Рефераты. Шпора по философии, кандидатский минимум

47. Основные концепции бессознательного.

Фрейд создал концепции бессознательного (конец XIX в до 1920 г. ), когда на основе своих экспериментальных данных, он сделал вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые он называет — сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции З. Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющиe иррациональный и вневременной характер.

В отличие от фрейдистской концепции культуры, концепция Г Юнга значительно глубже анализирует бессознательное, рассматривая его как определенную совокупность некоторых фундаментальных образов — символов, действительно важных для любой цивилизации (как, например, символ Дерева Жизни). Этот и подобные ему символы не могут быть описаны в сфере инстинктов и коррелируют с определенными нейродинамичными структурами мозга, что доказала экспериментальная психология.

Юнг считал, что особенностью его подхода к изучению коллективного бессознательного является сочетание строгой научности и метода свободных ассоциаций, позволяющих выходить на более высокий уровень научного обобщения. . Анализируя бессознательное, Г. Юнг считает неправомерным все психические импульсы Оно сводить к сексуaльнocти, трактовать либидо лишь как энергию влечений, а тем более выводить всю европейскую культуру из сублимаций индивида. В своей программной работе "Метаморфозы и символы либидо". Юнг называет либидо все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Он показывает, что либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, зачастую весьма далеких от сексуальности, более того, либидо может трансформироваться и возвращаться вспять в виду каких-то жизненных обстоятельств, что приводит к репродукции в сознании человека целого ряда архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей в еще до письменные эпохи. На этой основе создается знаменитая культурологическая концепция Г. Юнга, связанная с пониманием бессознательного как коллективного и безличного, в первую очередь, а уж затем субъективного и индивидуализированного. Коллективное бессознательное находится в основе архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах.

 

23. Виды духовной деятельности человека, изменение их роли в истории общества.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а реальности, присутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека.

По тому какие стороны общественного бытия находят в дух. деят-ти свое отражение выделяют виды дух. деят-ти связанные с соответствующими видами обществ отношений. (познавательные, социально-политич., нравственные, религиоз., эстетич. отношения) им соответствует научное, политико-правовое, моральное, религ., эстетич. сознание. Но эти виды духовной деят-ти отличаются друг от друга не только по объектам отражения, в них концентр-ся оценочные представления общества. Они или  входят в содержание дух. деят-ти (морал., религ., эстетич. сознание), или задают ей определенную направленность (наука, политико-правовое сознание).  1. Наука – вид дух. деят-ти, направленный на выработку, проверку, систематизацию знаний. На основе этих знаний создаются средства, кот. расширяют дух. и практич. возможности человека; науки- гуманитар., математич., естествен., технич. 2. Политич. сознание общества – совокупность представлений об устройстве гос. власти, об отношениях между классами, нациями, соц. группами. 3. Мораль явл. регулятором повеления человека в обществе, на страже морали стоят ценностные установки личности, чувство долга, справедливости, совесть, понимание добра и зла, а также общественное мнение. 4. Эстетич. сознание – этот вид дух. деят-ти охватывает выразительные формы действительности, область искусства, точнее – худ. творчество.5.Религиоз. сознание – выражается в чувстве зависимости от Бога

Все стороны дух. деят-ти взаимосвязаны.

Традиция философского анализа духовной жизни уходит в глубокую древность. Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа предпринял древнегреческий философ Платон. В его философии бесплотное неопределенное идеальное начало превращается в достаточно четко систематизированную и иерархизированную структуру, которая буквально «держит» мир, со­ставляет его основу. Именно идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир — лишь его несовершенным по­добием. Но как ни велик Платон и как ни уважали в античности философов, духовные ценности отнюдь не превалировали в сознании юдей той эпохи. А вот на следующем крупном отрезке европей­кой истории, в Средневековье, «линия Платона» получила продолжение в развитие  христианства. Сделавшись в силу ряда исторических причин монополистом духовной жизни Европы чуть ли не на тысячу лет, христианская религия весьма существенно изменила шкалу основных жизненных ценностей. Легкое пренебрежение Платона материальной стороной жизни сменилось ее однозначным принижением и соответственно возвеличиванием духа, ибо сам Бог есть в конечном счете духовное начало. Средневековая религиозная философия (патристика, схоластика), немало потрудившись над логической стороной духа, все же разрешение проблемы идеального особо не продвинула, поскольку ей с самого начала было ясно, что божественную суть духа надо принимать как данность, а не доискиваться до причин ее появления. Конец Средневековья и начало новой исторической ознаменовались, естественно, сменой философских предпочтений. На место авторитета божьего разума был водружен не менее категоричный авторитет разума человеческого. «Разум правит миром», — провозгласили революционеры духа XVIII. Реальные успехи человеческого разума оказали столько велики и очевидны (промышленность, наука, пол право), что каких-либо преград светоносному разуму просто не замечали. Несомненная заслуга четкой постановки и решения вопроса о происхождении человеческого разума и движущих пружинах его эволюции принадлежит К. Марксу. Его концепция материалистического понимания истории, смысловым стержнем которой была идея зависимости общественного сознания от общественного бытия, позволяла просто и логично объяснить как само появление человеческого разума, так и многие его последующие приключения. И как бы ни оценивалась ныне вся марксистская доктрина в целом с ее явно неудачными историческими прогнозами, более простого и ясного рационалистического решения проблемы происхождения и развития человеческого разума пока еще никто не предложил. Неудивительно поэтому, что рационалистическая философия (к которой относится и марксистская) не смогла долго удерживать господствующие позиции. В конце XIX в. возникает, новая линия философствования — не классическая философия, сознательно кульвирующая иррационализм и насмехающаяся над наивной верой человечества в рациональное устройство мира и возможность его адекватного познания. Истоки проблемы духовной жизни общества коренятся в двойственной материально-духовной природе самого человека. Духовная сторона бытия человека возникает на основе его прак­тической деятельности как особая форма отражения объектив­ного мира, как дополнительное средство ориентации в этом ми­ре, а также взаимодействия с ним. Генетическая (по происхож­дению) связь духа с практической деятельностью человека ни­когда не прерывается: так было во времена становления челове­чества, так происходит и сейчас, в период формирования (социализации) каждого отдельного человека. Ведь абстрактное мышление не является нашей природною способностью. Оно не наследуется биологически, а формируется в процессе приобще­ния индивида к специфически социальному образу жизни и дея­тельности

Выдел-ся два уровня – обыденное, или массовое сознание и теор. сознание. На первом уровне обществ-го бытия осущ-ся в в иде чувств, эмоций, представлений, кот. возникают бессозн-то, стихийно, в конкретных жизненных ситуациях. На втором этапе – в виде теор. положений и концепций, кот стремятся объяснить суть вещей.

Массовое сознание – явление более раннее.

Теор. сознание возникло, когда общ-во достигло необходимой ступени зрелости и интеллект-ый труд отделился от физич-го.

Слухи, мода – явления кратковременные и часто явл продуктом чувственно-непосредственного опыта; теорет мысли служат довольно длител время. Массовое и теор непрерывно взаимодействуют др с др. Взгляды, идеи, составляющие содержание теор познания выраб-ся учеными, теоретиками, а потом внедр-ся в массовое сознание (общество).

Массовое сознание, выражающее потребности и может оказывать воздействие на содержание теор-их разработок.


47. Основные концепции бессознательного.

Как вы думаете, сознательно ли мышление? Фрейд в своей работе «Я и Оно» (1923 г.) пишет: 1)    Сознание является поверхностью психического аппарата.

2)    Мыслительные процессы протекают где-то в глубине психического аппарата, то есть в бессознательном. Это вовсе не было открытием Фрейда.

Образ психики в виде айсберга, большая часть которого скрыта под водой: подобно айсбергу, большая часть психической деятельности скрыта в глубинах бессознательного. Эта идея принадлежит Густаву Фехнеру (немецкий учёный, основатель психофизики, 1801 – 1887), 19 век.

Надо сказать, что Фехнер не был первым, кто понял, что мыслительный процесс протекает, в основном, в бессознательном. Ещё в 11 веке арабский врач Альгазенна (965 – 1038), который изучал зрение, отметил: «Для того чтобы правильно воспринимать форму и объём предмета, в зрительном восприятии должна участвовать умственная деятельность, которая обычно не осознаётся человеком». Действительно, ведь мы не осознаём, каким образом в нашем мозгу строится зрительный образ предмета. Это происходит чисто автоматически. Таким образом, мы видим, что не Фрейд первым высказал идею о важности бессознательных процессов.

Фрейд сказал, что мы не хозяева в своей собственной душе: человек не в состоянии полностью контролировать собственную жизнь при помощи разума, напротив, человек – игрушка в руках бессознательных сил.

Сам Фрейд однажды высказал мнение, что за всю историю человечество испытало 3 удара по своему самолюбию: 1)    Первый удар нанёс Коперник в 16 веке: он переместил человечество из центра мира на его окраину; 2)    Второй удар нанёс Дарвин в середине 19 века: он заставил человека признать своё родство с животными; 3)    Третий удар нанёс Фрейд в начале 20-ого века: он показал, что человек не является хозяином в своей собственной душе.

Таким образом, представление гуманистов о том, что человек в принципе хорош, а обстоятельства плохи – чистая иллюзия.

За эту точку зрения Фрейда и любят, и ненавидят:

1)     любят за то, что это даёт возможность людям оправдать свои пороки;

2)     ненавидят, так как он отнял у человека возможность гордиться величием своего разума.

Фрейда часто обвиняют в отсутствии гуманизма.

А психоаналитики (Черкасов С.М.) говорят, что «Фрейд – великий гуманист, ибо благодушие в отношении природы человека вредно».

Проявления бессознательного.

Как вы думаете, где проявляется бессознательное?

1.     Сновидения.

В своей работе «Толкование сновидений» (1900 г.) Фрейд сказал: «Сновидение – это королевский путь в бессознательное». Кстати, эту работу обычно считают началом психоанализа, то есть психоанализ родился в самом начале нашего века. Мы все видим сны. Во время сна сознание отключается, таким образом сон – это чистый продукт нашего бессознательного.Какое оно бессознательное?

1)    алогичное, иррациональное  -----  в бессознательном нет логики;

2)    сумбурное, хаотичное  -----  нет причинно-следственных связей;

3)    часто страшное и сексуальное  -----  в бессознательном господствуют инстинкты.

Кроме того, Фрейд говорил, что в бессознательном нет времени; он утверждал, что всё, что человек видел хотя бы раз, хранится в его бессознательном. Таким образом, в бессознательном всё хаотически перемешано, всё существует без времени и без причинно-следственных связей. 2.     Оговорки, забывание впечатлений и намерений, другие ошибочные действия. Забывание намерений:

1)  Почему человек забывает вернуть книгу?

Да потому, что он вообще не хочет её возвращать.

2) Очень часто бывает так, что человек берёт в долг. Потом у него появляются деньги и он собирается вернуть долг. Но, почему-то происходит так, что он несколько раз подряд забывает дома кошелёк. Спрашивается почему? Да потому, что у него есть сильное бессознательное желание этого долга не возвращать.

3)  Фрейд приводит пример, как молодой человек написал письмо и 3 раза подряд забывал это письмо на письменном столе. Наконец, он его отправил, но вскоре получил назад, так как забыл написать адрес. После чего он был вынужден признать, что вообще не хотел отправлять это письмо.

3.     Остроумие (острота, шутка, анекдот, юмор).

В своей работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905 г.) Фрейд сказал, что:

Остроумие не ограничивается задачей вызвать смех. Часто содержание шуток определяется вытесненными агрессивными и сексуальными желаниями, такими как ревность, злоба, зависть, желание унизить или причинить боль.

Фрейд выделил 2 вида шуток:

1)    враждебные шутки, которые выражают агрессию;

2)    непристойные шутки, позволяющие удовлетворить сексуальный инстинкт.

Острота доставляет нам удовольствие. Причиной этого удовольствия является разрядка напряжений, которые возникли в результате неудовлетворённых желаний.

Фрейд говорит: «Кто смеётся над непристойной шуткой, тот смеётся как очевидец сексуальной агрессии. Ибо непристойная шутка – это как бы обнажение человека, на которого она направлена».

3 принципа психоанализа.

1.  Принцип детерминизма.

Мы только что обсудили, что оговорки, забывание впечатлений и намерений и другие ошибочные действия вовсе не случайны. Фрейд утверждает, что каждое из этих, на первый взгляд случайных действий, имеет свою причину. Другими словами, Фрейд стоит на позициях психического детерминизма, который считает, что: 1)    поведение человека мотивировано и целенаправлено, 2)    у всякого действия есть свой мотивационный толчок и своя цель. Почему человек забыл принести книгу? Да потому, что он не хочет её отдавать!

2.    Принцип развития. Эрик Берн говорил: «Ребёнок – это отец взрослого».

Или другими словами, каждый взрослый управляется из детства. От того, насколько успешно прошло развитие психики ребёнка в детстве, зависит, какой получится взрослый человек: больной или здоровый, добрый или злой, успешный или неуспешный.

3.    Энергетический принцип.

Психический процесс принимает такое направление, которое уменьшает напряжения, возникающие в психике. Что вызывает напряжения в психике? Это наши желания!

Человек хочет любви, внимания, хочет есть, пить или в туалет. Если какое-то время человек не может получить то, что он хочет, то у него возникает напряжение в психике, которое сопровождается чувством неудовольствия. Затем, если после некоторого ожидания человек получает то, чего он хотел, то у него происходит разрядка психического напряжения, и человек получает удовольствие.


 



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.