Рефераты. Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ p> Аристотель о материи и форме.

Метафизика - исследование первых причин. Аристотель сводил их к четырем:
1) причина формальная; 2) причина материальная; 3) причина действующая и 4) причина финальная. Первые две причины есть ничто иное как форма (сущность) и материя, образующие все вещи. Причина для Аристотеля - это условие и основание. Материя и форма суть достаточные условия для объяснения реальности, если ее рассматривать статистически. Данный человек, с этой точки зрения, есть его материя (кости и мясо) и его форма (душа). С точки зрения становления, необходимы другие две причины: двигательная (т.е. родители, давшие жизнь человеку) и финальная (т.е. цель, в направлении которой развивается человек).
Проблема материи и формы у Аристотеля тесно связана с проблемой субстанции. Материя (гиле, от греч. - лес как строительный материал) есть начало, без сомнения, образующее реальность чувственно воспринимаемую, в этом смысле, она - "субстрат формы" (дерево - субстрат формы дома). Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Но материя сама по себе - это недетерминированная потенциальность. Стать чем-то определенным и актуализированным она может, лишь приняв форму. Форма же, напротив, поскольку она определят, актуализирует материю, образует "естьность" всякой вещи, т.е. то, что есть ее сущность, а потому - это субстанция в полном смысле слова однако это не платонова форма Гиперурании, но внутренне присущая самой вещи форма (форма-в-материи).
Эта композиция материи и формы, которую Аристотель называет "synolos", и есть субстанциональность, объединяющая начало материальное и начало формальное. Получается, что бытие в наиболее точном значении - это субстанция. Субстанция в несобственном смысле есть материя, во втором смысле - это отдельное, а в третьем - собственном - это форма по преимуществу. Бытие, следовательно, это материя; ступенью выше - отдельное, индивид; а еще выше - форма, которая обнимает материю и дает основание отдельному, т.е. индивиду.
Материя - это "потенция", "потенциальность", в значении способности принять форму (бронза - потенция статуи). Форма же, напротив, выступает как
"акт" или "актуализация" этой способности. Соединение материи и формы есть акт; если мы рассмотрим его со стороны формы, это будет "энтелехия", со стороны же его материальности - будет смешение потенции и акта. Все вещи материальные, стало быть, более или менее потенциальны. Все же нематериальное суть чистые формы, чистые акты, лишенные потенциальности.
Аристотель называет актуальность "энтелехией", что означает реализацию, совершенность. Душа, поскольку она есть сущность, или форма тела, это акт или "энтелехия" тела. Бог - это чистая "энтелехия". Акт, по Аристотелю, обладает абсолютным приоритетом и превосходством над потенцией. Последняя, напротив, мыслима лишь как направленная к акту. Форма (акт) - условие, правило, конец и цель потенциальности, акт - это форма бытия субстанции вечной и несотворенной.

Эпикурейская философия.

Основатель - Эпикур (341 - 279 гг. до н. э.) “Письма”, “Мкасимы” и др. фрагменты.
Деление философии:
1) Логика - изучает канон, согласно которому познается истина.
2) Физика - изучает строение реальности.
3) Этика - цель человека, счастье и способы его достижения.
В эпикурействе логика и физика подчинены этике. Оно преимущественно этическая философия.
I. Познание.
Чувства познают безошибочно. Ощущения - посланники истины.
А: Ощущения: а) Ощущения суть воздействия. Они страдательны, производны от чего-то, что они адекватно отражают. b) Ощущения истинны, т. к. онивызваны истекающими от вещей совокупностями атомов, формирующих образы. подобия, которые воспроизводятся нашими чувствами путем проникновения в нас этих образов (simulacra). с) Ощущения в силу своей нерациональности не способны отнять или прибавить что-то от себя.
В: Другой критерий истины - пролепсис. Некие отпечатки чувственных впечатлений, остающиеся в памяти в качестве помогающих предвосхитить будущий опыт. Имена - естественные выражения пролепсисов.
С: Третий критерий истины: чувства наслаждения и страдания. Эти чувства объективны, т. к. дают критерий выбора.
А, В, С - непосредственная очевидность: прямое воздействие на нас реальности.
Мышление = опосредование. Мнение - истинное или ложное.
Истина мысли:
1) Подтверждается в сфере опыта и очевидного.
2) Не получает оправдания из опыта и очевидного.
3) Не получает побной аттестации.
II. Физика. Физика должна дать основание этики. Заимствована у более древних атомистов, но с некоторыми изменениями введенными ради обоснования этики.
Основные положения эпикурейской физики:
1) Ничто не происходит из небытия. Нет принципиальных изменений реальности.
2) Вся реальность образована из тел и пустоты. Тела доказываются ощущением. Пустота - движением.
3) Бытие бесконечно.
4) Тела бывают сложными или простыми (атомы).
Отличие эпикурейской атомистики от атомистики Левкиппа и Демокрита: a) У древних характеристика атома - фигура, порядок, положение. У Эпикура -
(1) фигура, (2) вес, (3) величина. b) То, что атомы имеют фигуры, свидетельствует о том, что они имеют части, а части должны быть делимыми, но они онтологически неделимы, а только логически. Атомы не могут уменьшаться до бесконечности, а только до минимума. c) Понятие первоначального толчка. Движение атомов - падение вниз под действием тяжести. Атомы не падают по параллельным траекториям, т. к. в любой момент времени и точке пространства они могут отклониться от прямой линии на минимальный интервал и встретиться с другими атомами (clinamen).
Чистая случайность. Боги существуют.
III. Этика.
Материальное - сущность человека и его специфическое благо, которое в актуализованном состоянии делает его счастливым. Благо = наслаждение.
Природа в ее непосредственности. Покой (“catastema”) предельная граница счастья. Психические состояние счастья более сильные. Истинное удовольствие
= отсутствие душевного страдания (aponia) и невозмутимость души, отсутствие беспокойства (ataraxia).
Эпикур различает:
1) Естественные и необходимые удовольствия.
2) Естественные, но не необходимые.
3) Неестественные и ненеобходимые.
Политическая жизнь - неестественна.
Видные представители эпикурейства: Филодем (I в. до н. э.), Тит Лукреций
Кар.

Античный неоплатонизм: этапы, представители, основные проблемы.

Этапы:
1) Первая александрийская школа Аммония Сакка. Ок. 200 г. Геренний, Ориген
Язычник, Плотин, Лонгин, возможно, Ориген Христианин.
2) Школа Плотина в Риме. С 244 г. III в. Амелий, Порфирий.
3) Сирйская школа, основанная Ямвлихом ок. 300 г. до нач. IV в. Теодор
Азинский, Сопатр, Дексипп.
4) Школа Пергама, основанная Эдесием, учеником Ямвлиха, после его смерти.
Максим, Крисанций, Приск, Евсевий, Евнапий, император Юлиан Отступник и его приближенный саллюстий. Распад со смертью Юлиана в 363 г.
5) Афинская школа. основанная Плутархом (IV - V вв.). Прокл, Домнин,
Исидор, Дамасций, Симпликий, Присциан. Закрыта эдиктом Юстиниана в 529 г.
6) Вторая александрийская школа. Ипатия, Синесий из Кирены, Гиерокл,
Гермий, Аммоний, сын Гермия, Иоанн Филоон, Асклепий, Олимпиодор младший,
Элий, Давид и Стефан из Александрии. Возникла вместе с афинской и просуществовала до начала VII в.
Представители:
1. Аммоний Сакк(с) - фактический зачинатель неоплатонизма. Учитель Плотина.
Не оставил письменных источников. II - III вв.
2. Плотин (205 - 270 гг.) - В 244 г. открыл школу в Риме. 244 - 253 гг. читает лекции. С 254 г. - трактаты в форме записи лекций. Его ученик
Порфирий собрал их (54 трактата), разделив по девять в шесть групп. Они получили название “Эннеады” (девятки).
3. Порфирий (233 - 305 гг.) - ученик и жизнеописатель Плотина. Известен прежде всего как автор “Введения” к “Категориям” Аристотеля. Вновь вызвал к жизни проблему видо-родового определения и инспирировал проблему существования универсальных сущностей.
4. Ямвлих (240 / 250 - 325 гг.) - синтез неоплатонизма и магии, теургии.
Более детальное определение Единого.
5. Прокл (410 - 485 гг.) - комментарии к платоновским диалогам,
“Платоновская теология”, “Первоосновы теологии”. Детализировал и систематизировал неоплатонизм. использовал триадическую схему для описания интеллегибельного и телесного универсума. Закон порождения: 1)
Mone - самосохранение, самосбережение; 2) Prodos - исхождение начала из себя; 3) Epist-rophe - возвращение начала к самому себе.
Основные проблеммы:
1) Проблема Единого. Единое - рационально не постижимо; хотя так или иначе во всем сущем есть единство, само по себе Единое - Сверхбытие,
Сверхсущее.
2) Проблема происхождения - множественности из Сверхбытия Единого: Единое
= Благо: а) поддерживает само себя, ни в чем не нуждаясь; b) дает бытие другому (метафора света - исходит не уменьшаясь).
3) Проблема устроения интеллигибельного и телесного универсумов. Плотин:
Единое - Ум (Нус), который созерцает идеи - Душа (дает жизнь всему чувственному) - физический космос - неопределенная материя (небытие).
4) Проблема человеческой души и ее возвращения к Абсолютному. Экстасис, упрощение души, сбросить с себя все, самостоятельное восхождение (нет благодати).
Преимущественно языческая философия, хотя во многом предвосхитила философию христианскую и явилась одним из крупнейших теоретических источников последней.

Славянофильство и западничество в русской религиозной мысли.

Славянофильство - на волне последекабристской реакции - "русское воззрение", "самобытничество". Еще от московских любомудров 20-х г.г.
(В.Ф.Одоевский, Д.В.Веневитинов,А.И.Кошелев, братья П. и И. Киреевские,
Хомяков, С.П.Шевырев)
Сущность славянофильства определяется идеей "несхожести" России и Запада.
К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков - "славяно- христианское",
"православно- русский","русское" воззрение. Стемление обосновать особый по сравнению с Западной Европой пути Росии. Особенности русской истории: 1) православие, 2) общинный быт, 3) покорность русского народа, 4) отсутствие в его истории классового расслоения. Религия народа - определяет характер его мышления и основа общественнной жизни. Православие - можно расчитывать на прогресс. Философское обоснование - в религиозно-мистической системе: волюнтаристическая онтология (Хомяков), иррационалистическая онтология
(Киреевский).
Противостояние России и Запада.
И.В.Киреевский (1806-1856) - различие духовности и культуры, различие просвещения России и Запада. Россия - непосредственное общение со вселенской церковью. Восприятие истинное ничем не замутненное.Православие из Византии, которое пребывало в России в монастырях Западное просвещение удалилось в секуляризированную культуру: а) католицизм в)древнеримская образованность,с)идеология государства.Но не отбрасывая всего западного - " образец последней системы Шеллинга"- философия верующего разума. Особенностью русского народа К. считает непротивление злу, отсутствие классового расслоения, общинный быт.
А.С.Хомяков (1804-1860) Противник рационализма "Гносеологический антионтологизм". Первоосновой сущего он считал идеальное, разумное и свободное начало, познание которого должно осуществляться неким "внутренним знанием", "разумным зрячеством", т.е. с помощью религиозной веры. В теории общества он стоял на позиции провиденциализма и проповедовал соборность- союз индивидов, собранных во имя идеи бога и любви.
Вера------ Живое знание -------Рассудочное знание.
Обусловленность живого знания верой и любовью придает ему характер соборности.
К.С.Аксаков(1817-1860) - политика, русская история. У нас другой путь, наша Русь - святая Русь . Отделиться от заадной Европы, вот все, что нам надо. Запад сотворил себе из правительства кумира. Против ограничения самодержавной власти царя, но за сохранение духовной свободы индивидума.
Крестьян объединяют религиозно-православным мировозрением благодаря православной вере.
Ю,Ф,Самарин (1814-1876) увлекался Гегелем, затем отошел от него.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.