|
||
33. Заблуждение в научном познание и пути их преодоления. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. История познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения отражают — правда, односторонне — объективную действительность, имеют реальный источник, «земное» основание. Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего — пусть и очень опосредованно или даже предельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдаленно — они взяты из жизни и преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вымысле содержатся нити реальности, сотканные силой воображение в причудливые узоры. В целом же такие образцы не есть нечто истинное. Бытует мнение, будто заблуждения — досадные случайности, Однако они неотступно сопровождают историю познания как плата^ человечества за дерзновенные попытки узнать больше, чем позволяют уровень наличной практики и возможности теоретической мысли Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Тут уместно напомнить слова И.В. Гете: «Кто ищет, вынужден блуждать». В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было, например, с геоцентрической теорией Птолемея или с ньютоновской трактовкой пространства и времени. Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Мудрость гласит, что все ложное болеет бессмысленностью. Научное познание по самой своей сути невозможно без столкновения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий, так же как невозможно и без заблуждений, ошибок. Проблема ошибок занимает далеко не последнее место в науке. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Как утверждал Г. Галилей, избегать ошибок при наблюдении просто невозможно. Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. До тех пор пока человек стремится все вперед и вперед, говорил И.В. Гете, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. |
|
|
12. Материализм и его исторически формы. (от лат. – вещественный) – направление в фил-ии, сведение сущего к материи. Все существующее – материально, хотя и не обязательно вещественно. Материализм – одна из форм натуралистического мировоззрения и отрицает существование каких-либо внеприродных начал (Бога, абсолютного духа). Позиция материализма – первичность материи – объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, духа, развивающейся по своим законам. В материализме нет учения о бытие. В истории материализма были попытки создания глобальных умозрительных конструкций, так атомисты Левкипи и Демокрит считали, что в основе мира лежат невидимые частицы – атомы, отличающиеся др. от др. формами, положением, порядком. Демокрит утверждал, что душа состоит тоже из атомов. Логически доказать сущест-ие объективного источника наших восприятий невозможно, но без этого утверждения о материи теряют смысл, поэтому материализм берет на вооружение опыт и здравый смысл («наивный реализм»). Философ-е учения Беркли, Канта показывают, что опыт не доказывает того, что мир существует независимо от нашего сознания. Поэтому в поисках предельных оснований бытия материализм был вынужден смыкаться с науками. Возникают механистический материализм - абсолютизирует з-ны механики, экономический мат-м – з-ны экономики, вульгарный мат-м – сводит мышление к нейромозговым процессам. Материализм не мог ответить на многие вопросы и единственным выходом было отказаться от теории бытия и сосредоточить рефлексивные усилия на процессе познания, устраняя абсолютную идею, Бога, такой материализм назывался диалектическим – его суть – вне человеческого сознания и независимо от него существует объективная реальность – материя. Современный этап материалистической философии связан с именем К.Маркса. |
|
|
13. Категория общественного бытия. Была выработана и введена Марксом в 50-х гг. 19 в. Совокупность общественных связей и общественных отношений образует общественное бытие – мир человека, в котором даже предметы природы существуют в общественно-преобразованных формах. Маркс: «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которой эти индивиды находятся друг к другу». Общество – ансамбль, совокупность общественных отношений. Между человеком и вещью существует общественное бытие, никакого другого бытия у человека нет. Общественное бытие предстает как совокупная общественная практика, как единство языкового общения и преобразовательной деятельности. Труд пчел, муравьев представляет систему бессознательных операций, в нем нет ничего человеческого, общественного, не применимо понятие производство, однако непосредственные связи сохраняются, обеспечивая совместное существование. Но общественное и совместное не одно и тоже. Стадные животные не являются общественными, разделение функций объясняется биологическими причинами, а не объективными условиями, которые складываются в развитие самой деятельности данного животного сообщества. Преобразовательная деятельность невозможна вне языкового общения, язык вне ее тем более невозможен, если люди перестанут производить необходимые средства к жизни, то скоро некому будет вступать в общение. Общественное бытие: экономический фактор, общественные отношения, правовые, моральные, религиозные и т.д. дополнения. Общественное сознание – это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраденные в созданных обществом естественном и исскуственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру закономерности, а также по степени своей зависимости от общественного бытия. Вопрос о сущности общественного бытия не так прост, как может показаться. 1-ая сложность закл-ся в том, что применительно к отношению общ. бытия и общ. сознания нельзя просто говорить о «первичности и вторичности» в общефилософском плане, т.к. этого недостаточно. Общ. сознание возникло спустя какое-то время после возникновения общ. бытия, а одновременно и в единсте с ним. И если мирозданию в целом «безразлично» существование человеческого разума, то общество не могло быбез него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и даже часа. В силу того что общество есть субъективно-объективная реальность, общ. бытие и общ. сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознание общ. бытие статично и даже мертво. И сам процесс материального производства (основа общ. бытия), который в одном из моментов существует независимо от сознания, детерминируя последнее, обладает лишь относительной свободой от власти сознания. Сущность сознания в том и состоит, что оно может осмыслить общ. бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Человека всегда подвергает в смущение несоответствие между стремительным полетом духа в будующее и относительной медлительностью развития общ. бытия, прежде всего его основы – экономики. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.