Рефераты. Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах

Образовавшие консорциум предприятия обычно сохраняют свою хозяйственную и юридическую самостоятельность, но подчиня­ются консорциуму в части решения поставленной перед ним задачи.

Образование консорциумов во внутренней торговле нашей страны может быть оправдано при выполнении комплексных программ с целевым централизованным финансирова­нием. В розничной торговле такой консорциум может быть образован, скажем, при выполнении программы развития обслуживания населения. В этом случае в консорциальном со­глашении должны, видимо, оговариваться размеры средств, разме­щаемых между участниками, виды и порядок осуществления работ, ответственность участников, сроки завершения программы и т.д. Оп­товыми предприятиями консорциум может быть создан для выполнения государственного заказа по закладке и хранению этими предпри­ятиями конкретного резерва товарной массы, необходимой для удовлетворения государственных нужд либо нужд конкретного заказчика. Вполне реальное развитие в оптовом звене могут получить консор­циумы при решении таких задач как развитие материально-технической базы, а также особых видов торговой деятельности, на­пример, посылочной торговли.

Опыт функционирования отечественных и зарубежных объеди­нений показывает, что принципиальная схема построения их внутрен­ней структуры может предусматривать выделение следующих основ­ных звеньев:
высший орган управления, в котором представлены все участники;
исполнительный орган, формируемый высшим и осущест­вляющий оперативно-хозяйственное руководство текущей деятельно­стью объединения;
исполнительный аппарат, обеспечивающий подготовку и реализацию принимаемых решений; ревизионная комиссия, контролирующая всю финансовую деятельность, осуществляемую ис­полнительным органом и аппаратом.

 Высшим органом управления объединением должно являться общее собрание (конференция) его участников. Оно определяет стра­тегию развития объединения, утверждает его планы и отчеты, прини­мает и изменяет устав, решает вопросы вступления в объединение и выхода из него, утверждает состав и порядок целевых фондов объеди­нения, формирует исполнительный и контрольный органы объедине­ния, принимает решение о прекращении его деятельности.

Исполнительный орган (правление, совет директоров) в этом случае осуществляет координацию деятельности участников, реализу­ет основные направления хозяйственного развития, выработанные высшим органом, созывает общие собрания, осуществляет управление объединением. В период между созывами высшего органа решает во­просы текущей работы структурных единиц, ведет необходимую до­говорную работу, рассматривает кадровые, производственные, ком­мерческие, научно-технические, финансовые и другие вопросы.

Для реализации текущих общехозяйственных и управленческих функций исполнительный орган может создавать исполнительный ап­парат, который непосредственно выполняет действия, вытекающие из функций исполнительного органа.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности исполни­тельного органа осуществляет ревизионная комиссия. Комиссия док­ладывает высшему органу результаты проведенных проверок, состав­ляет заключение по годовым отчетам и балансам.

Экономические взаимоотношения между участниками объеди­нения должны строиться, по-видимому, на договорной основе. Разно­гласия между ними решаются органами суда или государственного арбитража в установленном порядке. Предприятие-участник имеет право получать свою долю прибыли от совместной деятельности, если иное не предусмотрено уставом объединения. Получение части при­были, думается, может производиться пропорционально доле вклада предприятия в уставный фонд объединения.

С углублением рыночных преобразований в России первоначальное стремление во что бы то ни стало разъединиться сменилось, таким образом, пониманием необходимости создания различного рода отраслевых и межотраслевых структур, торгово-промышленных, оптово-розничных, торгово-финансовых объединений. Такое единение, очевидно, дает реальную возможность оживить торговлю, расширить ассортимент, повысить качество торговых услуг. В настоящее время в России имеется около 100 тысяч различных объединений, в состав которых вошло три четверти общего наличия сети предприятий розничной торговли и общественного питания.

Необходимо, однако, отметить, что на втором этапе приватизации, когда активизировались процессы вторичной смены собственников и перераспределения собственности, неконтролируемый процесс образования объединений может привести к возникновению мощных частных торговых монополий взамен бывших государственных монополистов. Последствиями такого монополизма могут стать необоснованный рост цен, сужение ассортимента товаров, реализация только выгодной и дорогостоящей продукции. Поэтому задача органов управления торговой сферой муниципальных структур - отслеживать возникновение таких тенденций. Для этого необходимо не только иметь четкую картину торговой инфраструктуры, но и тесно взаимодействовать с органами Госкомимущества и антимонопольными комитетами, участвовать в формировании местных программ приватизации и демонополизации.

Кооперация и самоорганизация торговых предприятий - это, по сути дела, самоорганизация среднего класса - опоры государственно­сти в демократическом обществе. Следовательно, государст­во должно стимулировать и поддерживать кооперацию предпринима­телей, ибо тем самым оно укрепляет свои собственные основы.

Глава 3 - Перспективы развития торговой сферы муниципальных структур:

3.1  РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР

 

В условиях становления рыночных отношений программному методу регулирования экономики принадлежит важное место. Он предполагает разработку и реализацию системы мер це­левого назначения как эффективного способа направленного воздей­ствия государства (либо органов местного самоуправления) на про­цессы экономического и социального развития, формирования межре­гиональных пропорций и связей.

Основой программно-целевого регули­рования народного хозяйства являются теории общественно­го воспроизводства, системного анализа, управления экономикой, ме­тодологии комплексного регионального развития и размещения про­изводительных сил. Они создают условия для научного понимания и обоснования сущности, принципов и механизма реализации целевых комплексных муниципальных программ. Целенаправленное планиро­вание экономических, научно-технических, социальных и других ме­роприятий в комплексных программах согласуется с использованием в ходе реализации этих мероприятий рыночных регуляторов. Про­граммный метод управления хозяйством в условиях высокого уровня его обобществления обладает дополнительными возможностями эф­фективно сочетать начала планомерности и саморегулирования.

Целевые комплексные муниципальные программы как наиболее активный метод регулирования рыночной экономики в современных условиях призваны выполнять функции интеграции государственных, общественных и индивидуальных интересов и отношений, концен­трации ресурсов на осуществлении местных народно-хозяйственных проектов. Это важнейший инструмент социально-экономической по­литики местных органов власти, предусматривающий использование разнообразных административных и, главным образом, экономиче­ских методов, среди которых - индикативное регулирование и мест­ное самоуправление. Следовательно, под муниципальной программой в новых усло­виях хозяйствования следует понимать обоснованный и при­нятый в установленном порядке планово-прогнозный документ, рас­крывающий цели и принципы развития муниципальных структур, содержащий механизмы их реализации.

Реализация муниципальных программ создает условия для значительных преобразований многих сторон жизни населения муниципальных структур, при этом привлекаются многосторонние ресур­сы капиталовложений, труда, материально-технических средств, что определяет необходимость тщательного научного и проектного обос­нования такой программы. Это обязательное требование связано и с новыми задачами развития местного самоуправления в России, вы­званными изменением ее геополитического и социально-экономического положения. Поэтому высокий научный уровень под­готовки программ — одно из важнейших условий муниципально - программного регулирования.

Одним из основных направлений реализации местной социаль­но- экономической политики выступает политика развития потреби­тельского рынка муниципальных структур и, в частности, их сфе­ры торговли. Данная сфера создает предпосылки как для развития местной промышленности и экономики в целом, так и для осуществле­ния местной социальной (повышение уровня качества жизни населе­ния через удовлетворение его насущных потребностей) и экологической политики (потребление качественной, экологически чистой про­дукции).

В качестве основного механизма реализации политики развития потребительского рынка муниципальных структур выступает про­граммный метод. Конкретные меры регулирования потребительского рынка в рамках данной программы, по моему мнению, должны включать следующие мероприятия.

В первую очередь, мероприятия по регулированию потреби­тельского рынка должны быть направлены на оздоровление финансо­вого положения местных предприятий, и, следовательно, стабилиза­цию доходной части бюджетов, без наполнения которых практически невозможно решение социальных проблем данных муниципальных структур. Так, в части осуществления мер протекционизма по от­ношению к местным товаропроизводителям должно быть запланировано:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.