Рефераты. Шпора по философии, кандидатский минимум

Подчеркивая единство общ. бытия и общ. сознания, нельзя забывать об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности. Исторически взаимосвязь общ. бытия и общ. сознания в их относительной самостоятельности реализовалась таким образом: на ранних этапах развития общества общ. сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, в дальнейшем это воздействие приобрело все боле опосредованный характер – через государство, политические, правовые, нравственные, религиозные отношения и др. Сама возможность такого непосредственного воздействия общ. сознания на общ. бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие. Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность предствляет собой единство 2 нераздельных сторон одного и того же процесса; в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, так и преобразовывать его через практическую деятельность людей.      


36. Научное предвидение и его формы. Логические основы научного предвидения.

Научное предвидение – эмпирически и теоретически обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы, общества и духовных процессов, неизвестных в настоящий момент, но поддающиеся выявлению.

Научное предвидение является основой научного знания.

Формы: 1 Предсказание – локализованное во времени и пространстве конкретное предвидение (например, солнечное затмение). 2  Прогнозирование – специальное научное последование перспектив развития какого – либо явления (например, прогноз развития экономики на 5- летку).Предвидение – заключительное звено сложной цепи познавательных процедур, основными из которых является индукция, дедукция и аналогия.

 Индукция – способ рациональной интерпретации явлений, которое даёт возможность предсказать наступление событий с определённой степенью вероятности. Дедукция – движение мысли от знания общего к частному, единичному, на основе отношения дедуктивной теории к прогнозируемым явлениям можно выделить 3 вида предвидения:

1.  Предвидение явлений не существующих  в настоящем, но возможных в будущем (расчёт энергии для машины).

2.  Предвидение явлений существующих, но не зафиксированных в опыте (периодическая система Менделеева).

3.                     Предвидение явлений реально существующих, но устанавливаемых на основе эмпирических фактов.

Аналогия – знание о каких-то признаках предмета достигается на основании того, что в других признаках он имеет сходство с другими предметами.

А имеет признак a, b, c.

B имеет признак a, b.

Вероятно B имеет признак C.

4 вида прогноза 1. Поисковые, 2. Нормативные, 3. Аналитические, 4. Прогнозы – предостережения.

1.Поисковые прогнозы: составляют, чтобы выявить, каким может быть будущее, отправляясь от реалистических оценок существующих в данное время тенденция развития в различных сферах общественной деятельности.

Нормативные прогнозы ,ориентированные на достижения в будущем определённых целей, содержат различные практические рекомендации для осуществления соответствующих планов и программ развития.

Аналитические прогнозы:,  как правило делаются для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность различных методов и средств исследования будущего.

Прогнозы предостережения: составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предпологаемое будущее.

44. К вопросу о вненаучных формах познания (интуиция, магия, ясновидения)

Магия и астрология – два понятия, которые мы обычно относим к области чего-то ирреального, вне научного и, зачастую, несерьезного.

Действительно, если спросить у человека, что такое магия или астрология, то ответом скорее всего будет: «заманчивый обман, развлечение. Может, что-то в этом и есть, но кругом одни шарлатаны». Даже в наше время общепризнанным является факт, что Солнце и планеты оказывают влияние и на людей, и на природу. Земля неразрывно связана с космосом. Философы и астрологи Греции считали, что Вселенная и человек едины, связаны друг с другом. Корни подобного восприятия идут еще из древности, из того способа осмысления мира, который был присущ нашим предкам.

Столкнувшись один на один с природой, человек увидел в ней много непонятного и загадочного, и это непонятное надо было уложить в сформировавшуюся картину мира. Те явления, которые человек не мог объяснить, он списал на магические, недоступные его разумению силы. И память об этих силах заложена в наших генах, она пронесена из поколения в поколение в обрядах, рассказах, сказках, легендах. Она находится в нашем подсознании, откуда выходит в критические моменты нашей жизни. Когда кажется, что ничто не способно помочь, память выталкивает нам воспоминания о силах и обрядах, могущих вызвать их. 

И магия и астрология являются формами познаний, просто эти формы отличны от научных. Тем не менее, от древности до нашего времени, из века в век, люди обращались и продолжают обращаться к силам, которые находятся вне их понимая, к силам, которые, как люди верят, могут оказать влияние на их судьбу.

ИНТУИЦИЯ - способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств; способность непосредственно, как бы “внезапно”, не прибегая к опосредствованному развернутому умозаключению, находить, открывать истин



14. Объяснение  в научном познание. Научное познание (и знание как его результат) есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. После­дняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы.

Научное познание есть процесс, т. е, развивающаяся система знания, основным элементом которой является теория — высшая форма организации знания. Взятое в це­лом, научное познание включает в себя два основных уров­ня: эмпирический и теоретический. Объяснение - функция научного познания, раскрытие сущности изучаемого объекта; осуществляется посредством постижения закона, которому подчиняется данный объект, либо путем установления тех связей и отношений, которые определяют его существ. Черты. По существу О. представляет собой включение знаний об объекте (подлежащем объяснению) в более широкий контекст знания. О. предполагает в качестве предварительного этапа - описание этого объекта и анализ последнего в системе его связей отношений и зависимостей. В структуре О. как познавательной процедуры различают следующие элементы: исходное знание об объекте; знание, используемое в качестве условия и средства О.(основания О.); познавательные действия, связанные с применением знания, оснований О., к объясняемому объекту. Наиболее развитая форма научной О.- объяснение на основе теоретических законов, связанное с осмыслением объясняемого объекта в системе теоретического знания. В науке широко используется форма О., заключающаяся в установлении причинных, генетических, функциональных и др. связей между объясняемым объектом и соответствующими условиями, факторами и т.п. Основанием в таких О. выступают общие категориальные схемы, отражающие различные связи и зависимости, а сами О. нередко служат исходным пунктом развития представлений об объекте. Раскрывая сущность объекта, О. также способствует уточнению и развитию знаний, которые используются в качестве основания объяснения. Процессы О. в науке не сводятся к простому подведению объекта под ту или иную концептуальную схему, а предполагают введение промежуточных компонентов знания и уточнение условий и предпосылок О.

37. Предпосылки и основания научной теории. Методы теоретического исследования.

Теоретическое познание выделяет сущностные связи в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории воссоздать все эти отношения между законами и т.о. раскрыть сущность объекта. Теоретический закон – это всегда знание достоверное. Получение такого знания особых исследовательских процедур. В теоретическом исследование отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. Объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

В качестве основного средства теоретического исследования выступают теоретически идеальные объекты. Их также называют абстрактными объектами или теоретическими конструкциями. Это особые абстракции, в которых заключен смысл теоретических терминов. Н-р:   материальная точка, абсолютно твердое тело, идеальный товар и т.д.

В теоретическом исследовании применяются следующие методы:

1. идеализация (м-д построения идеализированного объекта).

2. мысленный эксперимент с идеализированным объектом

3. методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы).

4. методы логического и исторического исследования

При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства. Эти положения называются аксиомами. Затем из них строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию. Аксиомы – это утверждение, доказательства истинности которых не требуется.

 Гипотетико-дедуктивное развертывание теории состоит в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке в которой она уточняется и конкретизируется. Этот метод является специфическим приемом теоретических знаний в эмперических науках.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяя его исследователь сначала находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта. Данный метод применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и в естественных науках.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.