Рефераты. Философия и методология науки

Становление нового стиля мышления ученого в мировоззренческом плане связано с принципиально иным пониманием отношения мира и ученого, идеального и реального мира, «мира земного» и «мира небесного».

Наиболее яркое и глубокое отражение оно нашло в учениях Фараби и его последователей ал-Хорезми, Фергани, Беруни, Улугбека и многих других.

Хайруллаев М.М. утверждает, что «Фараби был одним из мыслителей, благодаря которым в период средневековья народы Средней Азии внесли огромный вклад в формирование и развитие арабоязычной философии и социологии, в развитие всей мировой общественно-философской мысли».[1] Не случайно Фараби на Востоке называют «вторым учителем». Объясняя природу и социальное устройство общества он, как каждый ученый-энциклопедист, охвативший почти все отрасли средневековой науки, руководствовался своим собственным стилем мышления, уделяя особое внимание проблемам логики и эпистемологии. Он справедливо утверждал, что «логика отличает истинное от ложного в каждой вещи».[2] Комментируя учения Аристотеля Фараби подходил к нему не догматически, а творчески. Он писал: «Подражание Аристотелю должно быть таким, чтобы любовь к нему (никогда) не доходила до такой степени, когда его предпочитают истине, ни таким, когда оно становится предметом ненависти, способным вызвать желание его опровергнуть».[3]

Несомненной заслугой Фараби являются его плодотворные попытки раскрыть связи между различными категориями, поскольку каждая из них отражает различные стороны связи одного и того же. «Разве не видишь ты, - писал Фараби, - что один такой индивид, к примеру, Сократ, входит в понятие сущность; поскольку он человек в понятии количества, постольку он обладает величием, поскольку он белый, достойный или какой иной, в понятии отношения, поскольку он является отцом или сыном в понятии положения, поскольку он сидит или возлежит? То же можно сказать обо всем подобном».[4]

Эти мысли получили свое развитие и комментарии в трудах многих философов, в частности Рассела Б. Развивая свою науку к объяснению мира, он противопоставляет свой метод и свой стиль объяснения мира – религиозной догматикой.

Обобщение огромного количества частных квадратных уравнений в виде конечных типов их классификации, выполненное великим ученым средневековья ал-Хорезми, положило начало современной алгебре. Ал-Хорезми открыл безупречные методы их решения, которыми по существу, ежедневно пользуются все школьники мира. Методы эти обладают логическим совершенством, красотой созерцательного мышления, педагогическим удобством. Эвристический характер открытых им методов решения задач получил всеобщее признание в мировой  науке, не случайно одно из понятий современной науки алгоритм этимологически связано с именем ал-Хорезми. Через его «Арифметику» европейцы познакомились с десятичной систе­мой счисления и правилами (алгоритмами - от имени ал-Хорез­ми) выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана «Книга об ал-джебр и ал-мукабала», целью которой было обучить искусству решений уравнений, необходимых в случаях наследования, раздела иму­щества, торговли, при измерении земель, проведении каналов и т. д. «Ал-джебр» (отсюда идет название такого раздела матема­тики, как алгебра) и «ал-мукабала» - приемы вычислений, кот были известны Хорезми еще из «Арифметики» позднегреческого математика ( в.) Диофанта. Но в Европе об алгеб­раических приемах узнали только от ал-Хорезми. Никакой специальной алгебраической символики у него даже в зачаточ­ном состоянии еще нет. Запись уравнений и приемы их решений осуществляются на естественном языке. Вот еще некоторые имена: Позже теория алгоритмов послужила основой математической логики, которая, в свою очередь, является логической основой развития современной компьютеризации. В наши дни алгоритмизация применяется и в других отраслях человеческой жизни.[5]

Научные труды ал-Фергани явились основой научных изысканий эпохи возрождения в Европе. Исследовательская деятельность всегда ведет ученых от познанного к непознанному. В связи с этим ал-Фергани признает, что «между учеными нет разногласия в том, что небо подобно сфере и, что оно вращается вместе со всем, что на нем из светил – как вращение сферы вокруг двух закрепленных неподвижных помостов, один из которых в северной стороне, а другой с южной стороны. Это относительно неба».[6] Это касается и всего того, что нас окружает и, таким образом, все учения и о суше и море, так же подобно сфере».[7] Вывод о том, что небо выпуклое, земля и сфера – вогнутые, был сделан давно. Но главное, как считает ал-Фергани, доказать истинность этих взглядов. Доказательство шарообразности земли в дальнейшем осуществлено Колумбом (в XV в.), Магелланом (в XVI в.), а много веков до этого на основе мыслительно-экспериментального мышления это было доказано ал-Фергани.

Беруни прослеживает трудный путь познания. Он уделяет особое внимание единице времени, необходимой для изучения исторических событий. «В соответствии с поставленной целью нам следует объяснить, что такое ночь и день и их совокупность, и какой момент принято считать их началом, ибо сутки для месяцев, годов и эпох – то же, что и единицы для чисел, из суток они складываются и на сутки разлагаются. Полное представление о сущности суток облегчает путь к пониманию того, что составляется из суток и строится на них».[8]

Беруни на основе сравнительно исторического стиля мышления с позиций здравого смысла, научной объективности и беспристрастности, во-первых, сопоставляет различные философские и религиозные системы и, во-вторых, пытается установить соответствие между взглядами на тот или иной вопрос представителей различных народов и религий – древних греков, доисламских персов и арабов, иудеев, христиан различных толков, мусульман сунитов, суфиев и т.д. В этом отношении характерно сопоставление им представлений о Боге индийцев, иудеев и христиан, о душе индийской мысли и Сократа, о спасении, как соединении с Богом у индийцев, о фантастических существах индийских мифов и греческой мифологии, о сословиях древних иранцев с индийскими, о религиозных законах греков и индийцев и т.д. В этом контексте обнаруживаются не только определенные аспекты культурных, научно-философских контактов, а также то, что Беруни являлся приверженцем принципов взаимообогащения, контактов между различными культурами, народами. Поражает его беспристрастная научная объективность и исследовательская деликатность.

Открытия в астрономии Улугбека и его учеников вели к пересмотру миропонимания в главном - представлении о космосе, к ликвидации разрыва между взглядами на земную природу и небесные явления. Они составили научный план и создали уникальную обсерваторию для организации наблюдения и фиксирования движения небесных тел, таким образом, сумели доказать переход в процессе познания небесных явлений от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее. Благодаря обсерватории, построенной по проекту Улугбека, проводились наблюдения и фиксировались основные характеристики движения звезд на небе. Улугбек и его ученики, основываясь формально-логическим мышлением, при научных исследованиях применяли доказательный метод. Один из методов, который использовали для произведения опосредованного вычисления величины, был метод интерполяции. Так же в проведении научных исследований не менее важными являлись методы последовательных приближений и определения «уравнения скорости», аксиома, теорема, фантазия, аналогия и т.д. Объектом исследований являлись небесные тела, субъектами – астрономы-наблюдатели (Улугбек и его ученики). Средствами познания – секстант и др. Эти элементы вступали во взаимодействие в процессе наблюдения за видимыми движениями небесных тел».[9] Улугбек с большой точностью определил смещение точки весеннего равнодействия 51¢¢. Секстант Улугбека позволил получить наиболее точную величину звездного года – 365 суток 6 часов 10 минут 8 секунд. Этому способствовала тщательная научная обработка данных наблюдений.

v  В философии наших великих предков удачно сочетается философский стиль мышления с естественнонаучным. Свои философские произведения они писали, опираясь на разделяемую ими картину мира. В частности известно, что Ибн Сина в историю вошел как князь философии и князь медицины. Он развивает мысль о единстве и взаимопроникновении философии и медицины, утверждая, что медицина лечит тело человека, а философия – его душу. В этой связи иначе звучит древний афоризм: «В здоровом теле здоровый дух», так как не только здоровое тело порождает, как правило, здоровый дух, но и здоровый дух обусловливает здоровое тело. Абу-Али ибн-Сина (Авиценна) -философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной на­уки» снискал мировую славу и представляет определен­ный познавательный интерес сегодня;

Вот ещё некоторые имена:

v  Мухаммедаль-Баттани (850-929) - астроном, составив­ший новые астрономические таблицы;

v   Ибн Юлас (950-1009), известный достижениями в обла­сти тригонометрии, составивший таблицы наблюдений лунных и солнечных затмений;

v   Ибн аль-Хайсам (965-1020), сделавший значительные открытия в области оптики;

v  Омар Хайям (1048-1122) - не только великий поэт, но и известнейший в свое время математик, астроном, ме­ханик, философ;

v  Ибн Рушд (1126-1198) - философ, естествоиспытатель, добившийся больших успехов в области алхимии. Эти и многие другие выдающиеся ученые арабского средне­вековья внесли большой вклад в развитие медицины, в частно­сти глазной хирургии, что натолкнуло на мысль об изготовле­нии из хрусталя линз для увеличения изображения. В дальней­шем это привело к созданию оптики.

Работая на основе традиций, унаследованных от египтян и вавилонян, черпая некоторые знания от индийцев и китайцев и, что самое важное, переняв у греков приемы рационально­го мышления, арабы применили все это в опытах с большим количеством веществ. Тем самым они вплотную подошли к созданию химии.

В XV в. после убийства Улугбека и разгрома Самарканд­ской обсерватории начинается период заката математических, физических и астрономических знаний на Востоке и центр разработки проблем естествознания, математики переносит­ся в Западную Европу.


§ 4. Зарождение и развитие классичечкой науки.


С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний, происходивших в XV-XVH вв., создавших принци­пиально новое по сравнению с античностью и средневековь­ем понимание мира, и началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т. е. особой системы знания, своеобразного ду­ховного феномена и социального института.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.