Рефераты. Шпора по философии, кандидатский минимум

 

15. Гипотеза, как форма развития научного познания.

Гипотеза. Исследование проблемы начинается с выдвижения гипотезы, представляющей собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей, и причин исследуемых явлений.
      Как форма научного познания гипотеза характеризуется прежде всего тем, что она является обоснованным предположением и это отличает ее от разного рода догадок и необоснованных предположений. Гипотеза опирается на факты, согласуется с законами теории, на основе которой она выдвинута.

Ученые начали обсуждать возможность возникновения жизни на Земле из химических соединений немногим более столетия назад. Под микроскопами того времени живая клетка казалась всего лишь пузырьком, заполненным различными веществами. Поэтому Дарвину и его современникам легко было представить себе, что простейшие формы жизни могли возникнуть из случайной комбинации органических веществ в первичном “бульоне”.Но с тех пор как ученые глубже проникли в тайны живой   клетки, предположение о том, что жизнь возникла из  химических веществ,уже не кажется таким логичным. Однако, несмотря на это, большинство современных ученых по-прежнему свято верит в догму химической эволюции.

После проверки и отбора фактов и выдвижения научной идеи начинается следующий этап решения проблемы - выработка научной гипотезы. Гипотеза - научное допущение или предположение истинного, значение которого не определено. Гипотеза - это предположение о существовании какой-то вещи, явления, свойства, связи, отношения и т.д. Однако не всякое предположение в науке является гипотезой. Научная гипотеза должна отвечать ряду требований, главные из которых: 1) соответствие фактам, которые эта гипотеза собирается объяснить; 2) внутренняя непротиворечивость; 3) проверяемость; 4) соответствие ранее накопленному, объективно истинному теоретическому знанию; 5) простота. Различают гипотезы - как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений и как структурный элемент научной теории. Каждая гипотеза выдвигается для объяснения, предсказания каких-то фактов. Соответствие фактам - главное условие состоятельности научной гипотезы. Другое требование - внутренней непротиворечивости - это требование последовательности, логической безупречности гипотезы вытекает из того, что внутренне противоречивая гипотеза практически бесполезна, так как из нее, как было доказано еще в Средние века Д. Скоттом, можно вывести все, что угодно. Важнейшим требованием к научной гипотезе является ее проверяемость. Если гипотеза не допускает принципиальной проверки, то она становится недоказуемой и неопровержимой, превращается в религиозную догму. Важным требованием к научной гипотезе является ее принципиальная опровержимость. Если гипотеза в принципе не может быть опровергнута, не допускается даже возможность существования фактов, противоречащих гипотез не является научной. Четвертое требование к гипотезе есть проявление, так называемого, принципа соответствия в науке.    

38. Сознание и бессознательное. Понятие измененного состояния сознания.

Помимо формального содержания и чувственно-конкретной оброзности составляющей сознание явление бессознательное – совокупности психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека и не поддающиеся контролю.

Бессознательное не просто то, что не осознаётся (например, физиологические процессы в организме), а только те несознаваемые явления, которые влияют на образ мыслей, эмоции, действия индивида.

Моментальные решения – вид психической деятельности, осуществляемый бессознательно (инженер вслепую определяет поломку).

Бессознательная сфера – это фундамент мышления, не поддающийся словесному выражению. Человек сознательно перерабатывает 102 бит информации/сек., а бессознательно 107 бит информации в секунду.

В психологии бессознательное рассматривается как форма психической активности, выпадающая из сознательной действительности.

Симонов выделяет две группы бессознательного:

1.                     подсознание – содержит то, что может быть осознано в определённых условиях. Подсознание защищает сознание от лишней работы.

2.                     Сверхсознание – психические процессы, которые не осознаются ни при каких условиях, работа сверхсознания направлена на удовлетворение потребности, которая на данный момент доминирует в оценочно-мотивационной сфере сознания личности.

Язык выступает связующим звеном между сознанием и бессознательным.

Изменённое состояние сознания – сновидения, гипнотическое состояние, трансперсональное состояние – оно не ведёт к полному отключению от окружающих

 

16. Антропогенез и его проблемы. Современные концепции антропогенеза.

  Человек — сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем — биологической и социальной. Это обусловлено тем, что он — существо как биологи­ческое, так и социальное. Одной стороной своего существования че­ловек принадлежит природе, другой — социальному миру. Первый вопрос, на который следует ответить, заключается в гом, как биологический организм, принадлежащий к типу хордо­вых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид превращается в человека — существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы антропогенеза. Причем термин «проблема» здесь как нельзя более кстати, ибо перед наукой стоит действительно актуальная задача, требующая решения.

20 в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к жизни мн-во течений, отраж. духовные поиски западного мира в условиях глубоких соц-эк. потрясений. Напряженность ф. исканий обуславливалась тж. нарастанием глобальн. кризисов как в самих основах чел. сущ-я, так и во взаимоотношениях ч-ка и природы. Трагические реальности 20 в. заставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые в истории сам ч-к стал проблемой.

Все это стимулировало появление ф. антропологии, задачи к-рой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю.

Антропология – наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Основные разделы антропологии – антропогенез, морфология человека (учение о закономерностях  роста и общих для всего человечества вариациях в строении человека На данный момент вопрос о возникновении человека остается открытым

  До 17, 18 веков понятия эволюции не было. В 19 в. стали раскапывать существа чем-то похожие на человека. Теория эволюции Дарвина и Ламарка заставила по-другому взглянуть на эти находки. В 1859 г. Дарвин выпустил первую книгу, в 1870 г. вторую, в которой вывел из обезьяны человека. Дарвин нарисовал генеологическое дерево, которое вело к человеку, он не говорил, что обезьяна превратилась в человека.

  В древе Дарвина  нет промежуточного звена, нет до сих пор!   После книги Дарвина, Уоллис тоже эволюционист, написал, что естественный отбор никак не подходит к человеку. Его выводы:  1) естественный отбор обеспечивает приспособление к среде и ни на что больше претендовать не может;  2) у человека преимущественное развитие получил мозг, но говорить, что мозг дан, чтобы выжить нельзя;  3) в процессе естественного отбора появляются и закрепляются признаки, которые способствуют выживанию, а у человека наоборот – нет шерсти, нет когтей, не может быстро бегать и т.д.

  За последний миллион лет не появилось ни одно животное, а исчезло много. Уоллис сделал вывод, что эволюция – сила вопреки естественному ходу вещей и что в данном случае сыграло роль сверхестественное, поэтому многое не имеет объяснения.

  Ф.Энгельс – «Труд создал человека», считал, что появилась потребность общения – изменилась нейрогормональная функция и изменилась гортань.

     Никакая трудовая деятельность не может быть видообразующей. Индивидуально-приобретенные признаки по наследству не передаются

. Философские версии антропогенеза:

1) деятельностные теории - связывают появление человека с изменением качества жизненной активности, приведшей к формированию элементов  преобразования и контроля над окружающей ситуацией. К ним относятся: а) трудовые концепции - связывают становление чел. с изготовлением орудий; б) концепции, связывающие новые преимущества чел. с изменением качества охоты, с развитием охотничьих стратегий; в) игровые -определяют игровую активность как тренажер на которым обкатывались новые непрагматистисткие, собственно человеческие модели поведения; г) общедеятельностные концепции - связывают появление чел-го образа жизни с развитием в нем элементов планирования , самоорганизации, целеполагания.

2) интеллектуалистсткие теории - объясняют генезис человека становлением чел-го мышления. Одни из них делают акцент на развитие св-в предвидения - через формирование способностей мысленного моделирования вариантами предполагаемого развития проблемной ситуации, тем самым формировался более эффективный образ жизни, нежели образ действия по методике проб и ошибок, присущий большинству животных. Другие полагают в качестве основного пути эволюции мышления  складывания его  фундаментальных структур: матрицы “Я” (эго-формы), бинарных оппозиций, установок на причинность, целесообразность и тому подобное.

3) поведенческие теории - складывания основ человеческого образа жизни как интенсификации соц. аспектов коллективистского поведения. таковыми аспектами считают либо альтруизм, либо формы саморегуляции коллективной жизни (половая, властная и прочая). Предполагается, что именно соц. отбор, т.е. межгрупповой отбор, в котором эволюционные преимущества имели либо общности с большим % альтруистических особей, либо саморегулирующиеся общности с новыми формами поведения - и был главным фактором антропогенеза.

4) коммуникативно-символические теории - приоритет отдается либо развитию лингвистической коммуникации, либо более универсальной символической коммуникации.

Данные версии антропогенеза следует рассмат. как взаимодополняющие, так как в наст. вр. статус  самоочевидной имеет теории полифакторности антропогенеза, объясняющая формирование человека взаимодействием параллельных факторов трансформаций: деятельности, поведения, мышления и общения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.