Рефераты. Шпора по философии, кандидатский минимум

Категория «идеального» фиксирует способность высокоорганизо­ванной материи создавать параллельные ряды взаимодействующих материальных структур, один из которых представляет другой, не имея с ним ни прямого физического контакта, ни какого-либо внешнего сходства. Это свойство — системное. Оно возникает, оче­видно, под напором эволюции у самоорганизующихся биологиче­ских систем, когда нарастающая и усложняющаяся активность живых организмов порождает потребность в реагировании сразу на множест­во одновременно действующих раздражителей или стимулов.

28. Истина как процесс. Конкретность истины и пути ее достижения.

Со времен античности истина есть знание, соответствующее действительности. Но кроме соответствия действительности истина включает и другие характеристики: доказанность, наличие критерия истины, включенность в определенную познавательную систему и др.         Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.   Истина имеет субъективную и объект. стороны. субъективность ее означает, что она находится в человеке, в его сознании и степень ее раскрытия зависит от уровня развития самого человека. Объективна истина потому, что в ней фиксируется содержание, относящееся к субъективным предметам, существующим независимо от сознания.    Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.   

 Обыденное сознание, мысля истину как прочно достигнутый результат познания, обычно оперирует такими безусловными истинами, как отчеканенной монетой. Но система научных знаний, да и житейский опыт – не склад исчерпывающей информации о бытие, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительно ко все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей. Однако истина отнюдь не только движущийся  без остановки процесс, а единство процесса и результата.

Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлена если не известны условия места, времени..., в кот они сформулированы.

В свое время Гегель справедливо подчеэркивал, что абсолютной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание(в науке, в фил. и т.п.) всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфич. обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действит-ой применимости неминуемо превращает истину в антипод – в заблуждение. Даже такая простая истина как 2+2=4 является таковой только в десятичной системе исчесления… можно привести и др примеры.      Т.О. объект-я, абсол-я, относ-я и конкрет-я истина – это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с этими своими харак-ми признаками.

Конкретность истины обеспечивает ей предметную определенность, сущ-ие «здесь»  и «теперь», равенство знания и субстанции. (Неравенство равносильно заблуждению). Конкретность истины один из осн-х принципов диалектич подхода к сознанию, -предполагает точный учет всех условий, в кот нах-ся объект познания. К-св-во истины.

Принцип конкр-ти истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом конкретной обстановки, реальных условий. Н-р: вода кипит только ели это обыч вода и норм давление.  Значит истинность или ложность суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени и т.д., в кот-х они сформулированы. Иными словами конкр-ть истины – это завис-ть знания от связей и взаимодей-й, присущих тем или иным явлениями, от условий, места и времени, к кот они сущ-ют и разв-ся. Абстр. истны нет, истина всегда конкретна.

6. Психофизическая проблема и ее современное состояние. Основные методы исследования психической деятельности. Психофизическая проблема — в широком смысле вопрос о месте психического в природе; в узком — проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае П. п. правильнее называть психофизиологической Особую остроту П. п. приобрела в XVII в., когда сложилась механистическая картина мира, исходя из к-рой Р. Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия. Необъяснимые, исходя из этой трактовки природы, акты сознания были отнесены к бестелесной непространственной субстанции. Вопрос об отношении этой субстанции к работе “машины тела” привел Декарта к концепции психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенной части мозга. Выступившие против взгляда на психику как на особую субстанцию Т. Гоббс и Б. Спиноза утверждали, что она полностью выводима из взаимодействия природных тел, но позитивно решить П. п. они не смогли. Гоббс предложил рассматривать ощущение как побочный предмет материальных процессов (см. Эпифеноменализм}. Спиноза, полагая, что порядок идей тот же, что и порядок вещей, трактовал мышление и протяженность как нераздельные и вместе с тем не связанные между собой причинными отношениями атрибуты бесконечной субстанции — природы. Г. В. Лейбниц, совмещая механистическую картину мира с представлением о психике как уникальной сущности, выдвинул идею психофизического параллелизма, согласно к-рой душа и тело совершают свои операции независимо I Друг .от друга, но с величайшей точностью, создающей впечатление их согласованности между собой. Они подобны паре часов, к-рые всегда показывают одно и то же время, хотя и движутся независимо. Материалистическую интерпретацию психофизический параллелизм получил у Д. Гартли и других натуралистов. Психофизический параллелизм приобрел большую популярность в середине XIX в., когда с открытием закона сохранения энергии стало невозможно представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало понимания психики как активного фактора регуляции жизненных процессов. Это привело к появлению новых вариантов концепции психофизического взаимодействия (У. Джеймс). В конце XIX — начале XX в. получила распространение махистская трактовка П. п., согласно к-рой душа и тело построены из одних и тех же “элементов”, а поэтому речь должна идти не о реальной взаимосвязи реальных явлений, а о корреляции между “комплексами ощущений”. Современный логический позитивизм рассматривает П. п. как псевдопроблему и полагает, что связанные с ней трудности разрешимы путем применения различных языков к описанию сознания, поведения и нейрофизиологических процессов. В противоположность различным идеалистическим концепциям диалектический материализм трактует П. п., исходя из понимания психики как особого свойства высокоорганизованной материи, к-рое возникает в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и, отображая его, способно активно влиять на характер этого взаимодействия. В различных разделах психофизиологии и смежных с ней дисциплин накоплен огромный материал о многообразных формах зависимости психических актов от их физиологического субстрата и роли этих актов (как функции мозга) в организации и регуляции жизнедеятельности (учение о локализации высших психических функций, об идеомоторных актах, данные ряда разделов нейро- и патопсихологии, психофармакологии, психогенетики и др.).

Не экспериментальные  метод: 1. Наблюдение -целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом; 2. Анкетирование; 3. Беседа; 4. Монографический метод  является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик.

Диагностические методы.

К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты 1. Тест - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого.

Экспериментальные методы: 1. Естественный (полевой) эксперимент Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь; 2. Моделирующий эксперимент При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. 3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями.

 Формирующие методы. К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей: преобразующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, формирующий эксперимент, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного формирования и т.п.






29. ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ

1. Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объ­екта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеа­лизм, конечно, не знает действительной, чувственной деятель­ности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но саму человеческую деятельность он берет не как предмет­ную деятельность. Поэтому в «Сущности христианства» он рас­сматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берется и фиксируется только в грязно-торгашеской форме ее проявления. Он не понимает, поэтому значения «революционной», практически-критической деятельности.

2. Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предмет­ной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изо­лирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.