|
||
43. Понятие живого и неживого. Жизнь как предмет комплексных исследований. Различие м/у живым и неживым явл значимым для нашего восприятия внешнего мира, для ориентации в нем, а также для взаимодействия с ним. Для первобытных и чел-к, и зверь, и дерево и камень считались живыми, имевшими душу. Живое – то чем чел-к может питаться, т.е. объекты охоты, рыбной ловли, собирательства и то, что нужно для изготовления одежды. Когда чел-к впервые сталкивается с неизвестным объектом перед ним встает вопрос – явл ли этот объект живым или неживым. Разграничение живого и неживого или определение жизни представляет проблему кот нельзя решить раз и навсегда, это зависит от уровня развития практики и познания. К этой проблеме люди возвращаются снова и снова. Сам факт наличия этой проблемы говорит о необходимости наряду со всеми др формами отношения к живому, также и такого отношения, как познавательное, то есть о необходимости изучать жизнь во всех ее многообраз-х проявлениях. В наше время основную массу знаний о живом люди получают из биологии. Биология видит живое как бы извне и дает объективные знания о живом. Философию интересуют отношения м/у ч-ком и живым. В разграничении живого и неживого ч-к сталкив-ся с вопросом о происхождении жизни. Возникновение живой жизни явилось закономерным рез-том предшествующей эволюции планеты. Первые признаки жизни появились примерно 4 млрд. лет назад, прмр.2 млрд. лет назад появились клетки способные к фотосинтезу, распростр. жизни по всей поверхности планеты – биосферы. Жизнь предстает как непрерывный во времени и пространстве поток, в кот. постоянно преобразуются вещ-во, энергия и информация. Каждый организм хар-ся наличием процессов обмена веществ, управлением роста, развития и размножения. |
||
8. Эволюционизм и его ограниченность. Эволюционная теория и генетика. Эволюционизм – учение о развитии живой природы, разработанное гл.обр. Ч.Дарвином; гл.факторами эволюции живых существ явл. изменчивость, наследственность и отбор(иск и ест). Эв. теория явл основой биологии. Эв. теория доказывает, что жизнь произошла естествен. путем, все живые формы произошли от более простых. Возникновение земной жизни явилось закономерным рез-том предшеств-щей эволюции нашей планеты, не требовавшей вмешательства внеш. воли, и определить необх-ые и достаточ-ые условия, а также последовательные стадии диалектич. скачка от неживой природы к первонач-ым формам жизни. Представление о жизни как определенной стадии в эволюции не только нашей планеты, но и космоса, Вселенной в целом формировалось в нач. 20в. рядом весьма своеобраз. мыслителей, которых принято относить к направлению русского космизма. Идеи русского космизма оказали влияние на В.И.Вернадского, в творчестве кот., пожалуй, с наиб. глубиной реализовалось представление о жизни как факторе планетарного и космич-го порядка и об ответственности человека наделенного разумом за сохранение жизни. Эв. теория – совок-ть представлений. Эв теория практически не доказана. Основу эволюционного подхода к проблеме возникновения жизни составляет идея развития, которая как методологический принцип познания живой природы начала оформляться в период XVII— XVIII веков. Однако первые попытки носили характер стихийных, гениальных догадок. Впервые концепция развития (в особенности органического) была сформулирована древнегреческими философами. В философии Аристотеля появляется диалектический результат живого развития жизни. Эти взгляды дальнейшее воплощение получили в принципе непрерывности Г.В. Лейбница и его учении о всеобщей связи сущего. Лейбниц приходит к выводу о родстве всех живых существ и о их единстве с неорганической природой. Воззрения швейцарского философа и естествоиспытателя Ш. Бонне испытали влияние Лейбница. По мнению Бонне, органический мир в целом можно сравнить с организмом, в котором все элементы связаны между собой настолько тесно, что невозможно допустить отсутствие какого-либо из них. Концепция Бонне в своей основе не содержала идеи развития, так как основывалась на преформистских представлениях, согласно которым эволюция — это развертывание вечно существующих зародышей, исключающее новообразования. Французский материалист Ж. О. Ламеттри высказал идею о возникновении живых форм из органических зародышей под влиянием внешней среды. Единство растительного и животного царства он усматривал в сходстве составляющих их элементов. Важную роль в разработке идеи развития и становления эволюционного учения сыграли труды выдающегося французского естествоиспытателя XVIII'в. Ж. Л. Бюффона, автора знаменитой многотомной «Естественной истории». Он вообще стал отрицать возможность какой бы то ни было классификации, полагая, что виды — не реально существующие в природе единицы, а искусственные, надуманные категории. Одним из первых философов, сделавших попытку применить современное ему естествознание для объяснения строения и развития мира, был И. Кант. Признание эволюции живого и растительного мира явилось для Канта логическим завершением его космогонической гипотезы. Во времена Канта господствовала идея неизменяемости и постоянства видов. Возможность доказательства общности происхождения «великого множества» видов живых организмов, населяющих Землю, Кант видел в создании естественной истории как самостоятельной науки. Высказываясь в защиту исторического подхода, Кант горячо выступает против идеи множества локальных актов творения. В этот же период немецкий естествоиспытатель К. Ф. Вольф опубликовал свою диссертацию «Теория зарождения», в которой опроверг учение о преформации и научно обосновал теорию эпигенеза. В 1809 г. Ламарк опубликовал «Философию зоологии», которая содержала его основные возражения против метафизической идеи вечности и неизменности видов. Впервые в истории науки в этом труде была последовательно изложена идея о постепенном развитии всех организмов из простейших форм жизни, сделана первая попытка объяснить это развитие действием естественных сил, влияющих на организацию растений и животных. Согласно Ламарку, развитие органического мира осуществляется путем естественной «градации», как постепенный переход от простейших форм биологической организации к усложняющимся и совершенствующимся. Накопленный длительным развитием биологической науки фактический и теоретический материал требовал своего объяснения в рамках общей концепции, диалектически отражающей противоречивые процессы развития в живой природе. Такое объяснение было дано Ч. Дарвином, который вскрыл и объяснил источники и движущие силы этой эволюции. В основу теории эволюции им были положены следующие материальные факторы: наследственность, изменчивость и естественный отбор. Его учение о естественном отборе стало ключевым в решении многих проблем эволюции органического мира. В 1859 г. был выпущен главный труд всей жизни Ч. Дарвина — «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Дарвин вскрыл движущие силы эволюции живой природы. Он попытался понять и объяснить действительную природу внутренних противоречий органического мира. Его теория не только объясняет характер этих противоречий, но и указывает пути, по которым они разрешаются в мире животных и растений. Значительное место во всех трудах Дарвина, и в частности, в «Происхождении видов», занимают доказательства самого факта органической эволюции. Сейчас общепризнанно, что в основе всего живого лежат сходные химические соединения группы белков, среди которых особое положение имеют нуклеопротеиды. Это — соединения белковых тел и нуклеиновых кислот. Нуклеопротеиды составляют основной компонент клеточного ядра растений и животных. Исследования в области молекулярной биологии показали, что нуклеиновые кислоты ответственны за многие важные процессы жизнедеятельности организмов. При этом особую роль играют макромолекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и рибонуклеиновой кислоты. Доказательством эволюции служит и сходство органов животных, выражающееся в их положении, соотношении в общем плане строения и в развитии из сходного зачатка зародыша. Сходные органы называются гомологичными органами. Эволюционная теория объясняет сходство органов общностью происхождения сравниваемых форм, тогда как сторонники креационистских концепций истолковывали это сходство как волю творца, создававшего группы животных по определенному плану. Подтверждением идеи эволюции является отражение истории развития организмов на их строении и на процессах зародышевого развития, а также географическое распространение организмов. Особое место в разработке и углублении эволюционных представлений занимает генетика. Представления о неизменности генов начинают преодолеваться в 20—30-е годы XX в. в связи с возникновением популяционной, эволюционной генетики. Выяснение структуры популяций позволило по-новому посмотреть на эволюционные процессы, разыгрывающиеся на популяционном уровне. Генетика дала возможность проследить основные этапы эволюционного процесса от появления нового признака в популяции до возникновения нового вида. Она принесла в исследование внутривидового, микроэволюционного уровня точные экспериментальные методы. |
31. Гносеологические и социальные границы научного познания. Гносеология - изучение проблем природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследование предпосылок познания, условий его достоверности и истинности. Знание - проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений. Знание обладает различной степенью достоверности, отражая диалектику абсолютной и относительной истины. Отношение знания к действительности носит многоуровневую и сложно опосредованный характер и развивается как в истории человеческой культуры, так и в процессе индивидуального развития личности. Научное знание делится на эмпирическое и теоретическое. Житейские знания основываются на здравом смысле и обыденном сознании и являются основой поведения человека. Эта форма знания совершенствуется по мере развития научного знания. Научное знание характеризуется осмыслением факторов в системе понятий данной науки, включается в состав теории образующей высший уровень научных знаний. Научное знание - обобщение достоверных фактов, за случайным находит необходимое и закономерное, за единичным и частным - общее. На этой основе осуществляется прогнозирование. Научное знание необходимо для того, чтобы направлять и регулировать практику. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Научное знание характеризуется системностью и обоснованностью. Научное знание - продукт научной деятельности. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.