Рефераты. Шпора по философии, кандидатский минимум

Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемые атрибуты личности.  Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.  Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности. Главные духовные факторы, придающие жизни высокий смысл: Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения - делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор. Творчество, созидание в условиях свободы: Счастье заключается не в самом состоянии счастья, а в его достижении. Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна смысла. Каждый человек ищет в жизни что - то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете- ради других людей.

Жизнь обретшая смысл не страшится смерти.

Свобода личности:

В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий “свобода” и “необходимостью” как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы. Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение. Для философов, α считали первичной сущность, свобода была лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее. Для считавших первичным существование: свобода – первичная реальность человеческой жизни, в то время как необходимость – абстрактное понятие.

. Человеческое отчуждение.  В широком понимании отчуждение есть социальный процесс, в кот рез-ты деят-ти ч-ка превращ-ся в самост-ую господствующую над ним и враждебную ему силу. Это явление связано с общественным разделением труда и возник-ем частной собственности, последствия этого – гос-во как аппарат насилия одного класса над др., социал. неравенство и эксплуатация, абсолютизация духовных сил ч-ка и превращение их в сверхестест-е (религия и идеализм), такое развитие науки и техники, когда они обращаются против ч-ка.  Отчуждение есть побочный продукт процесса овеществления человеком своих сил и способностей, что в усл-х разделения труда и складывающихся на этой основе соц отношений приводит к отчуждаемости отношений, что отраж-ся в сознании индивида и обществ-й психологии. Это выражается в разрыве м/уожиданиями ч-ка и нормами, кот предписываются ему соц стр-рой, восприятие этих форм как чуждых лич-ти, чувством изоляции, одиночества. Все это предполагает нарушение норм соц-го поведения.

Феномен отчуждения прослеживается во всей истории чел-ва (кроме м.б. родового общ-ва):  К.Маркс показал, что условия труда отчуж-ся от самого труда и противопоставляется рабочему в кач-ве капитала и поэтому рабочий занятый в проц труда одностор образом выходит из него обедненным и опустошенным. Рез-ты труда также отчуж-ся от наемного рабочего.  Т.о. формы отчуждения: 1опустошение и обеднение труженика в процессе труда; 2отч условий деятельности от деятельности - противостояние условий труда (собственность на средства произ, управление, организация) – субъекту труда; 3отч результатов деятельности от субъекта; 4отч теории от практики, что дает отклонения в сознании и поведении членов общества; 5соц структур и институтов от трудящихся – бюрократическая машина. Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ первичных и вторичных уровней отч.

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон.  Характеристика присвоения челов собственной сущности, или превращ труда из принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предм труда и его результата 2. По освобождению самой деятельности 3.присв человеком труда общей родовой сущности 4.гармонизации отношений между людьми.  Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами. Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир чел также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музык ухо, художественно развитый глаз). - творческие способности.

 Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми челов сущности.



9. Раздражимость как  форма приспособления организмов к среде. Между живой и неживой природой нет непроходимей пропасти. Присущее неживой материи свойство отражения при определенных, исторически складывающихся естественных условиях порождает отражение в живой природе — биологическую форму отражения. Механизмом отражения здесь выступает раздражимость – комплекс биохимических реакций, направленных на приспособление к среде обитания. Ее разновидностями выступают: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных. Отражение в живой природе связано с качественно новым способом существования биоорганизмов — приспособительной жизнедеятельностью. Приспособление живых существ к среде непосредственно связано с сущностью жизни. В этом процессе и развивается механизм отражения — постепенно появляется нервная система, начиная от ее простейших зачатков до развитого головного мозга позвоночных. Раздражимость — есть биологическое отражение. Она имеется уже у растений. Раздражимость — это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды, вызывающая активность. Растения реагируют на движение Солнца. Более высокой разновидностью биологического отражения является чувствительность, то есть способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Этим формам биологического отражения присуща активность и целесообразность. Растения, простейшие организмы, исходя из потребности самосохранения, целесообразно реагируют, т. е, отражают биологически важные условия среды. Например, хватательный рефлекс у простейших действует лишь при появлении тех жучков и паучков, которыми они питаются: на остальные раздражители они никак не реагируют. У животных появляются способности, которые они активно используют при добыче пищи. На основе этого происходит дальнейшее развитие биологической формы отражения – появляются зачатки психической формы отражения. В результате организм начинает воспроизводить приспособительные реакции при первом же сигнале, ин­формирующем о наступлении условий, сформировавших данный биохи­мический комплекс [1]. Так, после активной жизни в весенне-летний период растения начинают готовиться к зиме. Сигналом для них становится сни­жение солнечной активности, сокращение светового дня, первые признаки похолодания и т.д. Деревья сбрасывают листву, и циркуляция влаги в клетках ограничивается до предела. Обменные процессы свертываются, организм впадает в спасительный анабиоз. Таким образом, внешние воз­действия, имеющие жизненное значение, как бы вплетаются в физиологи­ческую ткань организма. Поскольку ведущую роль в формировании при­способительных механизмов играет фактор времени, каждый организм представляет собой как бы "свернутый" временной аналог своей среды, ее специфическую форму. Отсюда, в частности, проистекает "привязанность" организма к своему месту, его довольно жесткая локализация.

5. Психика как форма приспособительного поведения. Идеальная природа психики.

Психика-специфич форма отражени, кот нач-ся с чувств-ти – непосредств-х пепереживаний, связанных с присоб-ем к среде.

Основой мех-ма чувтс-ти явл. нервные имп-сы – биоэлектр сигналы, кот не изменяют физиолог. процессы, а явл средством связи с биол-ки значимыми параметрами.

В ответ на изменение внеш среды ж-ое не перестраивает свои физиол. фкц, а изм-ет свое поведение и место пребывания. Так шорох сам по себе нейтрален, но он заст-ет ж-ое применить  меры предосторожности. Он ориентирует поведение ж-го, инфор-ет его щ сущ-нии биол-ки знач-го объекта.

Жив-ая психика отражая пространств-врем парам-ры отражает и биол-ки нейтраль. св-ва, но этот момент не носит самост-го хар-ра, а подчинен целям адаптации и самосохр-я.

Для ж-го предмет псих-го отраж-я сводится только к тому субъек-му переживанию, кот он выз-ет у орг-ма вданной ситуации. Психика ж-го воспр-ит предмет, как абс-но тождест-ый с самим отражающим субъектом.

Психика ж-го обесп-ет ему сущ-ие сообразно принципам индив-ой жизнедеят-ти и носит конкретно-ситуативный хар-р. Это озн-ет, что она привязана к конкр. ситуации и помимо нее не имеет какого-либо сод-ия.Ж-ое как бы живет в наст., для ж-го нет ни прош, ни буд-го, только наст-ее. Прошлое уходит из сферы псих-го и сохр0ся на уровне условно-рефл-го физиол. процесса. Ж-ое след-но не м. предав-ся воспоминаниям, тем более осмыслить свое прошлое.

Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Человек отличается от природы наличием развитой психики. Есть она и у высших животных. Психич идеально и нематериально. Психическое есть символическое бытие в структурах головного мозга доступных человеку фрагментов внешнего мира. Природа психики символична, пример картины Рафаэля - одно и тоже может быть символами разных явлений. Аналогично при одинаковых нейрофизических  процессов разные люди увидят разное, что говорит о неоднозначности соотношения мозга и психики. Психика есть нечто чисто человеческое, а отсюда чисто человеческое имеет специфическое символическое содержание. Непосредственно для человека психика выступает как явления ощущений, восприятий, представлений. В ходе взаимодействия в мозгу формируются динамические структуры, отражающие материальную среду. Они обеспечивают отражение действ и являются регулятором процесса взаимодействия человека со средой.  Про системы Павлова. Формирование мозга. Мышление есть активный процесс отражения внешнего мира, связанный с решением задач, с обобщением и способами опосредованного восприятия действительности. Материальная основа мышления - высшая нервная деятельность. Мышление в некотором смысле отождествляется в философии с психикой. Мышление есть процесс оперирования образами чувственно-сенсит и понятийными. Свойственна абстракция, обобщение, анализ и синтез, выдвижение гипотез и идей. Результатом всегда является мысль. Позволяет, отправляясь от анализа чувств фактов, познавать то, что недоступно непосредственному восприятию. Мышление есть способность к акту умозаключения, логического вывода, доказательству. Сейчас оно изучается и стоит проблема его моделирования. Мышления  не существует в отрыве от других психических процессов. Может быть познающим или эмоциональным. Мышление возникает в связи с  общественным развитием, возникает в процессе деятельности. Оно имеет общее происхождение по особенностям возникновения, по способу функционирования и по результатам. Мышление существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью человека. Поэтому мышление осуществляется в тесной связи с языком и результаты его фиксируются в языке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.