Рефераты. Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах

-         потребителей (жителей муниципальных структур) и

-         обслуживающую их инфраструктуру (состоящую из специализиро­ванного транспорта, складов, хладокомбинатов, фасовочных и догото-вочных предприятий, тарного хозяйства, информационных, реклам­ных, сервисных центров и т.п.), направленную на удовлетворение потребностей населения муниципальных структур в товарах и услу­гах.

Сфера торговли муниципальной структуры ограничена географически масштабами территории и имеет целью удовлетворе­ние потребностей местного населения в товарах народного потребления. В результате достижения данной цели повышается уровень каче­ства жизни населения муниципальной структуры, а предприятия торговой сферы получают прибыль, позволяющую им развиваться.

Для того чтобы сфера торговли в оптимальном режиме удовле­творяла потребности своей клиентуры и увеличивала собственную прибыль, она, как мне думается, должна выполнять следующие важ­ные функции и задачи:

1.      Удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.

2.      Хранение на складе: благодаря хранению товаров на своих складах сфера торговли постоянно может покрывать потребности по­купателей. Покупателям должна быть гарантировано по­лучение товара в любое время.

3.      Функция количественного выравнивания: торговые предпри­ятия закупают в больших количествах товары у производителей и продают их меньшими количествами потребителям.

4.      Преодоление расстояний: торговля обеспечивает поступление товаров от производителей в руки потребителей.

5.      Регулирование производства: осуществляя выбор товаров, торговля передает производителям пожелания потребителей. Этот по­ток информации является решающим для производства товаров про­изводителями в будущем.

6.      Консультирование и информация: торговая сфера осуществ­ляет консультирование и информирование покупателей о возможно­стях применения и технического обслуживания товаров.

Таким образом, торговля имеет своей целью, с одной стороны, перевозить продукты от производителей на рынок, а с другой сторо­ны, - доставлять их с рынка потребителям. Задача эта может выпол­няться единым торговым связующим звеном или разделена на частные задачи, и потому выполняться различными посредст­вующими торговыми звеньями.

Предметом управления экономикой в целом и торговлей как ее составной частью должны являться закономерности управле­ния, под влиянием которых формируются и развиваются управленче­ские отношения.

Следует отметить, что наука управления торговлей относится к классу общественных наук. Будучи отраслевой наукой и имея прикладной ха­рактер, она вместе с тем характеризуется комплексным и широким социально-экономическим подходом к изучаемому предмету.

Возникновение и развитие теории управления торговлей обу­словлены рядом причин:

-         Во-первых, качественные сдвиги в экономике ставят перед тор­говлей новые сложные задачи по наиболее полному удовлетворению постоянно возрастающих потребностей населения в товарах и услу­гах.

-         Во-вторых, рост масштабов деятельности торговли, развитие и усложнение ее связей с другими отраслями народного хозяйства, ус­корение научно-технического прогресса, интенсификация отрасли, переход к цивилизованной, социально ориентированной рыночной экономике выдвигают крупные теоретические проблемы, решение ко­торых невозможно без управления, основанного на научных знаниях.

Цель управления торговлей состоит в разработке основ механизма управления торговлей, а также в определении способов эффективного решения конкретных хо­зяйственных задач. Теория управления торговлей изучает и разрабатывает пути ком­плексного применения методов воздействия на отношения людей в процессе трудовой деятельности. При этом она не подменяет другие теории, а на базе анализа взаимозависимостей вырабатывает принципы и требования к совершенствованию форм и методов управления всеми сторонами деятельности торговли. Она выполняет важную интегри­рующую функцию по отношению к другим отраслевым областям знания: экономике торговли, организации торговли, бухгалтерскому учету и ана­лизу хозяйственной деятельности торговли, статистике торговли и т.д. Эти дисциплины изучают лишь отдельные стороны управления, от­дельные управленческие функции в торговле: планирование, учет, анализ и т.п. Теория управления торговлей, в отличие от них, изучает наиболее общие закономерности, принципы, признаки управления от­раслью на различных уровнях и в различных сферах управления. Ин­тегрирующие функции по отношению к теории управления торговлей выполняют также математика, кибернетика, логика, вооружающие ее системой единых методов. Система знаний об управлении торговлей постоянно развивается. Она подвергается воздействию со стороны различных связанных с ней наук и сама в свою очередь оказывает на них влияние.

Органическими частями в систему методов управления входят:

-         общие методы познания (формальная логика, анализ и синтез, аналогия, моделирование, математические методы и др.);

-         специаль­ные методы исследования других наук (экономико-статистические и графические методы, методы конкретных социологических исследо­ваний, прогнозирование, исследование операций и др.) и

-         специфиче­ские методы науки управления (организационный анализ, организа­ционное планирование, конструирование структур управления, ин­формационный анализ и др.).

Торговля как объект управления выступает в виде сложной развивающейся экономической системы с большим количеством раз­нообразных элементов, связей, отношений. Важными для управления особенностями отрасли являются множественность и большое разно­образие торговых предприятий и организаций различных форм собст­венности и хозяйствования. К особенностям отрасли следует также отнести вероятностный характер ряда процессов (например, процессов спроса, покупки и потребления товаров). Это серьезно осложняет получение необходимой для управления информации.

 Региональная модель государственного регулирования торговли часто рассматривается как двухуровневая организационная система:

1.      На макроуровне (в масштабах региона, крупного города) государст­венное регулирование торговой деятельности, думается, должно сосредотачиваться на общих проблемах формирования рыночной торго­вой политики, вопросах экономического и социального развития тор­говой отрасли.

2.      На микроуровне (района города) регу­лирование торговли должно сосредотачиваться на частных вопросах организации торгового обслуживания, включающих развитие торго­вой сети различных типоразмеров и специализации, регистрацию тор­говых структур, выполнение комплекса контрольных функций, раз­мещение торговых предприятий по территории города или админист­ративного районного центра.

Уже сама характеристика функций государственного регулиро­вания показывает, что должностные лица, выполняющие эти функции, не могут непосредственно заниматься торговой деятельностью, не должны участвовать в капитале торговых предприятий или входить в состав правлений торговых компаний. Этот вывод полностью под­тверждается и мировой практикой.

Для того чтобы система государственного регулирования была достаточно устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосударственными структурами. Ведущее значение среди таких структур может иметь система торгово-промышленных палат. В соответствии с Зако­ном РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федера­ции» одной из целей их создания является формирование современ­ной торговой инфраструктуры, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, оказание правовой помощи хо­зяйственным структурам, а также представление и защита их интере­сов перед органами власти различных уровней. Перечень негосударственных структур, призванных представ­лять интересы торговых предприятий перед муниципальными органа­ми власти должны, на мой взгляд, дополнять разнообразные нехозяйственные объединения участников торгового оборота.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.