Рефераты. Философия и методология науки

1. Наука в контексте становления человеческой культуры может рассматриваться как:

v  наука знание,

v  наука деятельность,

v  наука институт.

При более подробной характеристике это: наука как система знаний о мире (Вселенной, обществе, человеке), наука как человече­ская деятельность по получению новых знаний, наука как одна из организационных форм (институт) функционирования общества, го­сударства.

Функционированием науки как системы уже полученного зна­ния занимается сама наука. Именно в сфере науки происходит полу­чение, отбор, систематизация, обобщение, популяризация научных знаний и представление их на общее (внешнее) или дальнейшее внутреннее использование. В первом случае знания используются в материально-практической жизни общества или же его духовном обогащении, во втором - для постановки новых научных исследова­ний, формирования новых исследовательских программ. Промежуточным вариантом является система образования, в которой науч­ные знания служат как для внешнего, так и для внутреннего (по от­ношению к науке) использования.

Исследованием науки как специфической человеческой дея­тельности, направленной на познание мира (природы и духа, мате­риального и идеального) занимаются философия, методология и ло­гика науки, а также философская теория познания.

Исследованием науки как особого социального явления (сооб­щество ученых) или как специфического социального института (учреждения) занимается науковедение.

Особая дисциплина - история науки, которая имеет отношение ко всем ее «ипостасям», хотя чаще всего историко-научные исследования ограничиваются фактологическим описанием по типу «что, где и когда?».

Надо отметить, что как и все членения (аналитические схемы) предмета исследования, данное разделение приблизительно. Напри­мер, проблемы дисциплинарной организации науки: становления и функционирования различных областей знаний и научных дисцип­лин, взаимосвязь и взаимодействие научных знаний с процессами их интеграции, синтеза и дифференциации, - есть проблемы и направ­ления анализа науки и как деятельности, и как системы знания, и как организационного (в данном случае дисциплинарного) ее уст­ройства.

Рассмотрим основные подходы к пониманию науки как особого социального явления и института.

Для простоты и ясности понимания науки как формального со­циального учреждения (института), которое организационно оформляет (можно сказать, формализует) естественно складываю­щееся сообщество ученых (можно сказать, «естественный орга­низм»), нужно иметь в виду, что науке как «институту» и науке как «сообществу» присущи все характерные черты «государства» и «со­циальных групп».

В первом случае мы имеем систему учреждений и организаци­онных форм: систему управления (административные должности руководителей и подчиненных); систему иерархии (степени и зва­ния), систему организации (кафедры, научные институты, общества, академии, системы семинаров, конференций, конгрессов, съездов, совещаний); систему правового регулирования (законы и уложения об авторском праве, статусе ученых и научных коллективов); систе­му средств производства (инструментально-экспериментальное обо­рудование, лабораторные помещения, информационные системы).

Во втором случае мы можем увидеть в сообществе ученых ти­пичные черты любого человеческого сообщества. В научном сооб­ществе живут и работают люди (и все человеческое им не чуждо, как бы сказал Сенека). В этом сообществе адептов истины есть и «генераторы идей», и простые исполнители, есть рабы и господа (отношения, которые основаны на той или иной форме материаль­но-административной зависимости ученых друг от друга), есть и не­гласные традиции и нормы поведения, есть и общепринятая этика и протокол официальных отношений, есть ретрограды с обскурантами (придерживающиеся старого и препятствующие новому), есть нор­мы и идеалы научного познания, есть «внутринаучные идеологии» (например, «математическая идеология» в естествознании, «физиче­ская идеология» в химии), есть воры и жулики (воровство идей, пла­гиат, разработка псевдозначимых для науки и практики тем - рас­пространенное и, к сожалению, часто очень замаскированное явле­ние), есть и мошенники (сознательно шельмующие эксперимен­тальные результаты или теоретические выкладки), есть судьи и су­ды (рецензенты и экспертные советы), есть конъюнктурщики и сле­дователи моды (выбирающие направление исследований не по «на­учной совести», не по «приоритетам Истины», а по внешним при­оритетам, сейчас это проявляется в массовой экологизации и ком­пьютеризации науки). Наконец, в научном сообществе есть, просто говоря, не только умные, но и дураки.

Нетрудно увидеть, что названные особенности и формы отно­шений в сообществе ученых и институте науки предполагают мно­жество сложных проблем, требующих специального анализа. По­скольку проблемы науковедения не являются предметом настоящей работы, мы ограничимся вышесказанным и ниже будем преимуще­ственно анализировать проблемы философии и методологии науки с опорой на историко-логические реалии становления научного зна­ния.

Наука и научное знание как целостные образования (системы) состоят из частей (элементов), научных областей или дисциплин. В первом приближении по предмету познания научное знание и науку можно разделить на два основных раздела: естественные науки и науки о духе.

Естественные науки - это науки о «естестве» - природе (по-гречески природа physis, по-латыни - natura). Объекты естественных наук преимущественно материальные (за исключением пространст­ва и времени, однако согласно некоторым концепциям пространство и время связываются со свойствами материальных объектов). Мате­риальные объекты состоят из вещества и поля. Вещество имеет мас­су покоя и пространственно-временные измерения. Поле (гравита­ционное, электромагнитное) не имеет массы, но имеет пространст­венно-временные измерения. По объект-предметным областям есте­ственные науки подразделяются на физику, химию, биологию, гео­логию и, соответственно, на множество частных их разделов и ин-тердисциплинарных областей (частных наук) . Для примера назовем механику, электродинамику, молекулярную физику, органическую химию, аналитическую химию, физическую химию, биофизическую химию, биохимию, зоологию, орнитологию, физиологию, биогео­химию, экологию. Можно сказать, что естественные науки изучают Природу и ее творения.

Науками о духе с середины XX в. называются все сферы науки, в которых исследуются творе­ния духовно-культурной деятельности человека и идеальные объек­ты природы (интеллект, сознание, Бог, платоновские идеи): религия, искусство, общество, государство, право, экономика. Отсюда нау­ками о духе будут теология, религиоведение, эстетика, социология, этика, экономика, правоведение. Как видно, науки о духе - это науки об идеальных объектах. Идеальные объекты, какими бы они не бы­ли, существуют, реальны (т.е. их можно выделить как объекты), но они не имеют массы и не имеют пространственных измерений.

Надо оговориться, что все науки можно назвать естественными, поскольку человек есть часть природы и, соответственно, вся его духовная и материальная деятельность естественна, как естественна деятельность любых живых организмов. Но такое обобщение было бы формальным, поскольку человек наделен свободой воли и, соот­ветственно, свободой сотворчества с Природой.

Кроме наук о природе и наук о духе выделяются некоторые науки, которые можно отнести и к естественным наукам, и к наукам о духе: психология, антропология, этнография, социобиология, экология и эсхатология (в современной постановке). Можно сказать, что к таким промежуточ­ным наукам относится и математика. Немало ее важных положений генетически связан с естествознанием, например, дифференциаль­ное и интегральное исчисления, заложенные Лейбницем и Ньюто­ном, а ряд других положений представляются как творения чистого разума, свободной игры человеческого ума.

Существенно также подчеркнуть, что если первичное разделе­ние науки на те или иные области мы производим преимущественно по объект-предметной их направленности, то более частные дисци­плины могут иметь другие классификационные инварианты.

При рассмотрении вопроса зарождения новых научных дисцип­лин на предметно-логическом уровне можно выделить три основ­ных компонента, которые, оставаясь инвариантными (по отдельно­сти или в сочетании), обусловливают автономизацию некоторой об­ласти знания в системе науки: предмет, метод, познавательная цель. Выделение такой триады компонентов , конечно, схематизация и упрощение проблемы, но в первом приближении такой подход представляется достаточно правильным и, пожалуй, достаточно распространенным (проблемы дальнейшего оформления новых об­ластей знания в институте науки, т.е. оформления в социально-организационном плане - особый и дополнительный вопрос).

Другая сторона исследований в сфере предметных областей, обозначаемых понятиями «наука» и «научное знание», выражается в выделении при их методологическом анализе фундаментальных и прикладных областей. На проблемах и нюансах такого разделения следует остановится особо.

Исследования в области философско-методологических вопро­сов техники, в том числе и проблем взаимодействия естественнона­учных и технических знаний, в настоящее время начали развиваться достаточно интенсивно, хотя и далеки от охвата всего спектра со­временных проблем.

Существует множество определений понятий «техника» и «тех­ническая наука». Мы согласны с тем, что «...практически все десят­ки и сотни определений техники весьма полезны, отражают или уровень научного или теоретического анализа и знания данной эпо­хи, или определенные материальные, научные или социальные связи техники, или ее культурный контекст»[16]

Для рассмотрения проблем взаимодействия наук в сфере техни­ки нам, однако, следует произвести рабочее, более или менее одно­значное разделение понятий «естественная наука» и «техническая наука». Содержание понятия «естественная наука», или «наука о природе», достаточно и не будет здесь обсуждаться в деталях, так как эти детали - вопрос специальный и его обсуждение входит в рамки настоящего исследования. Исходя из деятельностного подхо­да, ориентируясь на работы по «философии естествознания» и «фи­лософии техники», под технической наукой мы подразумеваем в первую очередь научную деятельность по созданию искусственных («антропогенных») материальных образований для реализации пре­образующих природу целей человека и общества.

Нетрудно заметить, что названный выше признак является не­обходимым, но не достаточным для разделения естествознания и техники, естественнонаучной и технической научной деятельности. Действительно, естествознание и внутри собственного института во многих его разделах создает искусственные материальные образо­вания: синтез элементов в ядерно-физических установках, синтез химических веществ, создание биосистем с помощью методов ген­ной инженерии и др., причем это может делаться для реализации познавательных (духовных) целей, а не обязательно с практической целью преобразования природы в интересах общества. Последнее замечание дает нам как раз возможность сформулировать второй признак технической науки, который в совокупности с первым со­ставит уже необходимое и достаточное условие для более или менее однозначного разделения понятий «естествознание» и «техника». Этот признак - центральная целевая установка познавательной дея­тельности. Для естествознания такой центральной целевой установ­кой является познание природы во всем ее многообразии вне обяза­тельной связи с практическими задачами человека и общества, для техники - познание природы и создание искусственных материаль- ; ных образований с целью решения практических задач преобразо­вания природы для человека и общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.