Поэтому муниципальный маркетинг в категориальном аспекте, с позиций его специфики и главных функций призван обеспечить согласование локальных экономических интересов и целей отдельных предприятий и фирм с территориальными целями и интересами. Кроме того, занимая промежуточную позицию между общенациональным маркетингом (маркетингом на макроуровне) и маркетингом на микроуровне, муниципальный маркетинг должен обеспечить также сочетание интересов и целей макро- и микроуровней. Таким образом, муниципальный маркетинг должен обеспечить согласование интересов и целей трех уровней отношений субъектов хозяйствования:
- интересов отдельных предприятий и фирм (микроуровень) и муниципальных интересов (мезоуровень);
- интересов муниципальных (мезоуровень) и общенациональных (макроуровень);
- интересов общенациональных (макроуровень) и интересов отдельных фирм и предприятий (микроуровень).
Целью муниципального маркетинга не является напрямую извлечение максимальной прибыли. Основным его назначением должно стать обеспечение высокого уровня качества жизни населения соответствующего муниципальной структуры.[6]
Муниципальный маркетинг должен базироваться на использовании трех основных принципов:
1. на тщательном учете потребностей населения муниципальных структур, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий (фирм);
2. на создании условий для максимального приспособления (адаптации) структуры экономики муниципальных структур к внутренним и внешним факторам;
3. на активном лоббировании местных интересов и проведении «паблик рилейшнз» муниципальных структур.
Особенностью муниципального маркетинга при формировании товарного рынка в переходный период является его важнейшая роль в обеспечении рациональной структуры и динамики соотношения между государственной и рыночной системами распределения товаров и установление хозяйственных связей.
Государственная система распределения и товародвижения являлась типичной для всех городов и регионов нашей страны и характеризовалась многоканальностью, многоступенчатостью, инерционностью, чрезмерной централизацией. Многоступенчатость системы выражалась в необходимости осуществления ежегодно повторяющихся циклов, включающих десятки технологических связей между различными субъектами управления на различных уровнях.
Механизм выдачи государственного заказа включал заявочную компанию, распределение фондов, специфицирование выделенных фондов, выдачу лимитов, групповых нарядов, оформление заказов-нарядов на поставку продукции, заключение договоров. С момента подачи заявки потребителем, до заключения им договора с поставщиком проходило не менее 9-11 месяцев, притом требовалось заполнение более тридцати различных форм документов. Кроме того, решение основной массы оперативных вопросов обеспечения конкретными видами продукции являлось, как правило, прерогативой центральных органов. Это приводило к многочисленным корректировкам. Каждая из них вызывала дополнительный поток документов и их обработку по всей технологической цепи, что не могло не сказаться на оперативности и качестве обеспечения потребностей.
Рыночные каналы распределения можно представить в виде сети коммерческо-посреднических предприятий или отдельных лиц, принимающих на себя или способствующих передаче права собственности на конкретный товар или услугу на пути от товаропроизводителя к потребителю.
Формируемые каналы распределения выполняют ряд важнейших функций муниципального маркетинга:
1. Исследовательская работа - сбор информации, необходимой для обеспечения системы товародвижения муниципальных структур.
2. Установление контактов - налаживание и поддерживание связи товаропроизводителей с потенциальными покупателями.
3. Приспособление товара - организация подготовки товара с максимальным учетом требований покупателей.
4. Стимулирование продаж - создание и распространение рекламы товара.
5. Проведение переговоров - согласование цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения.
6. Организация товародвижения - транспортировка и складирование товара.
7. Финансирование - изыскание и использование денежных средств для покрытия издержек по функционированию канала.
8. Принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование канала.
Выполнение первых пяти функций способствует заключению сделок, а остальных три - завершению уже заключенных сделок.
Для эффективной организации системы муниципального маркетинга одной из важнейших проблем является подготовка профессиональных кадров. Смена отношений собственности - это только часть глобальной проблемы управления реформированием экономики. Вторая его составляющая - смена образа мышления, смена самого Человека, занимающегося и понимающего новые отношения и умеющего эффективно их использовать.
В рамках крупных муниципальных структур (областные центры, крупные города) целесообразно, на мой взгляд, создание Центра подготовки маркетологов. Учредителями этого центра могут быть: местная администрация, высшие (средние специальные) учебные заведения, ряд заинтересованных предприятий и организаций. Подобные центры могут также создаваться при Торгово-промышленных палатах, Бизнес-инкубаторах, Торгово-сервисных домах (наряду с подготовкой специалистов в области менеджмента, коммерции, финансов). Основная задача центра - целевая подготовка специалистов по маркетинговой деятельности в условиях рыночной экономики. Предлагаются следующие основные направления деятельности центра:
1. -обучение основам маркетинговой и коммерческой деятельности школьников 10-11 классов, проявивших соответствующий интерес;
2. -обучение специалистов различных звеньев народнохозяйственного комплекса муниципальных структур и овладение ими практическими навыками маркетинга;
3. -организация постоянно действующего Клуба маркетологов данного муниципальной структуры;
4. -оказание консультационных и исследовательских услуг по маркетингу;
5. выполнение ряда маркетинговых услуг для клиентов (реклама, пропаганда и др.).
В соответствии с указанными направлениями целесообразна организация в составе Центра школы «Юного маркетолога», школы маркетинга, Клуба маркетологов, консультационного бюро, малого предприятия «Маркетинг-сервис» для оказания потребителям комплексных маркетинговых услуг и различных видов обучения.
В программе подготовки специалистов по маркетингу для торговой сферы муниципальных структур можно выделить ряд блоков: введение в маркетинг, изучение и прогнозирование спроса на товары, услуги; планирование ассортимента товаров, услуг; управление качеством товаров, услуг; планирование сбыта, управление процессами товародвижения; мониторинг, реклама и стимулирование сбыта; ценовая стратегия; маркетинг услуг; организационное обеспечение маркетинговых исследований; международный маркетинг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19