Рефераты. Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах

Примером региональной ассоциации является создание в Санкт- Петербурге Лиги предпринимателей торговли Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Экспортно-аналитический совет Лиги создал крупную торговую фирму, которая объединила в себе (и экономически, и юридически) по 10-15 устойчиво работающих предприятий. Это позволило добиться увеличения оборота. Такая фирма является крупным партнером товаропроизводителей на местном рынке, и обеспечить продвижение национальных товаров на рынок. В дальнейшем предполагается создание целой корпорации с участием банков, товаропроизводителей и розничного звена. Корпо­ративные взаиморасчеты через пластиковые карты при этом позволят решить проблему неплатежей и недоплат.

Многообразие задач и целей, которые могут поставить перед со­бой учредители ассоциации, обуславливает многообразие ее функций. Анализ практики функционирования торговых ассоциаций в нашей стране и за рубежом показывает, что эти виды добровольных объеди­нений предприятий могут выполнять следующие функции:

-         координация деятельности входящих в их состав предприятий-участников;

-         защита и представление интересов участников в органах государст­венного управления, арбитраже и суде, международных органах и организациях;

-         исследование рынка потребительских товаров региона деятельности и представление предприятиям конъюнктурных образов и прогно­зов;

-         анализ, обобщение, распространение и внедрение в практику тор­говли передового опыта, достижений научно-технического прогрес­са в области организации, транспортировки, хранения и реализации товаров народного потребления;

-         поиск контрагентов и оказание помощи в заключении договоров, юридическая экспертиза заключаемых сделок и соглашений;

-         подготовка кадров в области менеджмента, маркетинга, стратегиче­ского планирования и управления, а также других направлений;

-         решение вопросов социального развития коллективов предприятий, входящих в ассоциацию;

-         содействие во внешнеэкономической деятельности предприятий, осуществление бартерных и других внешнеторговых сделок;

-         создание производственной инфраструктуры и другие функции.

Необходимо отметить, что торговые ассоциации, по моему мнению, могли бы создаваться по самым различным из нижеследую­щих признаков:

-         региональный (районный, городской) и межрегиональный;

-         товарный (наиболее присущ оптовым предприятиям определенной товарной специализации) или потребительский (предприятия по обслуживанию определенных потребностей покупателя - в товарах и услугах определенного комплекса);

-         межотраслевой или межподотраслевой (оптовая и розничная тор­говля);

-         зависящий от типа предприятий - участников (ассоциация универ­магов, универсамов и т.п.);

-         зависящих от формы собственности предприятий (ассоциация част­ных, коллективных и других предприятий);

-         зависящих от размеров деятельности предприятий (ассоциация ма­лых предприятий);

-         другие признаки, в том числе смешанный, функциональный и т.п.

По указанным признакам, очевидно, могут формироваться так­же и концерны как один из видов договорных объединений предпри­ятий.

Под концерном понимается объединение предприятий, добро­вольно централизующих некоторые или все функции хозяйственного и научно-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и иной деятельности. Анализ мировой практи­ки функционирования концернов показывает, что предприятия-участники концерна связаны между собой, как правило, кооперацион­ными, технологическими и другими хозяйственными связями.

Концерн характеризуется единством управления и контроля (как правило, финансового). По сравнению с ассоциацией, концерн характеризуется наиболее высокой степенью централизации функций управления, а также широким кругом централизованно решаемых за­дач. Поэтому предприятия, вошедшие в состав концерна, как показы­вает практика, в большей степени теряют свою экономическую само­стоятельность.

В числе функций, выполняемых концерном и отличающих его от ассоциаций, выделяются такие как: финансовый контроль деятель­ности участников; разработка стратегии поведения на рынке концерна в целом и каждого участника в отдельности; координация деятельно­сти участников с целью повышения эффективности объединения в це­лом; проведение единой ассортиментной, торговой, закупочной, инвестиционной, научно-технической политики; маневрирование товар­ными и финансовыми ресурсами, создание для этого соответствую­щих фондов и резервов; установление особых принципов внутренних взаимоотношений между участниками.

В розничной торговле базовой структурой предприятия для об­разования концерна становятся крупные розничные торговые пред­приятия, имеющие устойчивые прямые связи с производителями то­варов, а также реализующие широкий товарный ассортимент.

Концерн в оптовом звене целесообразно созда­вать в тех случаях, когда для повышения эффективности работы опто­вых предприятий требуется обеспечить жесткую централизацию вы­полнения отдельных функций. Такая ситуация возникает при созда­нии в оптовом звене крупных складских комплексов с централизован­ными функциями транспортного и диспетчерского обслуживания. Главной целью создания концерна, по-видимому, может быть обеспе­чение эффективного использования складских емкостей, интенсифи­кация использования автотранспорта, подъемно-транспортного обо­рудования, рационализация использования производственного и об­служивающего персонала, рассредоточенного по различным оптовым предприятиям.

Относительно меньшее развитие в торговле может получить консорциум - временное объединение на договорной ос­нове нескольких предприятий, осуществляемое в целях координации их деятельности при решении конкретной затратоемкой задачи или крупной целевой программы. При выполнении поставленной перед консорциумом задачи он прекращает свое существование либо преоб­разуется в другой вид договорного объединения.

По признаку взаимоотношений со сторонними организациями могут образоваться консорциумы закрытого и открытого типа. В пер­вом случае в договорные отношения с третьими лицами может вступать одно из предприятий, выбранное остальными участниками лиде­ром консорциума и несущие полную ответственность за выполнение всего комплекса обязательств. Отношения остальных участников кон­сорциума строятся на договорной основе, где предусматривается, в том числе, доля участника в обязательствах, принятых на себя лиде­ром. Лидером консорциума становятся обычно предприятия, имею­щие наибольший удельный вес в выполнении поставленных перед консорциумом задач, знающие особенности избранной сферы дея­тельности или рынка сбыта предполагаемой продукции, принявшие на себя обязанности генерального подрядчика. Во втором случае в договорные отношения с третьими лицами вступает каждый участник консорциума и несет полную ответственность по своим обязательст­вам.

По признаку членства, как показывает практика, консорциумы могут носить как исключительный, так и неисключительный характер. В последнем случае член консорциума оставляет за собой право уча­ствовать в работе других консорциумов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.