|
|
|
7. Философские позиции в объяснение возникновения жизни. Жизнь — одна из форм бытия и одна из высших форм движения. Однако до сих пор отсутствует определение жизни, которое удовлетворяло бы научным требованиям. Современная наука во взгляде на жизнь исходит из представлений о качественном отличии живого от неживого, о наличии общих свойств у растительного и животного мира, включая человека. Естественнонаучное познание жизни осуществляется по многим направлениям. Практически в него вовлечены все науки. И все же основная тяжесть выпадает на биологию — науку о жизни. Познание жизни — первоочередная в числе задач, к решению которых человек приступил с момента своего осознанного существования. Проблема происхождения жизни на Земле и возможности ее существования в других областях Вселенной издавна привлекала внимание как ученых и философов, так и простых людей. За последние годы интерес к этой "вечной проблеме" значительно возрос. Множество гипотез и даже теорий о возникновении жизни, объясняющих различные стороны этого явления, неспособны пока что преодолеть существенное обстоятельство — экспериментально подтвердить факт появления жизни Мифологическое сознание ограничивало познание: человек даже не осознавал факта своего рождения и происхождения. Наивные представления о мире как данности, явленной в целостной и гармоничной жизни, затемняли проблему ее возникновения. Все, мол, просто и естественно: возникновение, рождение жизни — факт сам собой разумеющийся и не требующий объяснений. Лишь по мере становления культуры, совершенствования средств познания, кристаллизации самосознания формируются два основополагающих взгляда на происхождение и развитие жизни. Это - креационизм и эволюционизм. Креационизм —концепция, объясняющая происхождение многообразия форм органического мира как акт божественного творения. Основу эволюционного подхода к проблеме возникновения жизни составляет идея развития, которая как методологический принцип познания живой природы начала оформляться в период XVII— XVIII веков. Большой вклад в развитие эволюционных представлений внесли Эр. Дарвин, К. Ф. Кильмейер и Ж. Б. Ламарк Ч. Дарвином, который вскрыл и объяснил источники и движущие силы этой эволюции. В основу теории эволюции им были положены следующие материальные факторы: наследственность, изменчивость и естественный отбор. Его учение о естественном отборе стало ключевым в решении многих проблем эволюции органического мира. Теория самопроизвольного зарождения –Приготовление живого человека или его подобия, «гомункулуса», в колбе, при помощи смешения и перегонки различных химических веществ, считалось в средние века хотя и весьма трудным и беззаконным, но, без сомнения, выполнимым делом. Чем дальше развивалось естествознание, чем большее значение в деле познания природы приобретали точное наблюдение и опыт, а не одни только рассуждения и мудрствования, тем более сужалась область применения теории самопроизвольного зарождения. Таким образом, относительно живых существ, видимых простым глазом, предположение о самозарождении оказалось несостоятельным. 4. Теория панспермии Тело всякого организма - растения, улитки, червя, рыбы, птицы, зверя, человека, - состоит из мельчайших пузырьков, видимых только в микроскоп. Оно составлено из этих пузырьков-клеток, как дом сложен из кирпичей. Разные органы различных животных и растений содержат клетки, отличающиеся друг от друга по своему виду. Приспосабливаясь к той работе, которая возложена на данный орган, клетки, его составляющие, так или иначе, изменяются, но в принципе все клетки всех организмов сходны между собой. Микроорганизмы отличаются только тем, что все их тело состоит всего-навсего из одной-единственной клетки. Это принципиальное сходство всех организмов подтверждает общепринятую теперь в науке мысль, что все живущее на Земле связано, так сказать, кровным родством. Более сложные организмы произошли из более простых, постепенно изменяясь и совершенствуясь. Таким образом, стоит только разъяснить себе образование какого-нибудь простейшего организма - и происхождение всех животных и растений становится понятным. Звездный нуклкосинтез. В процессе гравитационного коллапса звезд гравитационная энергия превращается в тепло и энергию световых квантов, инициируя реакцию слияния протонов в a-частицы. Дальнейшее сжатие и сопровождающий его разогрев звезды создают условия для синтеза из a-частиц ядер углерода. В этих процессах высвобождается громадное количество энергии – намного больше чем при изменении гравитационной энергии. Это происходит за счет превращения вещества в энергию в реакциях нуклеосинтеза. |
30 Понятие философского дуализма и его социальные корни. Дуализм. Ду- два. Дуализм(от лат. dualis) - философское учение, исходящее из признания
равноправными, не сводимыми друг другу двух начал - духа и материи. Исходным
мотивом дуализма часто является попытка примирения материализма и идеализма
Каждая дихотомная граница делит понятие на два противоположных. Добро - зло,
друг - враг, отечественный - иностранный, online - offline, инь - янь -
примеры взаимоисключающих категорий. Каждая дихотомная граница порождает
дуализм. Дуализм - это понятие, которое уходит корнями в религию и философию.
В теологии суть дуализма - в том, что есть две вечно противоборствующие силы
- добро и зло. В философии дуализм - это существование двух фундаментальных
принципов или субстанций - духа и сознания. Философ ХVII века Рене Декарт
обозначил границу между наукой и религией, разграничив материю и сознание.
Вследствие этого возникла пропасть между наукой и религией, через которую
только сейчас начинают наводиться мосты. Границы создают дуализм,
подчеркивая, что черное и белое - два противоположных конца серой ленты. Но
часто эти концы оказываются двумя сторонами одной монеты. Чаще всего при
глубоком рассмотрении дуализма обнаруживается фундаментальный принцип,
объединяющий противоположности. Чтобы преодолеть дуализм, надо просто
отыскать этот принцип. Имеет в основе два начала материальное и духовное, философское учение исходящее из признания двух независимых и равноправных начал. Представителем дуализма явл-ся Декарт. Исходным мотивом дуализма часто явл попытка примерения материализма и идеализма. Дуализм противостоит монизму, т.е. признанию множественности. Для дуализма хар-но утвер-е о противопол-ти исходных начал, об их взаимной непрекращающейся борьбе, направленной на уничтожение одного начала другим. признав независимость и несводимость исходных принципов др к др., дуализм вынужден решать задачу обнаружения и выяснения механизмов их взаимодействия и взаимосвязи, взаимного перехода. Это трудно, потому что одно из начал так или иначе наделяется положительными характеристиками, другое – отрицательными. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.