Рефераты. Философия и методология науки

В основу теории положена идея «инфляционной фазы» - стадии ускоренного расширения. После колоссального расши­рения в течение невероятно малого отрезка времени установи­лась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Несимметричность Вселенной выражается в преобладании вещества над антивеществом и обосновывается «великим объединением» теории элементарных частиц с моделью раздувающейся вселенной. На этой основе удалось описать слабые, сильные и электромагнитные взаимодействия при высоких энергиях, а также достичь прогресса в теории сверхплотного вещества. Согласно последней, возникла возможность обнаружить факт, состоящий в том, что при изменении температуры в сверхплотном веществе происходит ряд фазовых переходов, во время которых меняются свойства вещества и свойства элементарных частиц, составляющих это вещество. Подобного рода фазовые переходы должны были происходить при охлаждении расши­ряющейся Вселенной вскоре после «Большого взрыва». Таким образом, устанавливается взаимосвязь между эволюцией Все­ленной и процессом образования элементарных частиц, что дает возможность утверждать - Вселенная может представлять уникальную основу для проверки современных теорий элемен­тарных частиц и их взаимодействий[12].

Следствием теории раздувающейся Вселенной является положение о существовании множества эволюционно разви­вающихся вселенных, среди которых, возможно, только наша оказалась способной породить такое многообразие форм организации материи. А возникновение жизни на Земле обо­сновывается на основе антропного принципа, устанавливаю­щего связь существования человека (как наблюдателя) с фи­зическими параметрами Вселенной и Солнечной системы, а также с универсальными константами взаимодействия и мас­сами элементарных частиц. Данные космологии, полученные в последнее время, дают возможность предположить, что по­тенциальные возможности возникновения жизни и челове­ческого разума были заложены уже в начальных стадиях раз­вития Метагалактики, когда формировались численные значения мировых констант, определившие характер дальнейших эволюционных изменений.

Вторым концептуальным положением, лежащим в основе принципа универсального эволюционизма, явилась теория самоорганизации - синергетика -(об истории ее возникновения и особенностях см. гл. II, часть 6). Неоценим вклад в развитие этой науки И. Пригожина, который на основе своих открытий в об­ласти неравновесной термодинамики показал, что в неравновес­ных открытых системах возможны эффекты, приводящие не к возрастанию энтропии и стремлению термодинамических сис­тем к состоянию равновесного хаоса, а к «самопроизвольному» возникновению упорядоченных структур, к рождению порядка из хаоса. Синергетика изучает когерентное, согласованное со­стояние процессов самоорганизации в сложных системах раз­личной природы. Для того, чтобы было возможно применение синергетики, изучаемая система должна быть открытой и нели­нейной, состоять из множества элементов и подсистем (элек­тронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, органов, сложных организмов, социальных групп и т. д.), взаимодействие между которыми может быть подвержено лишь малым флуктуациям, незначительным случайным изменениям, и находиться в состо­янии нестабильности, т. е. - в неравновесном состоянии.

Синергетика использует математические модели для опи­сания нелинейных процессов, которые могут быть процесса­ми самоорганизации в изучении лазера или самоподдержива­ющимися и саморазвивающимися структурами в плазме. Си­нергетика устанавливает, какие процессы самоорганизации происходят в природе и обществе, какого типа нелинейные законы управляют этими процессами и при каких условиях, выясняет, на каких стадиях эволюции хаос может играть по­зитивную роль, а когда он нежелателен и деструктивен.

Однако применение синергетики в исследовании соци­альных процессов ограничено в некоторых отношениях:

1. Удовлетворительно поняты, с точки зрения синергети­ки, могут быть только массовые процессы. Поведение личности, мотивы ее деятельности, предпочтения едва ли могут быть объяснены с ее помощью, так как она имеет дело с макросоциальными процессами и общи­ми тенденциями развития общества. Она дает картину макроскопических, социоэкономических событий, где суммированы личностные решения и акты выбора ин­дивидов. Индивид же, как таковой, синергетикой не изучается.

2. Синергетика не учитывает роль сознательного фактора духовной сферы, так как не рассматривает возможность человека прямо и сознательно противодействовать мак­ротенденциям самоорганизации, которые присущи со­циальным сообществам.

3. При переходе на более высокие уровни организации возрастает количество факторов, которые участвуют в детерминации изучаемого социального события, в то время как синергетика применима к исследованию та­ких процессов, которые детерминированы небольшим количеством фактов[13].

По-новому на этапе становления постнеклассической на­уки зазвучали идеи В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, высказанные им еще в 20-х годах XX в., рассматриваемые ныне как естественнонаучное обоснование принципа универ­сального эволюционизма.

Вернадский утверждает, что закономерным этапом доста­точно длительной эволюции развития материи является биосфера - целостная система, которая обладает высокой сте­пенью самоорганизации и способностью к эволюции. Это особое геологическое тело, структура и функции которого оп­ределяются специфическими особенностями Земли и космо­са. Биосфера является самоорганизующейся системой, чье функционирование обусловлено «существованием в ней жи­вого вещества - совокупности живых организмов, в ней живущих»[14]. Биосфера - живая динамическая система, находящаяся в развитии, осуществляемом под воздействием внутрен­них структурных компонентов ее, а также под влиянием все возрастающих антропогенных факторов. Благодаря последним растет могущество человека, в результате деятельности кото­рого происходят изменения структуры биосферы. Под влия­нием научной мысли человека и человеческого труда она пе­реходит в новое состояние - ноосферу. В концепции Вернад­ского показано, что жизнь представляет собой целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биоло­гический), включенный в космическую эволюцию.

Таким образом, в постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, био­сфера, ноосфера, общество, человек и т. д. представляют со­бой единую целостность. И проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объек­та, а внутри него, он лишь часть, познающего целого. И, как следствие такого подхода, мы наблюдаем сближение есте­ственных и общественных наук, при котором идеи и принци­пы современного естествознания все шире внедряются в гума­нитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. Так, освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает ранее непреодолимые границы между методологиями естествознания и социального познания. И центром этого слияния, сближения является человек.

Концепция открытой рациональности, развивающаяся в постнеклассической науке, выразилась, в частности, в том, что европейская наука конца XX - начала XX в. стала ори­ентироваться и на восточное мышление. Без этого, возможно, немыслима современная концепция природы. «Мы считаем, - пишут И. Пригожин и И. Стенгерс, - что находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы. Возможно, когда-нибудь нам удастся слить воедино западную традицию, придающую первостепенное значение экспериментированию и количественным формулировкам, и такую традицию, как китайская: с ее представлениями о спонтанно изменяющем­ся самоорганизующемся мире»[15].

Центральной идеей концепции глобального эволюциониз­ма является идея (принцип) коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем, или частей внутри целого. Возникшее в области биологии при изучении совме­стной эволюции различных биологических видов, их структур и уровней организации понятие коэволюции сегодня харак­теризует корреляцию эволюционных изменений как матери­альных, так и идеальных развивающихся систем. Представле­ние о коэволюционных процессах, пронизывающих все сфе­ры бытия - природу, общество, человека, культуру, науку, философию и т. д., - ставит задачу еще более тесного взаи­модействия естественнонаучного и гуманитарного знания для выявления механизмов этих процессов.

Идея синтеза знаний, создание общенаучной картины мира становится основополагающей на этапе постнеклассического развития науки. Одной из весьма удачных попы­ток создать современную общенаучную картину мира на ос­нове идей глобального эволюционизма является концепция Э. Янча, предложенная в его работе «Самоорганизующаяся Вселенная: научные и гуманистические следствия возника­ющей парадигмы эволюции». Автор показывает, что все уровни неживой и живой материи, а также явления социаль­ной жизни - нравственность, мораль, религия и т. д. - раз­виваются как диссипативные структуры. Поэтому эволюция представляется ему целостным процессом, составными час­тями которого являются физико-химический, биологичес­кий, социальный, экологический, социально-культурный процессы. На каждом уровне выявляются специфические его особенности.

Источником космической эволюции Э. Янч называет нару­шение симметрии, выражающееся в преобладании вещества над антивеществом, повлекшее за собой возникновение раз­личного рода сил - гравитационных, электромагнитных, сильных, слабых. На следующем этапе эволюции возникает жизнь - «тонкая сверхструктурированная физическая реаль­ность», усложнение которой приводит к коэволюции организ­мов и экосистем, в результате чего впоследствии происходит социальная эволюция, при которой возникает специфическое свойство, связанное с мыслительной деятельностью. Тем са­мым Э. Янч включает в самоорганизующуюся Вселенную чело­века, придав глобальной эволюции гуманистический смысл.

Становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению методов и познавательных установок класси­ческого и неклассического исследования. Они будут продол­жать использоваться в соответствующих им познавательных ситуациях, постнеклассическая наука лишь четче определит область их применения.


§ 7. Понятия науки, научного знания.


Ориентируясь на сложившееся к сегодняшнему дню понимание науки как объекта исследования, т.е. науки о науке, или рефлексии науки, или самосознания науки, или философии науки (что в прин­ципе одно и то же), можно выделить следующие подходы к иссле­дованию и пониманию предмета «наука» или «научное познание мира».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.