Рефераты. Шпора по философии, кандидатский минимум

43. Понятие живого и неживого. Жизнь как предмет комплексных исследований.

Различие м/у живым и неживым явл значимым для нашего восприятия внешнего мира, для ориентации в нем, а также для взаимодействия с ним.

Для первобытных и чел-к, и зверь, и дерево и камень считались живыми, имевшими душу. Живое – то чем чел-к может питаться, т.е. объекты охоты, рыбной ловли, собирательства и то, что нужно для изготовления одежды. Когда чел-к впервые сталкивается с неизвестным объектом перед ним встает вопрос – явл ли этот объект живым или неживым. Разграничение живого и неживого или определение жизни представляет проблему кот нельзя решить раз и навсегда, это зависит от уровня развития практики и познания. К этой проблеме люди возвращаются снова и снова. Сам факт наличия этой проблемы говорит о необходимости наряду со всеми др формами отношения к живому, также и такого отношения, как познавательное, то есть о необходимости изучать жизнь во всех ее многообраз-х проявлениях.

В наше время основную массу знаний о живом люди получают из биологии. Биология видит живое как бы извне и дает объективные знания о живом. Философию интересуют отношения м/у ч-ком и живым.

В разграничении живого и неживого ч-к сталкив-ся с вопросом о происхождении жизни. Возникновение живой жизни явилось закономерным рез-том предшествующей эволюции планеты. Первые признаки жизни появились примерно 4 млрд. лет назад, прмр.2 млрд. лет назад появились клетки способные к фотосинтезу, распростр. жизни по всей поверхности планеты – биосферы. Жизнь предстает как непрерывный во времени и пространстве поток, в кот. постоянно преобразуются вещ-во, энергия и информация.   Каждый организм хар-ся наличием процессов обмена веществ, управлением роста, развития и размножения.

8. Эволюционизм и его ограниченность. Эволюционная теория и генетика. Эволюционизм – учение о развитии живой природы, разработанное гл.обр. Ч.Дарвином; гл.факторами эволюции живых существ явл. изменчивость, наследственность и отбор(иск и ест). Эв. теория явл основой биологии. Эв. теория доказывает, что жизнь произошла естествен. путем, все живые формы произошли от более простых.

Возникновение земной жизни явилось закономерным рез-том предшеств-щей эволюции нашей планеты, не требовавшей вмешательства внеш. воли, и определить необх-ые и достаточ-ые условия, а также последовательные стадии диалектич. скачка от неживой природы к первонач-ым формам жизни.

Представление о жизни как определенной стадии в эволюции не только нашей планеты, но и космоса, Вселенной в целом формировалось в нач. 20в. рядом весьма своеобраз. мыслителей, которых принято относить к направлению русского космизма. Идеи русского космизма оказали влияние на В.И.Вернадского, в творчестве кот., пожалуй, с наиб. глубиной реализовалось представление о жизни как факторе планетарного и космич-го порядка и об ответственности человека наделенного разумом за сохранение жизни.

Эв. теория – совок-ть представлений. Эв теория практически не доказана.

Основу эволюционного подхода к проблеме возникновения жизни составляет идея развития, которая как методологический принцип познания живой природы начала оформляться в период XVII— XVIII веков. Однако первые попытки носили характер стихийных, гениальных догадок. Впервые концепция развития (в особенности органического) была сформулирована древнегреческими философами. В философии Аристотеля появляется диалектический результат живого развития жизни. Эти взгляды дальнейшее воплощение получили в принципе непрерывности  Г.В. Лейбница и его учении о всеобщей связи сущего. Лейбниц приходит к выводу о родстве всех живых существ и о их единстве с неорганической природой. Воззрения швейцарского философа и естествоиспытателя Ш. Бонне  испытали влияние Лейбница. По мнению Бонне, органический мир в целом можно сравнить с организмом, в котором все элементы связаны между собой настолько тесно, что невозмож­но допустить отсутствие какого-либо из них. Концепция Бонне в своей основе не со­держала идеи развития, так как основывалась на преформистских представлениях, согласно которым эволюция — это развертывание вечно существующих зародышей, исключающее новообразования. Французский материалист Ж. О. Ламеттри  высказал идею о возникновении живых форм из органических зародышей под влиянием внешней среды. Единство растительного и животного царства он усматривал в сходстве составляющих их элементов.

Важную роль в разработке идеи развития и становления эволю­ционного учения сыграли труды выдающегося французского естес­твоиспытателя XVIII'в. Ж. Л. Бюффона, автора зна­менитой многотомной «Естественной истории». Он вообще стал отрицать воз­можность какой бы то ни было классификации, полагая, что виды — не реально существующие в природе единицы, а искусственные, надуманные категории. Одним из первых философов, сделавших попытку применить современное ему естествознание для объяснения строения и раз­вития мира, был И. Кант. Призна­ние эволюции живого и растительного мира явилось для Канта логическим завершением его космогонической гипотезы. Во времена Канта господствовала идея неизменяемости и пос­тоянства видов. Возможность доказательства общности происхождения «велико­го множества» видов живых организмов, населяющих Землю, Кант видел в создании естественной истории как самостоятельной науки. Высказываясь в защиту исторического подхода, Кант горячо высту­пает против идеи множества локальных актов творения. В этот же период немецкий естествоиспытатель К. Ф. Вольф опубликовал свою диссертацию «Теория зарождения», в которой опроверг учение о преформации и научно обосновал теорию эпигенеза.

В 1809 г. Ламарк опубликовал «Философию зоологии», которая содержала его основные возражения против метафизической идеи вечности и неизменности видов. Впервые в истории науки в этом труде была последовательно изложена идея о постепенном развитии всех организмов из простейших форм жизни, сделана первая по­пытка объяснить это развитие действием естественных сил, влия­ющих на организацию растений и животных. Согласно Ламарку, развитие органического мира осуществляется путем естественной «градации», как постепенный переход от простейших форм биоло­гической организации к усложняющимся и совершенствующимся. Накопленный длительным развитием биологической науки фактический и теоретический материал требовал своего объяснения в рамках общей концепции, диалектически отражающей противо­речивые процессы развития в живой природе. Такое объяснение было дано Ч. Дарвином, который вскрыл и объяснил источники и движущие силы этой эволюции. В основу теории эволюции им были положены следующие материальные факторы: наследственность, изменчивость и естественный отбор. Его учение о естественном отборе стало ключевым в решении многих проблем эволюции органического мира. В 1859 г. был выпущен главный труд всей жизни Ч. Дарвина — «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Дарвин вскрыл движущие силы эволюции живой природы. Он попытался понять и объяснить действительную природу внутренних противоречий органического мира. Его теория не только объясняет характер этих противоречий, но и указывает пути, по которым они разрешаются в мире животных и растений. Значительное место во всех трудах Дарвина, и в частности, в «Происхождении видов», занимают доказательства самого факта органической эволюции. Сейчас общепризнанно, что в основе всего живого лежат сход­ные химические соединения группы белков, среди которых особое положение имеют нуклеопротеиды. Это — соединения белковых тел и нуклеиновых кислот. Нуклеопротеиды составляют основной ком­понент клеточного ядра растений и животных. Исследования в области молекулярной биологии показали, что нуклеиновые кисло­ты ответственны за многие важные процессы жизнедеятельности организмов. При этом особую роль играют макромолекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и рибонуклеиновой кислоты. Доказательством эволюции служит и сходство органов живот­ных, выражающееся в их положении, соотношении в общем плане строения и в развитии из сходного зачатка зародыша. Сходные органы называются гомологичными органами. Эволюционная тео­рия объясняет сходство органов общностью происхождения срав­ниваемых форм, тогда как сторонники креационистских концепций истолковывали это сходство как волю творца, создававшего группы животных по определенному плану. Подтверждением идеи эволюции является отражение истории развития организмов на их строении и на процессах зародышевого развития, а также географическое распространение организмов. Особое место в разработке и углублении эволюционных пред­ставлений занимает генетика. Представления о неизменности генов начинают преодолеваться в 20—30-е годы XX в. в связи с возни­кновением популяционной, эволюционной генетики. Выяснение структуры популяций позволило по-новому посмотреть на эволю­ционные процессы, разыгрывающиеся на популяционном уровне. Генетика дала возможность проследить основные этапы эволюци­онного процесса от появления нового признака в популяции до возникновения нового вида. Она принесла в исследование внутри­видового, микроэволюционного уровня точные экспериментальные методы.

31. Гносеологические и социальные границы научного познания.

Гносеология - изучение проблем природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследование предпосылок познания, условий его достоверности и истинности. Знание - проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений. Знание обладает различной степенью достоверности, отражая диалектику абсолютной и относительной истины. Отношение знания к действительности носит многоуровневую и сложно опосредованный характер и развивается как в истории человеческой культуры, так и в процессе индивидуального развития личности. Научное знание делится на эмпирическое и теоретическое. Житейские знания основываются на здравом смысле и обыденном сознании и являются основой поведения человека. Эта форма знания совершенствуется по мере развития научного знания. Научное знание характеризуется осмыслением факторов в системе понятий данной науки, включается в состав теории образующей высший уровень научных знаний. Научное знание - обобщение достоверных фактов, за случайным находит необходимое и закономерное, за единичным и частным - общее. На этой основе осуществляется прогнозирование. Научное знание необходимо для того, чтобы направлять и регулировать практику. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Научное знание характеризуется системностью и обоснованностью. Научное знание - продукт научной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.