Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ p>Истина - дифференцированный образ складывается только из элементов самого объекта. Есть “сознание субъективности” и” сознание объективности”
II. Суждение.
Процесс знания как процесс дифференцирования путем сравнения неизбежно выражается не иначе как в форме суждения, и этим генезисом суждения вполне объясняется структура его,т.е. неизбежная наличность трех элементов: субъекта, предиката, отношения между субъектом и предикатом. Субъект суждения - темная, неисчепаемая действительность, неизвестная нам, но обозначающаяся некоторым представлением. Представление и понятие - сокращенные комплексы суждений.
III. Учение о суждении. Суждение есть отдельный опыт дифференциации объекта путем сравнивания.
Учение: суждение - отношение между понятиями
1. - отношение между вещами.
Лосский:
1) суждение есть акт, производимый познающим субъектом, акт дифференцирования путем сравнивания.
2) суждение сохраняет эту необходимость для познающего субъекта навсегда. истинное суждение обязательно для всякого бходимо причисляется Y = функциональная зависимость (связь основания и следствия). Истинное суждение
- предикат его без всякой помощи со стороны познающего лица следует из субъекта суждения так, что познающему лицу остается только опознать это отношение путем сосредоточения внимания на нем. Истинное суждение = предикат имеет полное (достаточное) основание в субъекте. (Закон достаточного основания). а)норма, в) закон природы.
Полагая, что между миром Я и миром не-Я нет никаких перегородок, так что вещи даны нам вместе со всеми связями действия, применения и т.п. - мы вводим последнее условие необходимостисуждений. Психологический состав суждения может измениться, но сами объекты - нет, они остаются тождественными.

Общее и индивидуальное
Множество явлений не может быть помыслимо как множество в акте суждения, т.к. это единый акт. Как единая мысль в общем суждении охватывает множество явлений :
1)реализм
2)концептуализм
3)номинализм (крайний)
Реализм вместе с интуитивизмом( мистическим эмпиризмом) отвечает на вопрос опроисхождении общих понятий: различные обособленные друг от друга в пространстве и времени явления вовсе не обособлены друг от друга абсолютно, они заключают в себе одни и те же, не просто сходные, а тождественные элементы или стороны; поскольку в них есь тождественное, они составляют один и тот же предмет и в действительности и в мышлении. Общее в вещах есть нечто первоначальное, непроизводное, поэтому и в мышлении оно не может быть произведено из чего-либо необщего. Реализм - прямое выражение тех фактов, которые непосредственно переживаются в акте высказывания общего суждения.
Те стороны действительности, которые наблюдаются с величайшей ясностью и отчетливостью и несомненно находятся налицо в суждении и восприятии, относятся к области общего и только вследствие ряда недоразумений принимаются за индивидуальное, тогда как настоящее индивидуальное, абсолютно индивидуальное наблюдается и опознается с величайшим трудом.
Содержание суждения:
1) индивидуальное.
2) средней степени общности - развитие в настоящий момент.
3) высшей степени общности.
Для процесса мышления нет различия между общим и частным - они одинаково единичны и индивидуальны.
Элементарные методы знания.
I. Теория интуитивизма (Теория непорседственного усмотрения связи основания и следствия). Теория суждения должна допускать, что мы сознаем не только элементы мира, но и отношения между этими элементами, процессы действования, функциональные зависимости как живое, реальное единение.
Суждения, возникающие путем усмотрения связи основания и следствия - суждения восприятия.
Процессы восприятия:
1) Прямые (Воспринимаем сложное S и невыходя за его пределы обнаруживаем
P).
2) Косвенные (Выходим за эти пределы).
Построение суждения из материала уже существующих суждений - умозаключение
(дедуктивное).
1) Прямые методы знания.
2) Косвенные методы знания.
II. Прямые методы.
Простейший прямой метод: построение суждения на основании одного акта восприятия, путем дифференцирования непосредственно данного в нем и еще не обработанного в познании содержания.
Второй метод - умазаключение. Новое суждение строится путем дифференциации одного или нескольких уже существующих суждений.
S1 - P1.
S2 - P2., где S1, S2 - одна группа, а P1, P2 - другая. = обобщение или прямое индуктивное умозаключение.
III. Косвенные методы. Применяются когда дано либо основание, либо следствие и к ним нужно найти соответственно следствие или основание и когда по отношениям S и P к другим элементам можно усмотреть их отношение друг к другу.
1) косвенное восприятие.
2) косвенное (дедуктивное) умозаключение: поставив в сознании с двух различных сторон дифференцированную действительность M, т. е. выразив ее содержание в двух суждениях, из которых одно заключает в себе S, а другое
- P, мы затем присматриваемся к содержанию этой действительности и находим в ней некоторое новое свойство: отношение S к Р. (NB: Можно заключать от полного следствия к полному основанию).
IV. Косвенные индуктивные умозаключения. Не усматривается связь S и Р прямо. Меньная посылка состоит из наблюдений и опытов. Модификация дедуктивных умозаключений.
V. Умозрение. Переживания - двух родов: (1) чувственные и (2) нечувственные.
Знание, состоящее в обработке нечувственного опыта есть умозрение.
“Умозрительный эксперимент”. Умозрительные умозаключения - в котороых все содержание посылок, поскольку оно необходимо для вывода, имеет нечувственный характер. (аксиомы, постулаты).
VI. Интуитивизм, индивидуалистический эмпиризм и априоризм критической философии в их отношении к теории элементарных методов знания.
Три ответа на вопрос о происхождении общих суждений:
1) Путем прямых методов (прямой индукции) = интуитивизм.
2) Общих суждений нет Только иллюзия. (Индукция через перечисление).
3) Даны априори.
Последние основания знания.
Роль превых истин, с которыми новые истины должны согласовываться принадлежит аксиомам. Каков критерий, заставляющий нас встать на сторону аксиом, суждений прямого восприятия и определений? Если истина есть не копия действительности, не символическое воспроизведение ее и не явление ее, а сама действительность в дифференцированной форме, то критерием истины может быть наличность самой познаваемой действительности, наличность познаваемого бытия в акте сознания.
Эта наличность несомненна в том случае, когда содержание познания дано
“мне”, а не произведено деятельностью, которая чувствуется мной как “мое” субъективное усилие, когда содержание знания присутствует и развивается в акте знания смо собою, а я только следую за ним, сосредотачивая на нем внимание и дифференцируя его путем сравнивания.
Характерные особенности интуитивизма.
Интуитивизм вскрывает и устраняет ложную предпосылку разобщенности познающим субъектом и познаваемым объектом. Освобождает теорию знания от односторонностей. Интуитивизм утверждает, что знание - сама действительность, подвергнутая дифференцированию посредством сравнения.
(знание-бытие содержит в себе бытие-знание). Явления - своеобразное отношение конечного мира вещей не к познающему субъекту, а к абсолютному.
Логические тождество и противоречие существуют лишь там, где есть реальное тождество и исключение одного другим. Признание синтетической необходимости: свободный и творческий характер. Реальная синтетическая необходимость - первоначальный критерий истины. Понимание бытия: реальное возникновение бытия в процесе суждения. Устраняет противоположность рационального и иррационального. Утверждает, что общее индивидуально и единично = устраняется иррациональность индивидуального. Устраняется противоположность между описанием и объяснением. Разум есть способность ставить и осуществлять высшие (мировые) цели. Совершенное единство мира.
Поскольку весь материал дан: интуитивзм - это эмпиризм.

Э. Гуссерль: "Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии".


Глава 3. Область чистого сознания.
§47. Мир естества как коррелят сознания.
Что суть вещи? - Они суть - вещи нашего опыта. Только лишь опыт предписывает им их смысл, причем, поскольку речь идет о фактических вещах, это актуальный опыт с его определенным образом упорядоченными взаимосвязями опыта.
Если мы можем усматривать в вещах (посредством эйдетического рассмотрения способов переживания опыта и восприятия вещей) все сущностно необходимое и возможное, то коррелят нашего фактического опыта ("действительный мир") - особый случай многообразных возможных миров, а все эти возможные миры и немиры - корреляты сущностно возможных вариантов идеи "постигающее в опыте сознание" с присущими ему всякий раз более или менее упорядоченными взаимосвязями опыта.
Идея трансценденции вещи - это эйдетический коррелят чистой идеи подтверждающего опыта (так или иначе устроенные взаимосвязи опыта).
В себе сущий предмет никогда не бывает таким, чтобы сознание и "я" сознания не имели касательства к нему. Вещь - это всегда вещь окрестного мира, в том числе и вещь, не данная в опыте, но, возможно, доступная опыту.
Доступность опыту никогда не означает лишь пустой логической возможности, - это всегда возможность, мотивированная внутри опытной взаимосвязи.
§48. Логическая возможность и конкретная противомысленность мира вне пределов нашего мира.
Все доступное познанию моего "я" по необходимости принципиально доступно познанию всякого "я" (множественность чистых "я", интерсубъективный мир - коррелят единого мира умов). Формально-логическая возможность каких-либо реальностей вне пределов мира, того единого пространственно-временного мира, что фиксируется нашим актуальным опытом, оказывается по существу дела противомысленностью. Если существуют вообще реальные миры и вещи, то мотивации опыта, конституирующие эти миры и вещи, должны достигать опыта всякого "я". Вещи и миры вещей, которые не удается со всей определенностью подтвердить в каком-либо человеческом опыте, тоже существуют, однако у этого обстоятельства чисто фактические причины, заключающиеся в фактических границах такого опыта.
§49. Абсолютное сознание как остающееся после уничтожения мира.
Бытие сознания, хотя и модифицируется вследствие уничтожения вещного мира, однако не затрагивается им в своей собственной экзистенции.
Для бытия самого сознания (в предельно широком смысле потока переживаний) нет необходимости в каком-либо реальном бытии, в бытии, которое представляет и подтверждает себя по мере сознания через посредство явлений.
Трансцендентное дано (с принципиальными оговорками) благодаря известным взаимосвязям опыта. Трансцендентное достигает, более или менее опосредованно, ясно усматриваемого и поступательно совершающегося теоретического определения.
"Чистое" сознание должно признаваться замкнутой в себе взаимосвязью бытия, а именно взаимосвязью абсолютного бытия, для которой не может существовать никакой пространственно-временной внеположности. Весь пространственно-временной мир - это по своему смыслу лишь просто интенциональное бытие (бытие, доступное постижению субъектами познания через посредство явлений).
§50. Феноменологическая установка и чистое сознание как поле феноменологии.
Реальность сущностно лишена самостоятельности ("сущности"). Реальность представляет собой существенность того, что в принципе лишь интенционально, лишь осознаваемо, лишь представляемо, лишь осуществимо в возможных явлениях.
Коррелятом естественной установки опыта служит мир. Для феноменологической установки остается целое поле абсолютного сознания.
Следуя естественной установке, мы совершаем все без исключения акты, благодаря которым мир наличествует для нас. Переходя же к феноменологической установке, мы с принципиальной всеобщностью пересекаем совершение любых когитативных полаганий, мы совершаем направленные на них акты рефлексии и их же самих постигаем тогда как абсолютное бытие, какое они суть, вместе со всем, что подразумевается в них, что вместе с тем неотделимо от их собственного бытия. Мы живем теперь исключительно в таких актах второй ступени, данное в которых есть бесконечное поле абсолютных переживаний - основное поле феноменологии.
§51. Значение предварительных трансцендентальных рассуждений.
Природа возможна лишь как интенциональное единство, мотивируемое имманентными взаимосвязями чистого сознания.
Трансцендентальные рассуждения необходимы для того, чтобы раскрыть специфической для феноменологии области исследования - абсолютную сферу.
§52. Дополнения. Физическая вещь и "неведомая причина явлений".
Воспринимаемая вещь (в отличие от вещи мыслимой) есть точно та вещь, которую исследует и научно определяет физик (знак самой себя).
Высшая трансценденция физической вещи не означает выхода за пределы мира для сознания.
На основе естественного опытного постижения выстраивается физическое мышление, которое следует разумным мотивам.
Вещи чувств (трансценденции) и физические вещи противомысленно связываются причинными отношениями.
Причинность - принципиально во взаимосвязи конституирующегося интенционального мира.
Трансцендентность физической вещи - это трансцендентность конституирующегося в сознании и связанного с сознанием бытия.
§53. Животные существа и психологическое сознание.
Сознание - это абсолютное, в котором конституируется все трансцендентное, т.е. весь психофизический мир; сознание - это подчиненный реальный процесс в рамках этого мира.
§54. Продолжение. Трансцендентное психологическое переживание случайно и относительно, трансцендентальное переживание необходимо и абсолютно.
§55. Заключение. Любая реальность суща через "наделение смыслом". Отнюдь не "субъективный идеализм".
Любые реальные единства суть "единства смысла".
"Абсолютная реальность значит ровно столько, сколько круглый квадрат".
После осуществления феноменологической редукции остается абсолютное, или трансцендентально чистое сознание; приписывать реальность этому остатку - противомысленно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.