Рефераты. Шпора по философии, кандидатский минимум

Тип научной рациональности — это состо­яние научной деятельности, представленной как отношение «субъект — средства исследования — объект» и направлен­ной на получение объективной истины. На разных этапах ис­торического развития науки, наступающих после научных революций, доминировал свой тип научной рационально­сти. Описанным выше научным революциям соответству­ют, как считает В. С. Степин, классический, неклассичес­кий, постнеклассический типы научной рациональности.

Классический тип рациональности в научной деятельно­сти, понятой как отношение «субъект— средства — объект», выделяет объект в качестве главного компонен­та указанного отношения. При этом усилия ученого тра­тятся на то, чтобы как можно полнее исключить из тео­ретического объяснения и описания объекта все, что относится к субъекту, средствам и методам познания. В этом усматривается необходимое условие получения объективного и истинного знания об объекте.

Неклассический тип научной рациональности, в отличие от классического, характеризуется осознанием влияния по­знавательных средств на объект. Это влияние учитывает­ся и вводится в теоретические объяснения и описания. То есть в отношении «субъект — средства — объект» вни­мание исследователя акцентируется на объекте и одновре­менно на средствах. А так как средства познания исполь­зует субъект, то начинает приниматься во внимание его активность.

Постнеклассический тип рациональности — это выход на уровень осознания того факта, что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодей­ствия со средствами (а значит, соотносятся и с субъектом, использующим эти средства), но и с ценностно-целевы­ми структурами деятельности субъекта. Другими словами, признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследователь­ских средств и процедур, но и в силу своих ценностно-целе­вых установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. В постклассике соци­альная жизнь, ее ценности и цели признаны компонента­ми (явными или неявными) научного знания об объекте, что с неизбежностью перестраивает весь категориальны > > аппарат философии науки и гносеологии.

Смена типов рациональности есть процесс углублена рефлексивной работы мышления, сопровождающей познавательную деятельность.


33. Заблуждение в научном познание и пути их преодоления.

Заблуждение это содержание сознания, не соответ­ствующее реальности, но принимаемое за истинное. История познавательной деятельности человечества показывает, что и за­блуждения отражают — правда, односторонне — объективную действительность, имеют реальный источник, «земное» основание. Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего — пусть и очень опосредованно или даже пре­дельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдаленно — они взяты из жизни и преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вы­мысле содержатся нити реальности, сотканные силой воображение в причудливые узоры. В целом же такие образцы не есть нечто истинное. Бытует мнение, будто заблуждения — досадные случайности, Однако они неотступно сопровождают историю познания как плата^ человечества за дерзновенные попытки узнать больше, чем позво­ляют уровень наличной практики и возможности теоретической мысли Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исто­рической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относи­тельной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Тут уместно напомнить слова И.В. Гете: «Кто ищет, вынужден блуждать». В научном познании заблуждения вы­ступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было, например, с геоцентричес­кой теорией Птолемея или с ньютоновской трактовкой простран­ства и времени.

Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологичес­кие, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологичес­кие, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. Ложь это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Мудрость гласит, что все ложное болеет бессмысленностью.

Научное познание по самой своей сути невозможно без столк­новения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий, так же как невозможно и без за­блуждений, ошибок. Проблема ошибок занимает далеко не послед­нее место в науке. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Как утверждал Г. Галилей, избегать ошибок при наблюде­нии просто невозможно.

Однако нет оснований для пессимистического воззрения на по­знание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. До тех пор пока человек стремится все вперед и вперед, говорил И.В. Гете, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодо­леваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.

 

12. Материализм и его исторически формы. (от лат. – вещественный) – направление в фил-ии, сведение сущего к материи. Все существующее – материально, хотя и не обязательно вещественно. Материализм – одна из форм натуралистического мировоззрения и отрицает существование каких-либо внеприродных начал (Бога, абсолютного духа).

  Позиция материализма – первичность материи – объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, духа, развивающейся по своим законам. В материализме нет учения о бытие.

  В истории материализма были попытки создания глобальных умозрительных конструкций, так атомисты Левкипи и Демокрит считали, что в основе мира лежат невидимые частицы – атомы, отличающиеся др. от др. формами, положением, порядком. Демокрит утверждал, что душа состоит тоже из атомов.

  Логически доказать сущест-ие объективного источника наших восприятий невозможно, но без этого утверждения о материи теряют смысл, поэтому материализм берет на вооружение опыт и здравый смысл («наивный реализм»). Философ-е учения Беркли, Канта показывают, что опыт не доказывает того, что мир существует независимо от нашего сознания. Поэтому в поисках предельных оснований бытия материализм был вынужден смыкаться с науками. Возникают механистический материализм - абсолютизирует з-ны механики, экономический мат-м – з-ны экономики, вульгарный мат-м – сводит мышление к нейромозговым процессам. Материализм не мог ответить на многие вопросы и единственным выходом было отказаться от теории бытия и сосредоточить рефлексивные усилия на процессе познания, устраняя абсолютную идею, Бога, такой материализм назывался диалектическим – его суть – вне человеческого сознания и независимо от него существует объективная реальность – материя.

  Современный этап материалистической философии связан с именем К.Маркса.



 

13. Категория общественного бытия.

 Была выработана и введена Марксом в 50-х гг. 19 в. Совокупность общественных связей и общественных отношений образует общественное бытие – мир человека, в котором даже предметы природы существуют в общественно-преобразованных формах. Маркс: «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которой эти индивиды находятся друг к другу». Общество – ансамбль, совокупность общественных отношений. Между человеком и вещью существует общественное бытие, никакого другого бытия у человека нет. Общественное бытие предстает как совокупная общественная практика, как единство языкового общения и преобразовательной деятельности. Труд пчел, муравьев представляет систему бессознательных операций, в нем нет ничего человеческого, общественного, не применимо понятие производство, однако непосредственные связи сохраняются, обеспечивая совместное существование. Но общественное и совместное не одно и тоже. Стадные животные не являются общественными, разделение функций объясняется биологическими причинами, а не объективными условиями, которые складываются в развитие самой деятельности данного животного сообщества. Преобразовательная деятельность невозможна вне языкового общения, язык вне ее тем более невозможен, если люди перестанут производить необходимые средства к жизни, то скоро некому будет вступать в общение.

  Общественное бытие: экономический фактор, общественные отношения, правовые, моральные, религиозные и т.д.

дополнения. Общественное сознание – это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраденные в созданных обществом естественном и исскуственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру закономерности, а также по степени своей зависимости от общественного бытия.

Вопрос о сущности общественного бытия не так прост, как может показаться. 1-ая сложность закл-ся в том, что применительно к отношению общ. бытия и общ. сознания нельзя просто говорить о «первичности и вторичности» в общефилософском плане, т.к. этого недостаточно. Общ. сознание возникло спустя какое-то время после возникновения общ. бытия, а одновременно и в единсте с ним. И если мирозданию в целом «безразлично» существование человеческого разума, то общество не могло быбез него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и даже часа. В силу того что общество есть субъективно-объективная реальность, общ. бытие и общ. сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознание общ. бытие статично и даже мертво. И сам процесс материального производства (основа общ. бытия), который в одном из моментов существует независимо от сознания, детерминируя последнее, обладает лишь относительной свободой от власти сознания. Сущность сознания в том и состоит, что оно может осмыслить общ. бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Человека всегда подвергает в смущение несоответствие между стремительным полетом духа в будующее и относительной медлительностью развития общ. бытия, прежде всего его основы – экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.