Рефераты. Шпора по философии, кандидатский минимум

Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.  Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - "Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.   

40. Научная деятельность как творчество. Пути и способы решения научной проблемы.


45. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте личности.

Жизнь и смерть – вечные темы духовной культуры человечества. Каждый человек рано или поздно задумывается о смысле жизни, смерти, о бессмертии. Считалось, что жизнь – это миг данный человеку чтобы подготовиться к смерти и бессмертию. К жизни (к понятию) относились по-разному, кто считал жизнь сном, кто страданием, кто безумием и т. д.  Кто воспринимает жизнь как драму – какая бы удачная и долгая не была жизнь конец её неизбежен. Эпикур говорил – когда мы существуем, смерти еще нет, а когда присутствует смерть, нас нет. Человек, в отличие от животного, размышляет о смерти, но животные чувствуют приближение смерти. Одноклеточные организмы бессмертны, когда организмы становятся многоклеточные в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный с геномом. Мудрость человека выражается в спокойном отношении к жизни и смерти, человек должен относиться к ним одинаково.

Жизнь, смерть и бессмертие рассматривается в биологическом измерении, второе измерение рассматривается с уяснением специфики человеческой жизни и её отличия от жизни всего живого, третье связано с идеей бессмертия (дело, дети, внуки, предметы его деятельности, идеи, образы и т. д.). Мумификация – тоже вид бессмертия. Есть также бессмертие – растворение умершего тела и духа во Вселенной. Христианство: «День смерти лучше дня рождения»  Бессмертие через восприятие Ислам: человек сотворён волей Аллаха Существует немало концепций жизни, смерти, бессмертия, основанных на без религиозном подходе к миру и человечеству – жизнь – всё, а смерть – трагедия, которая делает жизнь бессмертной. Для неверующего – невозможно полное сохранение, сохраняется вещество, энергия, значит частицы нашего «я» после смерти войдут в вечный круговорот бытия (закон сохранения). Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте вечности. Человек – единственное существо, которое осознаёт свою смертность и может делать её предметом размышления. Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадёжности и растерянности, даже панической. Преодолевая это чувство, человек, однако всю оставшуюся жизнь существует, отягощённый знанием о грядущей собственной смерти; более точно, это знание, хотя в большинстве жизненных ситуаций оно таится в скрытых глубинах сознания, становится тем не менее основопологающим в последующем духовном развитии человека. Жизнь каждого человека не бесконечна, а обрывается смертью, небытием… история мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть. Понимание смысла и ценности человеческой жизни опирается, следовательно, на учении о социальной сущности человека. Мысль о неизбежности биологической смерти человека, проходящие красной нитью через творчество Толстого, неразрывно связана у него с утверждением нравственного, духовного бессмертия человека. Смерть страшна для тех кто не видит как бессмысленна и погибельна его одинокая личная жизнь, и кто думает что он не умирает…

18. Формы логического мышления и роль языка в их образовании. Понятие языка науки.

Логика – это наука о бытии. Абстрактное мышление представляет собой результат языковой коммуникации. Первично язык и мышление представляли единое целое. Язык способствует образу отрываться от предмета, которое отражается в этом образе, и сохраняться в психике в виде значения этого слова. Слово может иметь не одно, а несколько значений.

 Функции языка – назывная и побудительная, или запретительная. С появлением языка появились человеческие отношения. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Формы мышления – это понятие, суждение, умозаключение, способ связи составных частей мысленного содержания, в результате этой операции мы теряем образное содержание, но появляется возможность заключения выводного знания. Понятие – мысль о предмете. Суждения – различны по содержанию, а общее по строению у них то, что они имеют одни и те же элементы и способ связи. С появлением логических форм человек стал отделять себя от предметов, они становятся предметом мысли. У человека две структуры:

А) бессознательная – это совокупность бессознательных импульсов, обеспечивающих самосохранение, а основным является либидо;

Б) сознательная – находится в антагонизме с бессознательным.

46. Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека. Мировоззрение и философия.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.   Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

 Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:

1.       Учитывая различия субъектов мировоззрения, можно говорить о мировоззрении индивидуально - личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).

2.        Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений человека к миру, результатом которых эти компоненты структуры и являются:

2.1. Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания).

2.2 Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки.  Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.

2.3.Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).

2.4.Эмоционально-волевая, которая возникает как синтез предшествующих компонент с волевым настроем, готовности действовать в соответствии с определенными ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения.

3.  Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:

3.1.Обыденное мировоззрение, α формируется во многом стихийно. Именно поэтому в обыденном мировоззрении могут присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, α не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.

3.2.Теоретическое мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фак­тором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое мировоззрение является системно-рационализа­тор­скими - оно формируется как результат сознательного критического отно­шения к миру.

Эти уровни различаются по тому, посредством каких методов способов они формируется, насколько полно представляют и формируют его интересы. Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно. Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.

М играет активную роль в ЖД человека: выражает смысл жизни, степень осознания им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.

Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие “мировоззрение” шире понятия “философия”. Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.