Рефераты. Шпора по философии, кандидатский минимум

    Три уровня р. тесно связаны др. с др., они м. быть присущи 1-му и тому же человеку. Эта связь носит подчинительный хар-р – чел., размышляющий о своих знаниях и действиях может обратиться к науке и научной рефлексии, а в процессе науч. рефлексии чел. обращ. к предельным основаниям духов. деят-ти, т.е. испытывает потребность в филос-ой рефлексии.

   Все размышления рефлексив. хар-ра сводятся к вопросу об источнике наших знаний и представлений.

   Представления о филос. реф-ии зародились в древности. Аристотель рассматривал ее как высший уровень духовной деят-ти. Чел., исследуя окруж. его мир имеет дело с предметным содержанием своих мыслей и пытается ответить на вопрос – каков окр. его мир. Так вырабатываются конкретно-науч. знания, но по мере углубления исследов-й встает вопрос – как и почему я дошел до такой мысли об этом мире? При ответе мысль направлена на познавательный объект.

   Любая форма духов. деят-ти сталкивается с необход. анализа ее исход-х оснований и принципов. Общие принципы познания, кот. выступают как исход. философ. позиции, формир-т соответ. философ. системы. Они охватывают различные сферы дух. жизни, применяя к кажд. из них собств. философ. подход, так возник. филос. религии, науки и др. Ф-я в данном случае осущ-ет анализ основ-х понятий познания и деят-ти.

    «Мышление о мышлении» всегда остается мышлением, но оно направ-но не на предмет. мир и его св-ва, а на постижение самого мыслит. процесса. Реф-я вовлекает в аналитич. процесс доп. данные науки, факты, опыт человеч-ва, в рез-те чего осущ-ся выход за пределы установив-ся форм мысли, синтез их содер-я в новое знание.

   Реф-е познание связывает чел. с внеш. миром. Мир сам по себе изучается многими науками и чел. яв-ся объектом исслед-я ряда наук – анатомия, физиология, др, но они не затрагивают ценностно-познават. чел. к миру. Содер-ем науч. познания выступает мир вне чел., а реф-е познание, поворачивая сознание на самое себя приобщает мир к человеч. Я.

    Фил-я настраивает чел. на критические мысли, роль ее становится значит-й, когда образы или нормы перестают отвечать требованиям жизни.

25. Основные виды духовной деятельности человека, изменение их роли в истории общества.


 

3. Духовное и материальное. Эти категории родились из попыток осмыслить качественные различия 2-х несводимых др. к др. реальностей. Чел. рано осознал, что с одной стороны он живет в осязаемом мире, а с др .- есть вещи невидимые и не осязаемые, но реальные – ветер, т.е. бестелесные. При объяснении многих загадочных явлений (обморок, галлюцинация) возникали представления о духе, душе. Чем, напр., вызвано сонное состояние? С древнейших времен считается, что для обеспечения жизненных процессов недостаточно только материальных предпосылок, но жизнь организма связана и с душой. Считалось, что душа в виде маленького человечка находится внутри чел., и может покидать его временно (сон) или навсегда (смерть).

   Первоначально душа и тело, духовное и материальное являлись единым целым. С развитием практики и познания душа стала пониматься как нечто неуловимое, как принципиально отличное от телесного, не исчезающее со смертью тела, а способное отделяться от него и вести самостоятельное существование.

Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, кот-я копируется, отображается в наших органах чувств, существуя независимо от них. Т.е. материя есть то, что существует вне сознания (Ленин). Отношения м/у двумя реальностями яв-ся внешним вопросом философии. Дух – понятие тождественно идеальному, невещественному началу. Душа рассматривалась как источник жизненных стремлений, с нею связывались волевые усилия человека и их результаты. Духовную сферу общественной жизни отличают ярко выраженные многоплановость и разнообразие. Человечество смогло выработать немало способов духовного постижения и освоения мира: научный, эстетический, нравственный, религиозный и т.д. Каждый из них схватывает лишь какую-то часть реальности точнее — дает определенный ракурс видения мира, позволяющий отыскать в последнем некий смысл и установить причастность человека к этому смыслу. А все вместе они образуют своеобразное; системное единство, в котором явно просматриваются как существенные различия способов духовного освоения мира, так взаимодополнительносгь, внутренняя взаимосвязь. Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а реальности, при­сутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека.

26. Проблема связи диалектики и формальной логики. Основные концепции диалектики.

Д. – учение о наиб. общих з-нах разв-я природы, обшества и мышления. Диалектика изначально выступила в качестве ср-ва развития познания. Диалекич. подход касается прежде всего тех областей духовной жизни, кот. по своей природе тяготеют к изменению, углублению вырабатываемых представлений о действительности. Т.е. Д. предст. собой учение, кот. пытается понять хар-р протекающих изм-й в природе. Анализируя данные, кот накоплены в разных науках Д утверждает и показывает что мир нах-ся в состоянии пост-го изменения. Эти изменения в целом хар-ся развитием мира. В рамках этого развития м. сущ-ть и противоп. проц. – регресс и станация, но они явл-ся частным случаемразвития в целом.

1. Принцип всесторонности. – чтобы познать предмет, надо охватить все его стороны, связи и опосредования. Этот принцип вытекает из абстрактного представления о всеобщих связях предмета познания, и на  первый взгляд представляетя естесств-ым и очевидным. Значение этого принципа ярко проявл. в эксперимент-х исслед-ях.

2. Принцип историзма – брать предмет в его развитии, изменении, т.е. рассматривать предмет в его изменении, «самодвижении», т.е. Существовании во времени. Он также как и принц. всесторонности предст-т собой синтез содержания мыслительных форм, но он касается одного и того же предмета иысли, рассматрив-го во временной послед-ти своих состояний, т.е. в изм-нии и развитии.

3. Связь с практикой – прежде всего с преобразовательной деят-тью общ-ва, но не всякая деят-ть, измен-щая внеш. среду м.б. названа практикой. В ходе практики выраб-ся, накап-ся совокупный общественный опыт, кот явл основанием историч прогресса. Запечатлеваясь в рез-х труда, практич деят-ть изменяет предметный мир ч-ка и спос-ет изменению сложившейся формы общ-х отношений. Практика явл-ся наиболее акт. компонентом рефлек-го познания. Все принципы диалектики неразрывно связаны и допол-ют др др.

Нельзя говорить сколько принципов диал. и явл-ся ли названное число окончательным. Диалектика – рефлек-я деят-ть выведенная на уровень мысли.

Основные правила формальной логики, освобожденные от тех условий, кот делают их формальными:

1. З-н тождества – в ходе рассуждений предмет мысли должен оставаться неизмененным (а=а) 2.З-н непротиворечия – два исключающих др др суждения о предмете рассматриваемом в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными. 3.З-н исключенного третьего – из 2-х противоречащих суждений – одно истинно, а др. ложно, и наоборот. 4. З-н достаточного основания – каждое суждение претендующее на истину д.б. доказано.

 

4. Основной вопрос философии.

Есть вопрос об отношении мышления к бытию, что является первичным: дух или природа.

   Позиция, согласно кот. мир объединяется исходя из духа, сознания, получила название идеализма (часто пересекается с религией). Материализм – в основе миропонимания природа, материя, объективная реальность.  Все философские течения зачислены либо «по ведомству» материализма, либо идеализма, либо представляют собой соединение того и др. О.в.ф. будет вставать, пока существует мир и познающий его человек. Философы не ставят вопроса – что первично, что вторично, а решают его применительно к конкретным задачам познания. Материализм и идеализм не обосновываются и не опровергаются логическими средствами. Они принимаются в качестве оснований.

   Ф. Шлегель – «все, что мы знаем о фил-ии можно разделить на 5 основ-х видов: эмпиризм, материализм, скептицизм, пантеизм, идеализм.»    Эмпиризм – все выводит из опыта (чувственные впечатления);    Материализм – принимает материю как источник всех вешей;    Скептицизм – отрицает всякое знание, всякую философию;    Пантеизм – объявляет все вещи одним и тем же (а=а);    Идеализм – все выводит из духа и все подчиняет духу.   Особенности о.в.ф.:

1. Решение о.в.ф. содержится уже в самом факте или процессе исследования, т.е. в той или иной позиции автора, его концепции или системе, хотя сама формулировка вопроса м/явно и не фиксироваться.

  2-я принципиальная особенность о.в.ф.: собственно философская проблематика содержится не в самом нем, а в способах его решения, имеющих конкретно-исторический хар-р и определяемый уровнем материального и духовного развития общества.

  3-я особенность состоит в том, что исходные посылки 2х основных философских направлений материализма и идеализма, не обосновываются и не опровергаются логическими средствами. Они принимаются в качестве оснований, отталкиваясь от кот-х философ более или менее последовательно проводит избранную им линию.

Ф. Энгельс сказал что вопрос об отношении духа к материи, мышления к бытию есть великий, основной вопрос всей философии. Рассматривая о.в.ф. в историческом плане мы отчетливо прослеживаем его важнейшие особенности, отличные от тех которые характерны для основных вопросов конкретных наук.

Основной вопрос философии фиксирует онтологические и гносеологические отношения материи и сознания, без которого не может сущ-ть ни одна фил концепция. Другие проблемы типа эстетич. или этич. потому и называются фил, что могут быть рассмотрены через призму гносеологии и онтологии.

27. Свобода человека и проблема человеческого отчуждения.

Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.  Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра ч - "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.   Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.(самореализация).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.