|
36. Научное предвидение и его формы. Логические основы научного предвидения. Научное предвидение – эмпирически и теоретически обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы, общества и духовных процессов, неизвестных в настоящий момент, но поддающиеся выявлению. Научное предвидение является основой научного знания. Формы: 1 Предсказание – локализованное во времени и пространстве конкретное предвидение (например, солнечное затмение). 2 Прогнозирование – специальное научное последование перспектив развития какого – либо явления (например, прогноз развития экономики на 5- летку).Предвидение – заключительное звено сложной цепи познавательных процедур, основными из которых является индукция, дедукция и аналогия. Индукция – способ рациональной интерпретации явлений, которое даёт возможность предсказать наступление событий с определённой степенью вероятности. Дедукция – движение мысли от знания общего к частному, единичному, на основе отношения дедуктивной теории к прогнозируемым явлениям можно выделить 3 вида предвидения: 1. Предвидение явлений не существующих в настоящем, но возможных в будущем (расчёт энергии для машины). 2. Предвидение явлений существующих, но не зафиксированных в опыте (периодическая система Менделеева). 3. Предвидение явлений реально существующих, но устанавливаемых на основе эмпирических фактов. Аналогия – знание о каких-то признаках предмета достигается на основании того, что в других признаках он имеет сходство с другими предметами. А имеет признак a, b, c. B имеет признак a, b. Вероятно B имеет признак C. 4 вида прогноза 1. Поисковые, 2. Нормативные, 3. Аналитические, 4. Прогнозы – предостережения. 1.Поисковые прогнозы: составляют, чтобы выявить, каким может быть будущее, отправляясь от реалистических оценок существующих в данное время тенденция развития в различных сферах общественной деятельности. Нормативные прогнозы ,ориентированные на достижения в будущем определённых целей, содержат различные практические рекомендации для осуществления соответствующих планов и программ развития. Аналитические прогнозы:, как правило делаются для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность различных методов и средств исследования будущего. Прогнозы предостережения: составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предпологаемое будущее. |
||
44. К вопросу о вненаучных формах познания (интуиция, магия, ясновидения) Магия и астрология – два понятия, которые мы обычно относим к области чего-то ирреального, вне научного и, зачастую, несерьезного. Действительно, если спросить у человека, что такое магия или астрология, то ответом скорее всего будет: «заманчивый обман, развлечение. Может, что-то в этом и есть, но кругом одни шарлатаны». Даже в наше время общепризнанным является факт, что Солнце и планеты оказывают влияние и на людей, и на природу. Земля неразрывно связана с космосом. Философы и астрологи Греции считали, что Вселенная и человек едины, связаны друг с другом. Корни подобного восприятия идут еще из древности, из того способа осмысления мира, который был присущ нашим предкам. Столкнувшись один на один с природой, человек увидел в ней много непонятного и загадочного, и это непонятное надо было уложить в сформировавшуюся картину мира. Те явления, которые человек не мог объяснить, он списал на магические, недоступные его разумению силы. И память об этих силах заложена в наших генах, она пронесена из поколения в поколение в обрядах, рассказах, сказках, легендах. Она находится в нашем подсознании, откуда выходит в критические моменты нашей жизни. Когда кажется, что ничто не способно помочь, память выталкивает нам воспоминания о силах и обрядах, могущих вызвать их. И магия и астрология являются формами познаний, просто эти формы отличны от научных. Тем не менее, от древности до нашего времени, из века в век, люди обращались и продолжают обращаться к силам, которые находятся вне их понимая, к силам, которые, как люди верят, могут оказать влияние на их судьбу. ИНТУИЦИЯ - способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств; способность непосредственно, как бы “внезапно”, не прибегая к опосредствованному развернутому умозаключению, находить, открывать истин |
|||
14. Объяснение в научном познание. Научное познание (и знание как его результат) есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Научное познание есть процесс, т. е, развивающаяся система знания, основным элементом которой является теория — высшая форма организации знания. Взятое в целом, научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический. Объяснение - функция научного познания, раскрытие сущности изучаемого объекта; осуществляется посредством постижения закона, которому подчиняется данный объект, либо путем установления тех связей и отношений, которые определяют его существ. Черты. По существу О. представляет собой включение знаний об объекте (подлежащем объяснению) в более широкий контекст знания. О. предполагает в качестве предварительного этапа - описание этого объекта и анализ последнего в системе его связей отношений и зависимостей. В структуре О. как познавательной процедуры различают следующие элементы: исходное знание об объекте; знание, используемое в качестве условия и средства О.(основания О.); познавательные действия, связанные с применением знания, оснований О., к объясняемому объекту. Наиболее развитая форма научной О.- объяснение на основе теоретических законов, связанное с осмыслением объясняемого объекта в системе теоретического знания. В науке широко используется форма О., заключающаяся в установлении причинных, генетических, функциональных и др. связей между объясняемым объектом и соответствующими условиями, факторами и т.п. Основанием в таких О. выступают общие категориальные схемы, отражающие различные связи и зависимости, а сами О. нередко служат исходным пунктом развития представлений об объекте. Раскрывая сущность объекта, О. также способствует уточнению и развитию знаний, которые используются в качестве основания объяснения. Процессы О. в науке не сводятся к простому подведению объекта под ту или иную концептуальную схему, а предполагают введение промежуточных компонентов знания и уточнение условий и предпосылок О. |
37. Предпосылки и основания научной теории. Методы теоретического исследования. Теоретическое познание выделяет сущностные связи в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории воссоздать все эти отношения между законами и т.о. раскрыть сущность объекта. Теоретический закон – это всегда знание достоверное. Получение такого знания особых исследовательских процедур. В теоретическом исследование отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. Объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. В качестве основного средства теоретического исследования выступают теоретически идеальные объекты. Их также называют абстрактными объектами или теоретическими конструкциями. Это особые абстракции, в которых заключен смысл теоретических терминов. Н-р: материальная точка, абсолютно твердое тело, идеальный товар и т.д. В теоретическом исследовании применяются следующие методы: 1. идеализация (м-д построения идеализированного объекта). 2. мысленный эксперимент с идеализированным объектом 3. методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы). 4. методы логического и исторического исследования При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства. Эти положения называются аксиомами. Затем из них строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию. Аксиомы – это утверждение, доказательства истинности которых не требуется. Гипотетико-дедуктивное развертывание теории состоит в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке в которой она уточняется и конкретизируется. Этот метод является специфическим приемом теоретических знаний в эмперических науках. Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяя его исследователь сначала находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта. Данный метод применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и в естественных науках. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.