Рефераты. Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах

Объединения по месту нахождения

 

 

Объединение с целью рекламы

 

 

Рис. Формы горизонтальной кооперации в оптовой торговле.

Задачей формирования ассортимента (планирование, политика в этой области) является приспособление ассортимента к постоянно меняющимся условиям рынка. Если расширение ассортимента или мощностей невозможно (скажем, вследствие недостатка помещений, трудностей с закупками или финансированием), то кооперация по ассортименту между несколькими предприятиями оптовой торговли могла бы способствовать расширению ассортимента, а значит, сохра­нению основной массы покупателей, а также обеспечению сбыта.

Закупочные конторы являются «непрямой» кооперацией торго­вых предприятий в сфере закупок, поскольку они имеют собственную правовую форму (например, общество с ограниченной ответственно­стью). Они могут действовать от собственного имени и за счет пред­приятий оптовой торговли, которые их организуют. Наряду с закуп­ками закупочная контора может оказывать предприятиям оптовой торговли дополнительные услуги, например, решать управленческие задачи (скажем, вести бухгалтерский учет, составлять статистические материалы, проводить производственные сравнительные анализы) и осуществлять рекламные мероприятия. Кооперируясь в сфере сбыта, предприятия оптовой торговли могли бы пользоваться услугами крупных оптовых рынков и торговых домов, которые относятся к центрам оптовой торговли.

Под крупными оптовыми рынками понимается проводящиеся регулярно в определенных местах, как правило, на крытых площадках рыночные распродажи, организуемые оптовой торговлей. Чаще всего, таким образом, производится торговля скоропортящимися товарами. Преимущество кооперации в целях проведения рекламы состо­ит, по моему мнению, в том, что при имеющемся круге лиц, области и времени распространения затраты на рекламу составляют лишь часть общих затрат, которые должны быть использованы на проведение рекламы в целом. Недостатком, видимо, является то, что при проведе­нии рекламы по одному продукту или для фирменной группы имидж отдельного предприятия не формируется. Вертикальная кооперация предприятий оптовой и розничной торговли может быть представлена добровольными цепочками. Под добровольными торговыми цепочками мы понимаем кооперационные объединения предприятий оптовой и розничной торговли одной от­расли с целью осуществления совместной стратегии на рынке (поли­тика сбыта). Толчок образованию добровольных торговых цепочек обычно дают предприятия оптовой торговли. Целью добровольной цепочки является, как правило, противодействие тенденциям исклю­чения (например, отстранения оптовой торговли вследствие организа­ции закупочных объединений, образованных предприятиями рознич­ной торговли, или осуществления производителями прямого сбыта).

 Кооперация между производителями и торговыми предпри­ятиями на рынке может осуществляться в форме предста­вительств предприятий, сбытовых объединений либо франшизы.

Под сбытовыми объединениями понимается система догово­ров между производителями и предприятиями торговли с целью сбы­та продукции лишь по определенным путям сбыта (каналам) и лишь в определенное время. В России, на мой взгляд, нельзя недооценивать возможности создания систем франчайзинга. С помощью иностранного партнера в качестве лицензиара франшизы может быть создана эффективная сис­тема в сфере торговли продуктами питания и потребительскими това­рами. Благодаря совместной организации закупок несколькими пред­принимателями в сфере розничной торговли может возрасти мощь и этой группы по отношению к поставщикам, с этой целью на уровне розничной торговли может быть сформирована закупочная кооперация. Такая кооперация позволит получать больше информации о поставщиках, товарах и закупочных ценах. Кроме того, группа предприятий располагает большими финансовыми средствами, чем отдельно взятый магазин. В рамках кооператива могут быть со­вместно разработаны концепции маркетинга и рекламы. Далее могут быть созданы торговые марки и организован селективный сбыт опре­деленных продуктов (эксклюзивное предложение). В этом случае чле­нами кооператива будут продаваться товары, недоступные конкурен­там. Деятельность кооператива может осуществляться, например, по следующим направлениям: закупки, формирование ассортимента, реклама, обучение персонала, исследование рынка, обмен опытом, консультирование.

Одним из наиболее значительных событий последнего времени, как отмечает Ф. Котлер[4], стало появление вертикальных маркетинго­вых систем, бросающих вызов традиционным каналам распределения. Вертикальная маркетинговая система (ВМС) состоит из производите­ля, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или несколь­ких розничных торговцев, действующих как единая система. В этом случае один из членов канала либо является владельцем остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество. ВМС возникли как сред­ство контроля за поведением канала распределения и предотвращения конфликтов между его отдельными членами, преследующими собст­венные цели. ВМС экономичны с точки зрения своих размеров, обла­дают большой рыночной властью и исключают дублирование усилий. ВМС стали преобладающей формой распределения в сфере потреби­тельского маркетинга на Западе, где ими охвачено уже 64% всего рынка.

Различают три основных типа ВМС:

1.      Корпоративные, где последовательные этапы производства и распределения находятся в единичном владении.

2.      Договорные, состоящие из независимых фирм, связанных договор­ными отношениями и координирующие программы своей деятель­ности для совместного достижения большей экономии и/или боль­ших коммерческих результатов, чем это можно было бы сделать в одиночку.

3.      Управляемые, координирующие деятельность ряда последователь­ных этапов производства и распределения не из-за общей принад­лежности одному владельцу, а благодаря размерам и мощи одного из ее участников.

Кроме того, для охвата одних и тех же или разных рынков фирмы все чаще прибегают к использованию многоканальных (гори­зонтальных) маркетинговых систем. Во многих западных фирмах многоканальные маркетинговые системы используются для обслужи­вания разных заказчиков.

Немаловажное значение для российских предпринимателей, как показывает практика, имеет также организационная форма хозяйст­венных объединений. Из всего многообразия договорных объедине­ний, существующих в мировой, а в последнее время и в отечественной практике, наиболее приемлемыми для торговли следу­ет признать хозяйственные ассоциации, концерны и консорциумы, выступающие в качестве вспомогательных управлен­ческих структур, в особенности на муниципальном уровне, и ориен­тирующие предприятия на наиболее эффективную деятельность в ус­ловиях рыночных отношений.

Названные виды договорных объединений могут образовывать­ся по отраслевому, территориальному или иным принципам в целях координации деятельности, обеспечения защиты прав учредителей, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах.

Под хозяйственной ассоциацией понимается добровольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченно­го круга задач, как правило, не заменяющих и не централизующих ос­новные виды деятельности участников, а лишь способствующих, в конечном счете, укреплению финансовой устойчивости предприятий - участников.

Самое широкое распространение хозяйственная ассоциация мо­жет получить, на мой взгляд, в розничной торговле. С одной стороны, это объясняется тем, что для образования данного вида договорного объединения относительно хорошо развита базовая структура рознич­ных торговых предприятий с различными формами собственности. С другой стороны, ассоциация практически не ограничивает экономиче­скую свободу предприятий - участников, предполагая определенные выгоды. В конкретных условиях ведения розничной торговли доста­точно эффективными, очевидно, могут оказаться ассоциации пред­приятий, базирующихся на коллективной или индивидуальной форме собственности, создаваемые с целью укрепления позиций предприни­мательства. Не составляет исключения и оптовая торговля. Анализ показы­вает, что создаваемые в оптовом звене ассоциации ставят перед собой за­дачи содействия насыщению рынка товарами, укрепления материаль­но- технической базы, рационализации использования всех видов ре­сурсов, решения социальных вопросов, развития новых производств по выпуску дефицитных товаров народного потребления (на основе создания при ассоциациях малых предприятий), развития новых форм внешнеэкономического сотрудничества. Достижению поставленных целей на муниципальном уровне в наибольшей степени, по моему мнению, может способствовать соз­дание ассоциаций по товарному признаку: ассоциации оптовых пред­приятий изделиями легкой промышленности, ассоциации оптовых предприятий по торговле товарами культурно-бытового и хозяйствен­ного назначения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.