4. маркетинговая коммуникация, то есть создание системы налаженного обмена между внутренними и внешними информационными средами муниципальных структур;
5. организация общественного мнения муниципальных структур («паблик рилейшнз»);
6. кадровое обеспечение как самой организации, так и служб маркетинга различных уровней.
Структурное построение специализированных независимых организаций и фирм, занимающихся маркетинговыми исследованиями зависит от стоящих перед ними задач. При разработке организационной структуры фирмы, занимающейся муниципальным маркетингом, наиболее подходящим является смешанный вариант: ориентации на товар, когда существуют подразделения по группам товаров (например, средств производства, товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции и т.д.), услуг, и ориентации на рынок (собственного муниципальной структуры, города, региона, других регионов Российской Федерации, зарубежный рынок).
В муниципальных образованиях с достаточным бюджетом наиболее целесообразно в условиях формирования рынка ввести маркетинговую службу в состав аппарата местной администрации, что позволит ей, используя банк данных, результаты конъюнктурного анализа и другие разработки этого подразделения, эффективнее регулировать рыночные отношения, в том числе в сфере торговли, решать проблемы насыщения внутреннего рынка и социальной защиты населения, а также поддержки приоритетных отраслей экономики и привлечения в них инвестиций. Наиболее целесообразной, на мой взгляд, представляется матричная модель Центра муниципального маркетинга со смешанным финансированием как за счет средств городского бюджета, так и за счет взноса учредителей.
В проекте организационной структуры Центра должно быть предусмотрено создание следующих подразделений:
- стратегического планирования как самостоятельного звена, отвечающего за прогнозирование, стратегическое планирование и достижение определенных стратегических целей;
- фирменной информации, обеспечивающего систематизацию, учет и хранение информации о хозяйствующих объектах;
- рекламно-издательского, в функции которого входит как реклама товаров, производящихся предприятиями муниципальных структур, так и информирование потенциальных потребителей о товарах, поступающих из других муниципальных структур и регионов России и импортируемых из-за рубежа;
- организации общественного мнения («паблик рилейшнз»);
- юридической службы;
- подготовки и обучения специалистов - маркетологов;
- служб, занимающихся изучением разных групп товаров как производимых на внутреннем рынке, так и ввозимых из других регионов России, ближнего и дальнего Зарубежья.
Руководитель Центра со своим аппаратом, по моему мнению, должен выполнять следующие функции:
1. обеспечивать рекомендации по выбору наиболее выгодного рынка в соответствии с ресурсами и экспортными возможностями;
2. постоянно анализировать ситуацию на рынке;
3. планировать деятельность по получению информации относительно действующих покупателей (конечных пользователей) на рынке (рынках), где выступает предприятие - заказчик исследования;
4. рекомендовать типы и параметрические ряды товаров, которые следует производить, и постоянно следить за ними;
5. изучать тенденции рынка и прогнозировать объемы продажи в зависимости от внешней среды и товаров;
6. рекомендовать рыночные стратегии, включая выбор каналов товародвижения, сбыта и применяемые методы продажи, проводит практическую деятельность, постоянно анализируя правильность принятых решений;
7. рекомендовать к внедрению имидж предприятия, планировать мероприятия по внедрению имиджа и координировать необходимые действия;
8. проводить и координировать маркетинговые действия, вытекающие из решений других руководителей;
9. рассматривать бюджеты и кадровую политику всех подразделений Центра (рыночных исследований и др.).
Большую роль в эффективной работе Центра имеет служба, отвечающая за организацию общественного мнения (так называемая «паблик рилейшнз»), так как в число ее задач входит предвосхищение возможных осложнений в отношениях с общественностью и заказчиками, разбор жалоб, работа со средствами массовой информации, укрепление образа фирмы и т.д.
Заданные параметры образуемой структуры обеспечат ее гибкость, динамичность и постоянную обновляемость, быстрое восприятие перемен экономической ситуации.
На основании выше изложенного можно сформулировать следующие выводы и предложения:
1. Формирование социально ориентированной рыночной экономики в Российской Федерации основной своей целью ставит повышение уровня качества жизни населения. Немаловажное значение в ее достижении принадлежит торговой сфере. В определение понятия «торговой сферы муниципальных структур» необходимо рассматривать такие категории как торговая сеть (система взаимосвязанных торговых предприятий), торговая инфраструктура (специализированный транспорт, хранилища, информационные, рекламные, сервисные центры, тарное хозяйство и т.п.) и потребители. Сущность ее деятельности состоит в максимальном удовлетворении потребительского спроса в товарах и услугах в удобное для потребителя время, нужном ассортименте и необходимом количестве. Основными функциями торговой сферой при этом являются:
- функция количественного выравнивания (между спросом и предложением);
- преодоление расстояний;
- хранение;
- регулирование производства;
- консультирование и информация.
При формировании системы муниципального управления торговой сферой необходимо учитывать, во-первых, специфику отрасли как посредника в товародвижении, основные закономерности ее хозяйственного механизма и управления им; во-вторых, принципы местного самоуправления и муниципального менеджмента, и, естественно, особенности переходного периода развития российской экономики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19