Рефераты. Шпора по философии, кандидатский минимум


39. Этика науки и нравственная ответственность ученого.

Сила науки, ее эффективность определяются достижением высот знания. Но богатство человеческой жизни не исчерпывает­ся институтом знания. Бескорыстное служение идеалам научной истины деформируется, причем весьма существенным образом, под влиянием вненаучных и ненаучных факторов. Ученый, максималь­но информированный в области своих изысканий, за их предела­ми часто является некомпетентным человеком. Раскрытие физи­ками тайн атомного ядра позволило создать сначала атомную, а затем водородную бомбу — чудовищные средства уничтожения жизни на Земле. Создавать или не создавать атомную бомбу — это уже вопрос не физической теории, а скорее психологии, социоло­гии, других гуманитарных наук. Между тем он решался не уче­ными, а политиками, которые сумели привлечь к исполнению сво­их замыслов ряд выдающихся физиков и техников.

Рано или поздно необходимо разрешить проблему правильно­го использования достижений науки. В таком случае мгновенно возникает вопрос об этике ученого, его нравственности. Увы, но достижение истины не всегда ведет к добру. Прав французский философ М. Монтенъ, отмечавший: "Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред".

Любой, кто серьезно относится к науке,— либо сам занима­ясь научными изысканиями, либо используя достижения науки,— попадает в ситуации своеобразного выбора, который приходится делать. Занятия наукой вырабатывают определенное ценност­ное отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высо­ко ценит логическую дисциплину ума, способность обосновы­вать делаемые выводы, стремление к истине, достоинства теории и эксперимента. В силу постоянного роста научного знания уче­ный как бы исподволь подпитывается стимулами, ставящими его в критическое отношение к догмам, ко всякого рода авторитетам. Вместе с тем никакая наука не спасает от догматизма и от неоп­равданного преклонения перед авторитетами, если ученый не обладает необходимыми свойствами характера, порядочностью, честностью, мужеством. Применение научных знаний не является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экономическом, ни в эко­логическом, ни в моральном отношениях. Ответственность за применение достижений науки в первую очередь несут сами творцы науки, ученые. Никто не в состоянии лучше самих уче­ных оценить положительные и слабые стороны применения ре­зультатов научных исследований. Прогресс науки — не самоцель для человечества, он призван способствовать всемерному разви­тию человека, в том числе улучшению материальных условий его жизни. Наука не отменяет первостепенную значимость таких ценностей человеческой жизни, как свобода, справедливость, счастье. Она должна помогать развитию человека и как творче­ской личности. Но будет ли наука действительно способствовать прогрессу общества и человека или же, наоборот, она будет слу­жить силам реакции — это уже зависит от людей данного обще­ства, от их ответственности перед будущим.


41. Проблема достоверности чувственных восприятий.

Восприятие – целостный образ, окружающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их св-ва и отн-ия. Это более высокая ступень познания и существенно отличается от ощущений – отражение св-в предметов объективного мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – это уже мыслящее живое созерцание, мы смотрим на вещи внешним, а видим внутренним взором. Глубина этой осмысленности зависит от опыта чел-ка.

Проблема закл-ся в том – можем ли мы получить знания о вещах как они сущ-ют сам по себе посредством ощущения и восприятия. Ощущение и восприятие зависимы от функц-ой специфики наших органов чувств.

Процесс чувственного восприятия очень сложен, н-р мы рассм-ем стол – в дело вкл-ся не только органы зрения, но и наше видение, кот тесно связано с нашим отношением к этому предмету – красивый, некрасивый и т.д.

Чувств-ое восприятие человеком конкр-ых явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере и на сколько полно содержание понятий освоено данным человеком.


42. Взаимосвязь чувственного  и рационального познания.

Психика человека выступа­ет как сложное системное образование с многочисленными цепя­ми взаимоопределения. В силу этого, например, содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное "пронизывают" друг друга.

Допустим, нас интересует психический образ "этого яблока", желтого, круглого и сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает собой различные цвета, среди которых в дан­ном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вку­са в данном случае представлено вкусом "сладкий". Психический образ яблока выступает как пересечение многочисленных поня­тий и их чувственных показателей. Только вместе, в согласовании друг с другом, по­нятие и восприятие яблока дают адекватный психический образ "этого яблока". Психические образования, выступающие синтезом чувствен­ного и рационального, обладают целостностью и соответственно интегральным качеством. Так, мелодия воспринимается как це­лое, совсем необязательно она структурируется субъектом на чувственную и рациональную составляющие.


17. Соотношение биол. и социал. в чел-ке. Понятие личности.

Человек – существо биосоциальное. Строго говоря, эволюция человека происходит на всем протя­жении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор как он выделился из животного мира, она перестала иметь по крайней мере решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социаль­ном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической  изменчивости.   Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических из­менений, производимых отбором, и вместе с тем большое генети­ческое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие человеческих культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изме­нений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции че­ловечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры в эволюции homo sapiens. Политические, экономи­ческие и социальные изменения во многих странах, связанные с улучшением жизни людей, прямо влияют на состояние их здоровья и, следовательно, на уменьшение зависимости человека от естест­венного отбора. У человека роль естественного отбора заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих на его здоровье. если судить о физическом здоровье людей, его состояние за историю существенно улучшилось. Комплексным показателем здесь может служить увеличение сред­ней продолжительности жизни населения. Теперь обратимся к вопросу о развитии умственных способно­стей. Один из создателей евгеники (теории о наследственном здоро­вье человека и путях его улучшения) английский психолог и антро­полог Фрэнсис Галътон (1822—1911) был убежден в том, что интел­лект современного человека снижается. По его мнению, представи­тели низших классов обладают более низким коэффициентом ин­теллектуальности —IQ. В то же самое время именно эти слои имеют и больше детей. Однако в начале 60-х гг. была показана ошибочность того, что существует прямая зависимость между социальным положением, количеством детей и IQ. Современные биологи и антропологи полагают,  что  процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. процесс видообразования  человека,   прекратился  со  времени  образования  homo sapiens. Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течение этого периода мозг человека не изменился, морфологически. изменение его завершилось.  Противоположная точка зрения не имеет достаточного основания.

В современной литературе по вопросу о роли социаль­ных и биологических факторов в индивидуальном развитии челове­ка существуют два различных подхода к решению проблемы. Одни авторы утверждают, что развитие человека целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологический фактор. Это направление называется панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и обра­зование. Эта концепция получила название пансоциологизм. В ин­дивидуальном развитии человека различаются два периода — эм­бриональный и постэмбриональный. Первый охватывает период внутриутробного развития человеческого эмбриона (зародыша). Уже на самой ранней стадии развития эмбриона начинается реализация генетической программы, полученной от родителей и закрепленной в хромосомах ДНК. Каждый человек является носи­телем специфического индивидуального набора генов, вследствие чего он генетически уникален. На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способно­сти как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или мень­шей степени могут проявляться в условиях среды. Генетический потенциал человека ограничен во времени, при­чем достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социализа-ции, этот потенциал не успевает реализоваться и угасает. Ярким примером этого могут служить многочисленные случаи, когда младенцев попавших в джунгли. Это свидетельствует о том, что характерные черты   человеческого   поведения   и   деятельности   приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения. Можно выделить следующие факторы, воздействующие на человека: биологические задатки, кодируемые в генах; среда (социальная и природная); деятельность индивида; ум (сознание, мышление). Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в эти периоды наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов как наследственности, так и среды. Сегодня становится все более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования — биологической и социаль­ной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.