Рефераты. Шпора по философии, кандидатский минимум

35. Эмпирическое познание и его методы.

Эмпирическое познание предполагает формирование на основе данных наблюдения особого типа знания - научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. Оно базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность - в этом заключается особая роль эмпирии в науке. Эмпирический уровень познания имеет сложную организацию. Можно выделить два подуровня: во-первых, наблюдений, во-вторых, эмпирических фактов. Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие познавательные операции: во-первых, рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого инвариантного содержания. Во-вторых, для установления факта необходимо истолкование выявленного в наблюдениях инвариантного содержания (широко используются ранее полученные теоретические знания) Методы эмпирического познания: наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах изучаемых объектов; описание - закрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определённых знаковых средств. Описание подразделяется на два основных вида качественное и количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка математики (фиксация данных измерения); В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

10. Конкретно-ситуативный характер биологической психики, ее целесообразные функции.

Психика-специфич форма отражения, кот нач-ся с чувств-ти – непосредств-х пепереживаний, связанных с присоб-ем к среде.

Основой мех-ма чувтс-ти явл. нервные имп-сы – биоэлектр сигналы, кот не изменяют физиолог. процессы, а явл средством связи с биол-ки значимыми параметрами.

В ответ на изменение внеш среды ж-ое не перестраивает свои физиол. фкц, а изм-ет свое поведение и место пребывания. Так шорох сам по себе нейтрален, но он заст-ет ж-ое применить  меры предосторожности. Он ориентирует поведение ж-го, инфор-ет его щ сущ-нии биол-ки знач-го объекта.

Жив-ая психика отражая пространств-врем парам-ры отражает и биол-ки нейтраль. св-ва, но этот момент не носит самост-го хар-ра, а подчинен целям адаптации и самосохр-я.

Для ж-го предмет псих-го отраж-я сводится только к тому субъек-му переживанию, кот он выз-ет у орг-ма вданной ситуации. Психика ж-го воспр-ит предмет, как абс-но тождест-ый с самим отражающим субъектом.

Психика ж-го обесп-ет ему сущ-ие сообразно принципам индив-ой жизнедеят-ти и носит конкретно-ситуативный хар-р. Это озн-ет, что она привязана к конкр. ситуации и помимо нее не имеет какого-либо сод-ия.Ж-ое как бы живет в наст., для ж-го нет ни прош, ни буд-го, только наст-ее. Прошлое уходит из сферы псих-го и сохр0ся на уровне условно-рефл-го физиол. процесса. Ж-ое след-но не м. предав-ся воспоминаниям, тем более осмыслить свое прошлое.


11.Философский идеализм. Идеализм – развитие мира определяется духовным началом.

Гераклий (в 6 в. до н.э.) считал, что космос разумен и чел-к в процессе дыхания становиться причастным к нему. Мысль о причастности разумного нач

ала к тайнам мироздания – развернутое выражение впервые получило у Платона. Его учение основывалось на противопоставлении двух миров6 мира «видимого» и мира умопостигаемого (мира идей).

  Объективный идеализм – фил-ия Платона, в кот. идея выступает как основа мироздания и объекта познания. Ее достижения были закреплены в неоплатонизме, сделавшем основной категорией Единое (Одно). Родоначальник неоплатонизма Плотин рассматривает Единое как неизъяснимую и неизменную, невыразимую с помощью обычного языка первосущность.  Оно совершенно и вечно, присутствует во всем и вместе с тем отлично от каждой отдельно входящей в какое-либо множество вещи. "Всякое множество вторично в сравнении с единым", - говорит в своем трактате "Первоосновы теологии" другой классик неоплатонизма - Прокл. Доказательства его просты и убедительны: если множество не содержит единства (не причастно ему), то оно не является и множеством, так как распадается на отдельные части, и каждая часть, не причастная какому-либо единству, повторяет судьбу "несостоявшегося" множества. Через промежуточные образования множества вещей, причастные единому, восходят к высшему единству - Абсолюту. Это единое, именуемое у Плотина и его последова­ли Божеством, будучи переполненным собственным совершенством, порождает  все   многообразие   мира   в   результате   эманации   (от   лат. - истечение), осуществляющейся в три этапа. Каждая последующая ступень эманации в творческом отношении слабее предыдущей. Эманация завершается переходом в материю, которая по отношению к Божеству (Единому, Благу) есть абсолютная лишенность, абсолютная бедность. Лишенная добра, материя выступает как «первичное здо» Поэтому высшая цель души - возвращение к Единому. Философские учения, развивающиеся в русле платонизма, представляют, как правило, сложные и всеохватывающие теоретические построения, которые по внешнему виду могут заметно отличаться друг от друга. Так, в Новое время Лейбниц создал монадологию - учение о первичных простейших духовных образованиях, или монадах, заключающих в себе всю полноту бытия и наделенных внутренней энергией. Монады представляют собой автономные "одушевленные атомы". Они образуют мир как согласованное целое на основании гармонии, предустановленной центральной монадой - Богом, из которого эманируют все остальные монады. Аристотель выдвигает  аргумент: если идеи как сущности вещей отделены от самих вещей, то они не могут быть причиной их бытия, возникновения и измнения. Нельзя сказать, что критика Аристотеля является исчерпывающей: в платонизме, как и во всякой идеалистической системе, многие суждения «не поддаются» ни на достаточную аргументацию, ни на опровержение. Поэтому для философствования открываются самые широкие возможности, даже если оно становится на путь фантазий и домыслов. Несмотря на очевидные узкие места, платонизм оказал огромное воз действие на христианство, а через него - на многие философские концепции, особенно в Европе. Это исторически наиболее ранняя форма идеализ­ма, выросшая из попыток понять природу мыслительной деятельности, духовной жизни. Но уже античная мысль доросла до понимания того, что отношение человеческих представлений к окружающему миру - в значительной степени проблема самостоятельная, не укладывающаяся в платоновскую связку "вещь - идея вещи". Факт несовпадения наших представлений о вещах с самими вещами был впоследствии использован идеализмом для усиления своей позиции и стал той почвой, на которой выросла другая его разновидность - субъективный идеализм. Крупнейшим представителем его является английский философ Д.Беркли, выдвинувший в начале 18 в. знаменитый тезис «существовать – значит быть воспринимаемым». Субъективный идеализм – с его точки зрения объективный мир, независимый от человека, не существует, он есть не что иное, как порождение субъективных познавательных способностей человека, его ощущений (Беркли). Субъективные идеалисты считают, что выйти за пределы сознания невозможно. Беркли считал, что окружающий человека мир представлен ему в качестве содержания психических форм, за пределы кот-х он выйти не может (в последствии эту мысль развил И.Кант). Однако он впадает в крайности, снимая по сути дела вопрос об источнике наших ощущений и восприятий, а в более широком контексте – об источнике знаний вообще. Очевидно, что отрицание объективного мира, лежащего за пределами форм созерцания, ведет к игнорированию его законов, абсолютизации мира субъективного со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому система философии Беркли имеет не столь много сторонников, как  объективный идеализм.

32. Понятие науки. Типы научной рациональности в истории науки.

Наука – это учение о сущем. Наука сама по себе есть система объективных истин, она необходима как ср-во достиженияцели (дух,матер. порядка). Венцом науч познания выст-т теория.. Наука есть вид дух деят-ти, напр-ый на выработку, проверку и систематизацию знаний. На их основе созд-ся ср-ва, расшир-щие дух и прак-ие возм-ти чел. Создаваемый ч-ком искус-й мир – это продолжение и усиление его ест-ых способностей. Сейчас насчит-ся 3 тыс наук, увелич-ся число компл-ых наук(биохимия) поэтому клас-ция наук задача слож и трудоемкая. По объекту отражения науки клас-ся на: 1. Естеств-е – науки о природе. Отличается четким и устойчивым предметным содержанием. 2. Гуманитар. – об обществе и чел-ке, изучают события, познание котсводится к описанию единичных, специф-х явлений. 3. Технические – обеспечивают практич-ю реализацию знаний. Гл. объект – технич. устр-во, машина. Матем. науки в качестве аппарата исследований проникают во все три группы.

Науч. познание предст. собой единство логич. формы мысли и опыта, чувтст-конкретного содержания. От того что из них преобладает в реальном познавательном процессе, выдел-ся два уровня – эмпирич. и теоретич-е.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность – характерные признаки эмпирического познания.  Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» - таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и т.д. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства как абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ» и т.п.), синтез – объединение полученных в результате анализа элементов в систему и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.