В соответствии с законодательством состав затрат, включаемых в командировочные расходы, а также предельные размеры отдельных их видов, принимаемых при налогообложении прибыли, определяются Минфином России (по заграничным командировкам - по согласованию с МИД России).
В состав командировочных расходов включаются следующие затраты:
по найму жилого помещения;
по бронированию гостиничных номеров и авиабилетов;
по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы в размере стоимости проезда воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси);
по уплате страховых платежей по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте;
по оплате сборов за предварительную продажу билетов (проездных документов);
по оплате расходов за пользование в поездах постельными принадлежностями;
на проезд на аэродром или вокзал в местах отправления, назначения и пересадок (за исключением проезда на такси);
на оплату разовых проездных билетов на городской транспорт при однодневных командировках;
на провоз багажа;
суточные за время нахождения в командировке (при однодневных командировках в пределах России право работника на суточные определяет руководитель организации);
расходы на оформление заграничных паспортов и других выездных документов;
расходы, связанные с использованием работниками услуг VIP - специальных залов ожиданий. При этом согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1996 г. N 1116 "Об утверждении Положения о залах официальных лиц и делегаций, организуемых в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов)" (с изменениями и дополнениями) перечень граждан, на которых распространяются данные права, утверждается МПС России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а залов официальных лиц и делегаций в аэропортах г. Москвы и Московской области - также по согласованию с Федеральной службой охраны Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации. В случае заключения организацией с вокзалами, портами и аэропортами договоров на указанное обслуживание для работников, не входящих в утвержденный перечень, понесенные работниками расходы относятся за счет прибыли организации;
по возмещению расходов на телефонные переговоры, если они связаны с производством и подтверждены соответствующими документами.
Наряду с указанными расходами в командировках командированные работники могут пользоваться услугами переводчиков, а также услугами по сопровождению, обеспечению транспортом в месте их пребывания и иными подобными услугами. Данные услуги должны оформляться организацией отдельным договором с организацией, оказывающей их, и включаться в состав общехозяйственных расходов как оплата услуг сторонних организаций по управлению. При этом в должностных инструкциях работников и штатном расписании организации не должно быть работников с указанными функциями.
Оформление командировки и расчеты с работником производятся в следующем порядке:
для командировки работнику выдается командировочное удостоверение;
наряду с командировочным удостоверением по организации может быть издан приказ о командировке;
командировочное удостоверение может не выписываться на однодневные командировки, если по ним не выплачиваются суточные;
фактическое время пребывания работника в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из него;
днем выезда считается день отправления соответствующего транспорта из места постоянной работы командированного до 24 часов, а днем возвращения - дата прибытия соответствующего транспорта (если транспортное средство отправляется после 0 часов, днями выезда и возвращения из командировки являются следующие сутки);
перед командировкой работнику наряду с командировочным удостоверением выдается денежный аванс в пределах сумм, причитающихся ему для выполнения установленного задания (на оплату проезда, найма жилого помещения, суточных и т.п.);
организации разрешается рассчитываться с командированным работником по предварительному расчету, если командировочные расходы заранее известны. В этом случае данный работник в составе авансового отчета не представляет документы, подтверждающие его расходы по командировке;
по возвращении из командировки работник обязан в течение 3 дней представить руководителю организации для утверждения авансовый отчет с приложением командировочного удостоверения и документов, подтверждающих достоверность произведенных расходов.
По утверждении отчета руководителем он передается в бухгалтерию для отражения в бухгалтерском учете использованных сумм.
Наряду с командировочными расходами работники организации могут получать в кассе наличные денежные средства на:
хозяйственно - операционные расходы;
представительские нужды.
Под хозяйственно - операционными расходами понимаются расходы работников на покупку в установленных пределах товаров, включая ГСМ, на оплату работ и услуг. При этом необходимо учитывать следующее:
наличные денежные средства выдаются работникам в размере 10-дневной потребности и на срок не более 15 рабочих дней;
платежи наличными производятся в пределах лимита, установленного Банком России для расчетов наличными средствами между юридическими лицами;
лимит устанавливается на один платеж, под которым понимается платеж по одному документу или платеж в один день по нескольким документам;
платежи должны вноситься в кассу организации - продавца;
при совершении покупки товаров у физических лиц сделки должны быть совершены в письменной форме и заверены нотариально, если это предусмотрено законодательством или соглашением сторон (ст.163 ГК РФ);
при совершении покупки у физического лица сделка оформляется договором купли - продажи, который содержит данные физического лица - продавца товара;
при покупке сельхозпродукции у населения составляется закупочный акт, который должен содержать обязательные реквизиты (паспортные данные, место жительства продавца, наименование продуктов и т.п.).
Нарушение указанного правила может привести к уплате организацией штрафа в двукратном размере суммы произведенного платежа.
При этом в бухгалтерском учете делаются записи:
Д-т сч. 71 К-т сч. 50 - выданы денежные средства в подотчет;
Д-т сч. 10, 19, 20, 26 и др. К-т сч. 71 - оприходованы ценности или списаны расходы согласно утвержденному отчету и предъявленным приходным документам;
Д-т сч. 41 К-т сч. 71 - оприходованы ценности, купленные в торговых розничных организациях;
Д-т сч. 50 К-т сч. 71 - возвращен неиспользованный аванс;
Д-т сч. 71 К-т сч. 50 - выдано в счет перерасхода по авансовому отчету.
Денежные средства могут быть выданы работнику в подотчет на представительские нужды. Состав расходов на указанные нужды установлен Минфином России Приказом от 1 марта 2001 г. N 18н "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения", согласно которому в состав представительских расходов включаются затраты, связанные с: проведением официального приема (завтрак, обед или другое аналогичное мероприятие) представителей (участников); их транспортным обеспечением; посещением культурно - зрелищных мероприятий; буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы; оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.
Расходы командированных работников в своих представительствах по оказанию представительских услуг включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующей статье общехозяйственных расходов.
При этом расходы по оплате такси, аренде автомобиля или его прокату считаются доходом работника, который облагается налогом на доходы физических лиц.
Каждая организация определяет при утверждении сметы общехозяйственных расходов состав представительских расходов и их нормы. При превышении указанными расходами норм, установленных Минфином России, сумма превышения для целей налогообложения увеличивает сумму налогооблагаемой прибыли.
При нарушении установленных правил осуществления представительских расходов или расширении их состава указанные суммы также не принимаются в составе расходов при налогообложении прибыли.
Д-т сч. 71 К-т сч. 50 - выданы денежные средства в подотчет на представительские расходы;
Д-т сч. 19, 26 К-т сч. 71 - отражены представительские расходы, в том числе НДС по услугам;
При превышении норм по данным расходам сумма НДС, приходящаяся на перерасход, восстанавливается. Делается следующая запись: Д-т сч. 84, К-т сч. 68.
9.7.6. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
Организация ведет учет расчетов с персоналом по всем видам расчетных операций, кроме расчетов по оплате труда, на счете 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", на котором, в частности, учитываются расчеты с работниками по предоставленным им займам, возмещению материального ущерба, а также за товары, проданные в кредит, и др.
К счету 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" могут быть открыты субсчета:
73-1 "Расчеты по предоставленным займам";
73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба";
73-3 "Расчеты за товары, проданные в кредит" и др.
Приведем порядок учета отдельных операций организации по расчетам с ее персоналом:
а) Д-т сч. 73 К-т сч. 50, 51 - предоставлен работнику заем;
Д-т сч. 50, 51, 70 К-т сч. 73 - поступили денежные средства либо удержаны из заработка работников в счет погашения займа;
б) Д-т сч. 73 К-т сч. 94 - списана стоимость недостачи материальных ценностей на расчеты с виновными лицами;
Д-т сч. 73 К-т сч. 98 - отражена сумма разницы между рыночной стоимостью недостач материальных ценностей и их учетной стоимостью;
Д-т сч. 50, 51, 70 К-т сч. 73 - возмещены работниками суммы потерь материальных ценностей;
Д-т сч. 91 К-т сч. 73 - списаны суммы неудовлетворенных претензий (кроме претензий по недостачам материальных ценностей);
Д-т сч. 94 К-т сч. 73 - списаны недостачи материальных ценностей при отказе во взыскании ввиду необоснованности иска;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70