья природа может быть представляем не иначе, как существующей.

Конечной в своем роде является вещь, кот. может быть ограничена другой вещью той же природы.

Субстанция - то, что существует само в себе и представляется через само себя; чье представление не нуждается в представлении другой вещи, из кот. оно должно было бы образоваться.

Атрибут - то, что ум представляет в субстанции как составляющее ею сущность.

Модус - состояние субстанции, то, что существует в другом и представляется через это другое.

Бог - существо абсолютно бесконечное, т.е. субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, из кот. каждый выражает вечную и бесконечную сущность.

Свободной называется вещь, кот. существует по одной необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой.
Принужденной или необходимой - вещь, кот. определяется к существованию и действию по известному и определенному образцу.

Вечность - самое существование (не бесконечная длительность).

Аксиомы: 1. Все, что существует, существует или само по себе, или в чем-либо другом. 2. Что не может быть представляемо через другое, должно быть представляемо само через себя. 3. Определенная причина имеет определенное следствие, отсутствие причины - невозможность какого-либо действия. 4. Знание действия зависит от знания причины и в себе последние.
5. Вещи, несходные совсем между собой, не могут быть познаваемы друг через друга, т.к. представление одной не заключает в себе представление другой.
6.Истинная идей должна быть согласна с своим объектом. 7. Сущность всего того, что может быть представляемо не существующим, не заключает в себе существования.

Бог необходимо существует, он един и действует по одной необходимости своей природы; он составляет свободную причину всех вещей так, что все что существует - существует в боге и зависит от него; все предопределенно богом не из свободы воли или абсолютного произволения, а из абсолютной природы бога.

Критика утилитаристского подхода в сущему, направляющее познание на конечные причины (ради чего). Но все что есть - есть по необходимости, а не ради чего-то. Но человек рассматривая все, что есть исходя из полезности или вредности для себя, проводит границу между порядком и хаосом, добром и злом, прекрасным и безобразным. Это учение о цели, полагаемое антропоцентризмом (Бог создал мир для человека, а последнего для того, чтобы служить ему) совершенно извращает природу. Человек, полагая себя мерой тварного бытия, попадает в путы воображения.

Теоремы: Субстанция по природе первее своих состояний. Две субстанции имеющие различные атрибуты, не имеют между собой ничего общего и не могут быть причинами одна другой. Вещи различаются между собой или атрибутами или модусами. В природе нет двух субстанций одной природы, т.е. с одним и тем же атрибутом. Одна субстанция не может производится другой. Природе субстанции присущее существование. Всякая субстанция необходимо бесконечна.
Чем более вещь имеет реальности или бытия, тем более ей присуще атрибутов.
Всякий атрибут одной субстанции представляется сам через себя.

Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, каждый из которых выражает вечную и бесконечную сущность, необходимо существует, т.к. его сущность заключает в себе существование и нет причин, чтобы его не было, т.к. такая причина должна быть или внешней, но одной с ним природы, или присущей ему самому - обе возможности противоречивы.

Любая субстанция неделима, в том числе телесная.

Кроме бога никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляемой, т.к. не могут быть две субстанции с одними атрибутами, а бог содержит все возможные атрибуты. Отсюда ясно, что бог един и в природе вещей есть только одна субстанция и эта субстанция абсолютно бесконечна.
Соотв. вещь протяженная составляют или атрибуты бога или состояния атрибутов бога. Т.о. все, что существует, существует в боге и через бога.
Из необходимости божественной природы непосредственно вытекает бесконечное множество вещей бесконечно многими способами, т.к. заключает в себе бесконечное множество атрибутов, каждый из которых выражает сущность, бесконечную в своем роде, сл-но бог есть абсолютно первая производящая причина сам по себе. Бог действует единственно по законам своей природы и без чьего-либо принуждения (внешнего или внутреннего). Это действие - выражение его божественной природы. Бог единственно - свободная причина.
Бог - имманентная причина всех вещей, а не действующая извне, т.к. все есть в боге и из бога. Бог и все атрибуты бога вечны. Существование бога и его сущность - одно и тоже, в силу чего они есть вечная истина. Атрибуты бога неизменяемы. Сущность вещей, произведенных богом не заключает в себе существования, т.к. они не причины самих себя. Следовательно, творение непрерывно, т.к. только оно поддерживает что-либо в его существовании. Бог представляет производящую причину не только существования вещей, но и их сущности, т.к. вещи есть модусы атрибутов Бога, в кот. последние отражаются известным и необходимым образом. Все, что есть может определяться к действию лишь какой-либо причиной, а эта другой, и так до бесконечности - последняя причина Бог. Следовательно, в природе вещей нет ничего случайного, но все предопределенно к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы. Т.к. все что есть - есть в боге и из него, разум может постигать только атрибуты или модусы атрибутов
Бога.

Необходимо различать natura naturans и natura naturata (природа порождающая, существующее само в себе - атрибуты субстанции, выражающие вечную сущность, и природа порожденная, вытекающая из необходимости природы
Бога, модусы его атрибутов). Поскольку разум и воля - атрибуты субстанции, они относятся к natura naturata и поэтому и воля и разум не свободны, но необходимы, т.е. Бог творит не из-за разума или воли, а лишь по необходимости своей природы. Поэтому вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом или другом порядке, чем были произведены. Вещи либо необходимы, либо невозможны, а случайными же вещи называются лишь по несовершенству нашего знания (случайность - непознанная необходимость).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.