Рефераты. Управление персоналом в организации (на примере Орской таможни)

Каждая  должность,  предусмотренная  штатным расписанием - документом, утверждаемом  первым  руководителем и  содержащим сведения о численности работников  соответствующих  категорий (штатных единицах) по каждой должности, наименованиях  должнос­тей, должностных окладах и надбавках к ним, должна быть снабже­на должностной инструкцией.

Любая должность обладает определенной властью. Это означа­ет, что должностное лицо способно влиять на окружающих с целью подчинить их  своей  воле. Власть  должности  есть  формальная власть. Она обусловлена официальным местом лица,  ее занимающе­го, в структуре управления организацией и измеряется либо  чис­лом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны  подчинить­ся его распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, кото­рыми данное лицо может без согласования с другими  распоряжать­ся.

Многие современные специалисты в той или иной степени  за­нимаются разработкой модели специалиста. Наличие такой  модели в организации может либо помочь работнику продвинуться  вперед в его деловой карьере, если он по всем показателям соответству­ет этой модели, либо блокировать развитие карьеры, если сотруд­ник с точки зрения организации неперспективен.

Модель специалиста (схема1.1) - это  динамическая  система свойств и качеств,  необходимых  квалифицированному  работнику для оптимального выполнения профессиональных функций  в  рыночных условиях хозяйствования.

В период относительно медленного развития общества, науки, техники, когда под любую подготавливаемую в учебном  заведении специальность создавалось соответствующее рабочее место практи­чески без учета потребности в нем, идеал специалиста складывал­ся эмпирически, с ориентацией на уже действующих работников. В условиях же быстрых перемен такой подход непригоден.  Органи­зация не хочет нанимать человека, который только  отчасти  удо­влетворяет ее потребность в рабочей силе.



 









Обще-науч-

ная

Обще-эконо-мичес-кая

Специ-альная

Знания

Умения

Навыки

Знания

Умения

Навыки

Знания

Умения

навыки

Паспорт специалиста

Схема 1.1. Структура образа специалиста с учетом уровней формирования потребительной стоимости рабочей силы1)

__________________

1)            Саруханов Э., Сотникова С. Маркетинг персонала на предприятии // Проблемы теории и практики управления. - 1996. - № 1.- С. 88.

На развитие карьеры работника оказывает влияние ряд факторов, среди которых важнейшее место занимает мотивация работни­ка. Можно выделить следующие движущие мотивы карьеры:

1. Автономия. Человеком движет стремление добиться незави­симости, чтобы получить возможность делать  все  по-своему.  В рамках организации такую возможность предоставляет  либо  высокая должность, либо статус, либо авторитет и заслуги, с которы­ми все вынуждены считаться.

2. Технико-функциональная компетентность. Человек стремит­ся быть лучшим специалистом в своем деле и уметь  решать  слож­ные проблемы. В конкретной деятельности  он  ориентируется  на профессиональный рост, а должностное  продвижение  рассматрива­ет сквозь призму профессионального. К материальной стороне  де­ла такие люди в основном безразличны, зато высоко  ценят  внеш­нее признание со стороны администрации и коллег.

3. Безопасность и стабильность. Деятельностью  работников управляет стремление сохранить и упрочить свое положение в  ор­ганизации, поэтому в качестве основной задачи они  рассматрива­ют получение должности, дающей такие гарантии.

4. Управленческая  компетентность.  Человеком   руководит стремление к власти, лидерству, успеху, которые  ассоциируются с высокой должностью, рангом,  званием,  статусными  символами, важной и ответственной работой, высокой заработной платой, при­вилегиями, признанием руководства, быстрым продвижением по слу­жебной лестнице.

5. Предпринимательская  креативность.  Людьми   руководит стремление создавать или организовывать что-то новое, то  есть заниматься творчеством. Поэтому для них основной мотив карьеры - обретение необходимых для этого власти  и  свободы,  которые представляет соответствующая должность.

6. Потребность в первенстве. Человек стремится к  карьере ради того, чтобы быть всегда и везде  первым,  "обойти"  своих коллег.

7. Стиль жизни. Человек ставит перед  собой  задачу  инте­грировать потребности личности и семьи, например, получить  ин­тересную, достаточно высоко оплачиваемую  работу,  предоставля­ющую свободу передвижения, распоряжения своим  временем и  так далее. Если у человека нет семьи, то  на  первое  место  может выйти содержательность работы, ее  увлекательность,  разнообра­зие .

Наличие перспектив развития карьеры предоставляет ряд пре­имуществ как самому работнику, так и организации, в которой он работает. Для сотрудника это означает:

- более высокую степень удовлетворенности от работы в  ор­ганизации, предоставляющей ему  возможности  профессионального роста и повышения уровня жизни;

- более четкое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать и другие аспекты собственной жизни;

- возможность целенаправленной подготовки к  будущей  про­фессиональной деятельности;

-         повышение конкурентноспособности на рынке труда.

      Организация получает следующие преимущества:

- мотивированных и лояльных сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с данной организацией, что  повы­шает производительность труда и снижает текучесть рабочей силы;

- возможность планировать профессиональное развитие работ­ников с учетом их личных интересов;

- планы развития карьеры отдельных сотрудников в качестве важного источника определения потребностей в  профессиональном обучении;

- группу заинтересованных в профессиональном росте, подго­товленных, мотивированных сотрудников.

В деловой карьере можно выделить несколько этапов.  Подго­товительный (18-22 года) связан с получением высшего или  сред­него профессионального образования. Карьера начинается с момен­та зачисления выпускника в штат организации, но в рамках этого этапа закладываются основы будущего специалиста.

На адаптационном этапе (23-30 лет)  происходит  вхождение специалиста в мир работы, овладение  новой  профессией,  поиск своего места в коллективе. Середина этого этапа может совпасть с началом карьеры руководителя, для которого прежняя должность узкого специалиста создала все необходимые предпосылки.

В рамках стабилизационного этапа карьеры (30-40 лет)  про­исходит окончательное разделение сотрудников на  перспективных и неперспективных. Одни, достигнув пика карьеры, навсегда оста­ются в должностях младших руководителей  или  специалистов,  а для других открываются безграничные возможности продвижения по служебной лестнице. Но все к концу  этого  периода  становятся профессионалами, до тонкостей познавшими свою работу.

Отсутствие перспектив продвижения, дополняемое  психологи­ческими проблемами, связанными с естественной перестройкой  ор­ганизма, приводит большинство людей к "кризису середины жизни", когда они начинают подводить итоги сделанного и, понимая,  что дальнейшее продвижение в должности невозможно, искать пути при­способления к новой ситуации и решать, как жить дальше.  Приня­тие такого решения означает переход к этапу консолидации карье­ры, приходящемуся на возрастной интервал 40-50 лет.

В возрасте 50-60 лет в деловой карьере наступает этап зре­лости, на котором работник может сосредоточиться  на  передаче своих знаний, опыта, мастерства молодежи.

Завершающим этапом карьеры, наступающим после 60 лет,  яв­ляется подготовка к уходу на пенсию. Для  одних  категорий лиц его желательно осуществлять как можно раньше с  момента возник­новения у них соответствующего юридического права; для  других, полных физических и духовных сил, - как можно позже.

В большинстве западных фирм обязательным является планиро­вание деловой карьеры сотрудников. Этот процесс  начинается  с изучения ими себя, собственных потребностей и стремлений (жела­емых должности, уровня доходов и так далее), на основе чего  с учетом перспектив организации, отрасли, в которой она  функцио­нирует, объективных личных данных  формулируются  основные  ее цели. Затем самостоятельно или с помощью руководителя составля­ются альтернативные варианты продвижения по службе как в собст­венной фирме, так и за ее пределами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.