Рентабельность – относительный показатель, характеризующий доходность проекта или бизнеса. В английском языке принято использовать термин возврат (Return) на инвестиции. Рентабельность продаж более правильно называть прибыльностью, обычно она обозначается термином маржа, т.е. разница между продажной ценой и себестоимостью (Margin), который понимается как коэффициент прибыльности, доходности продаж, но допустим также и вариант “отдача от продаж” (Return on Sales).
В западной практике разновидностей рентабельности не меньше, чем разновидностей прибыли.
Показатели рентабельности
Акроним
Полное наименование
Перевод
GM
Gross Margin
Валовая прибыль
OM
Operating Margin
Операционная прибыль
NPM
Net Profit Margin
Чистая прибыль
ROI
Return on Investment
Рентабельность инвестиций: наиболее
общий показатель, инвестиции-
активы или собственный капитал
ROAIC
Return on Average Invested Capital
Рентабельность среднего
инвестированного капитала
ROGI
Return on Gross Investments
Рентабельность валовых инвестиций
ROA
Return on Assets
Рентабельность активов
ROTA
Return on Total Assets
Рентабельность совокупных активов
ROE
Return on Equity
Рентабельность собственного капитала
ROCR
Return on Capital and Reserves
Рентабельность капитала и резервов
RONA
Return on Net Assets
Рентабельность чистых активов
ROCE
Return on Capital Employed
Рентабельность используемого капитала
ROIC
Return on Invested Capital
Рентабельность инвестирован. капитала
(прибыль/инвестиции)
CROIC
Cash Return on Invested Capital
(денежный поток/инвестиции)
ROS
Return on Sales
Рентабельность продаж: определяется
как отношение операционной прибыли
к нетто-продажам (за вычетом НДС).
ROS=OI/S
RAROK
Risk Adjusted Return on Capital
Рентабельность капитала,
скорректированная с учетом рисков
Хороша или плоха ваша рентабельность?
Акционеры, учредители организации, которые вносят в нее свой капитал, рассчитывают при этом на соответствующее возмещение. Вероятно, капитализируя свое имущество, они планируют в будущем вернуть его стоимость в реальном выражении и получить проценты за каждый год, в течение которого они отказывались от его использования в своих личных целях.
Вместо того чтобы вкладывать деньги в уставный капитал коммерческого предприятия, инвесторы могли бы, ничем не рискуя, поместить его в государственные облигации. В российских условиях более приемлемой формой инвестирования средств является депозит в Сбербанке. Таким образом, инвестиции в собственный капитал предприятия должны, по крайней мере, оправдывать альтернативную стоимость их размещения на счете в банке. Если в настоящее время ставка процента по вкладам физических лиц в Сбербанке составляет 7,5% годовых, то и рентабельность собственного капитала не должны быть меньше этой величины. Даже если инфляция составляет 10% и мы имеем отрицательную процентную ставку -2,5% годовых, это возможность сохранить стоимость средств от инфляционного разрушения. Есть еще возможность вложить деньги в недвижимость (при этом требуется учесть динамику цен, амортизацию недвижимого имущества, ценовой риск в долгосрочном периоде, налог на недвижимость и еще целый ряд факторов). Риск по вкладам в Сбербанке практически минимален. Если учесть еще и риск капитализирования, то необходимо сравнивать вклад в собственный капитал предприятия с аналогичными по риску возможностями инвестирования (например, в виде вклада в коммерческий банк). Как правило, это увеличивает доходность на 3-4%. Если бизнес очень рискованный, существует вероятность банкротства (например, при значительном финансовом рычаге), неустойчивость прибылей и вероятность убытков (разрушения акционерной стоимости), отраслевая неопределенность (сельское хозяйство), то рентабельность собственного капитала должна быть достаточно высокой, чтобы гарантировать получение скорректированного на риск дохода сопоставимого с безрисковым.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59