Рефераты. Шпора по философии, кандидатский минимум

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения).

Философия выступает как размышление над мировоззрением и культурой, которые стремятся объяснить, понять, определить тип культуры и мировоззрения как стремление обосновать их. Философия стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет на самосознание личности.

Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.



 

19. Категории “субъект” и “объект” (допол.)

Теория  познания   или  гносеология   -   раздел   философии,   изучающий взаимоотношения субъекта и  объекта  в  процессе  познавательной  деятельности, отношение знания к действительности,  возможности  познавания  мира  человеком, критерии истинности и достоверности знания. Современная т.п. строится на теории отражения.

В философии сущ. 3 основных  точки  зрения  на  познаваемость  мира: оптимизм,  агностицизм  и  скептицизм.  Оптимисты   утверждают   принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив,  ее  отрицают.  Скептики  не  отрицают познаваемость мира, но выражают сомнения в познаваемости мира.

Мир существует для нас лишь в аспекте его  данности  познающему  субъекту. Подлинный субъект познания никогда  не  бывает  подлинно  гносеологическим:  это живая личность  с  ее  страстями,  интересами,  желаниями,  чертами  характера, темперамента  и т.д.  Фрагмент  бытия  оказавшийся  в  фокусе   ищущей   мысли, составляет объект познания. В современной гносеологии принято различать  объект и предмет познания. Под объектом  познания  имеют  в  виду  реальные  фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет же -  это  конкретные  аспекты,  на которое направлено острие ищущей мысли.

Движущей силой познания является практика. Практика  -  это  материальная, предметно-чувственная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение  и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу и движущую силу развития  человеческого  общества  и  познания.  По  отношению  к практике   она   играет   троякую   роль.   Во-первых   является    источником, основой познания, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал. Во-вторых, практика является способом приложения знаний, и в  этом  смысле  она- цель познания. В-третьих она служит мерилом, критерием истинности результатов.

Понятие С. первоначально (напр., у Аристотеля)  обозначало носителя свойств. состояний и действий.  и в  этом отношении   было   тождественно понятию субстанции. (Субстанция - единое неделимое вещество,  из  которого  состоят  все  вещи, внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и саморазвивающееся начало).

Начиная  с  17  в. понятие О. как и  соотносительное с  ним -  С.  , стало   употребляться прежде всего  в  гносеологическом смысле.  Под С.  ныне  понимается активно  действующий и познающий, обладающий сознанием  и  волей индивид  или социальная  группа;  О.  -  то, на что направлена  познавательная и иная  деятельность С. 

Связанная  с   осн. вопросом философии, проблема    отношения С. и  о.  по-разному  решалась материализмом    и идеализмом. Идеалисты   выводили взаимодействие  С. и  О.  и  само  существование С.   из  деятельности С.,  понимаемого как бог, идея и т. п., пытаясь на этой основе  объяснить активную  роль  С. в познания. Для   субъективного идеализма  при  этом характерно  понимание С. как   единства   психической деятельности  индивида и  попытки  отрицать существование  О.,  т.е.  последний  понимается только  как  совокупность состояний  С.  Материализм  рассматривал О.   как  существующий независимо   от  С.   и понимал  его  как  объективный мир,  а  в узком  смысле  - как   предмет  познания. Диалектический материализм   исходит из  признания  существования О.  независимо от С., но в то же время рассматривает  их  в  единстве. О.  не является     абстрактной противоположностью С., т. к. последний  активно преобразует,  очеловечивает О.,  и основу  их  взаимодействия составляет  общественно-историческая практика. Именно  в ней  стороны и  свойства действительности превращаются   в  О., преобразование к-рого   в  практической и  теоретической  деятельности С.  позволяет  воспроизвести в  сознании содержание объективной  реальности.













 

 

23. Понятие истины. Основные концепции истины

Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.  Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.     Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.  Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает,” - говорил Гете. Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия места, времеи..., в кот они сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в даных условиях, становится ложным по отнош к тому же объекту в иных обстоятельствах.(кипение воды при100 град).     Что дает людям гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.              Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.       Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.     Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания.  В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованой форме - как логика, закалившаяся в горниле практики.                Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было предсавление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

 В философии существуют следующие концепции истины: 1) классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.- самая древнейшая из концепций, её поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах. 2) когерентная концепция - рассматривает истину как соответствие одних знаний другим. 3) прагматическая концепция. Истиной считается то, что полезно для человека. 4) конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство. 5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). Истина есть свобода, это процесс, с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а сдругой - человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир. 6) неатомистическая концепция. Истина - это божье откровение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.