3. Закон сохранения пропорциональности между организацией и ее элементами при любых возможных изменениях.
По мере развития таможенной системы в России, усложнения процесса таможенного контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами увеличилось количество нарушений таможенных правил. Большую часть этих нарушений можно обнаружить лишь в процессе проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий-участников внешнеэкономической деятельности. Такие проверки осуществляются с 1994 года, но до 1996 года их направленность была слишком узкой - проверка фактов непоступления валютной выручки от экспорта товаров и контроль заявленной участником внешнеэкономической деятельности таможенной стоимости. В 1996 году этих направлений проверок стало уже недостаточно. У участников внешнеэкономической деятельности появился ряд возможностей обманными путями уменьшить суммы таможенных платежей или уклониться от их уплаты, переместить товар через таможенную границу помимо таможенного контроля и так далее. Для того, чтобы расширить сферу контроля, приказом Государственного таможенного комитета был создан отдел таможенной инспекции, в компетенцию которого входят комплексные проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий-участников внешнеэкономической деятельности с точки зрения соблюдения ими таможенного законодательства вообще. Это пример реакции таможенной системы как совокупности организаций на воздействие внешней среды: влияние внешней среды привело к диспропорции элементов таможни и снижению эффективности ее работы; создание нового отдела восстановило пропорциональность элементов и повысило результативность таможенного контроля .
4. Закон композиции. Функционирование всех элементов организации подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них конкретизируют ее и являются по отношению к ней подцелями.
Целями Орской таможни являются осуществление таможенного контроля и регулирование товарообмена в зоне ее дятельности в соответствии с таможенным законодательством. Эти цели достигаются совокупностью выполняемых 27-ю подразделениями таможни своих функций, обусловленных их собственными целями. Например, цель отделов таможенного оформления и таможенного контроля № 1 и № 2 - таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России; цель отдела по борьбе с таможенными правонарушениями - выявление оперативным путем таможенных правонарушений и их пресечение; цель отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров - проверка правильности заявления участником внешнеэкономической деятельности кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и страны происхождения товара, от которых зависят наличие таможенных платежей и их ставки. И так далее.
5 . Закон самосохранения .
Любая организация, так же, как и отдельные ее элементы, стремятся сохранить себя как целое. Конечно, создание таможни или какого-то ее отдела - это компетенция Государственного таможенного комитета. Но организационная структура таможни и штатная численность ее подразделений подвержены частым изменениям в связи с экономическими и политическими изменениями в стране. Эти изменения в таможне осуществляются как по инициативе вышестоящих органов, так и по решению начальника таможни, которому дано право маневрировать определенным процентом имеющейся в наличии штатной численности по своему усмотрению. Попросту говоря, штатная единица перебрасывается из одного отдела в другой или за счет внутренних резервов создается новый отдел или новая группа. Начальник отдела, который расстается со штатной единицей, естественно, прилагает усилия для сохранения целостности своего отдела, выдвигая веские, по его мнению, доводы, которые не всегда принимаются руководством или вышестоящим органом.
6. Закон информированности.
В организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.
Первоначальной реакцией персонала таможни на заключение межправительственных соглашений России и Казахстана о снятии таможенных барьеров была неуверенность личного состава пограничных таможенных постов в завтрашнем дне. "Страсти улеглись" по мере получения информации о реальном положении вещей: упрощение порядка таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу с Казахстаном, не означает ликвидацию этой границы.
7. Закон онтогенеза.
Жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания.
Как мы уже отмечали, государственная организация создается по решению вышестоящего органа. Тем не менее, в жизни Орской таможни уже можно выделить две фазы:
- становление началось с момента вступления приказа о создании таможни в действие, то есть с 13.10.93 и длилось примерно до конца 1994 года, когда осуществлялся стремительный набор кадров, их подготовка, когда создавалось большинство подразделений таможни;
- процесс развития ведет отсчет времени примерно с начала 1995 года, когда таможня заняла определенное устойчивое положение и в таможенной системе России, и в зоне своей деятельности и продолжается по сегодняшний день.
Угасание таможни будет зависеть от экономической ситуации в России, от направлений внутренней и внешней политики нашего государства.
2.2. Принципы отбора кадров в Орскую таможню
Происходящие в Российской Федерации и за ее пределами масштабные политические и экономические перемены привели и приводят к значительным переменам в инфраструктуре таможенных органов России, содержании их деятельности, увеличению объемов работы, к количественным и качественным изменениям в структуре персонала. Чрезвычайно усложнились условия отбора, расстановки, обучения и воспитания кадров. В настоящее время можно говорить не только о мерах, направленных на кадровое обеспечение таможенных органов России в интересах более качественного выполнения стоящих перед ними задач, а уже о кадровой политике как одной из сфер деятельности таможенных органов.
Профессионал, то есть человек, владеющий комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы, необходим в любом деле, в том числе и таможенном. Хотя профессионализм как принцип подбора, расстановки и перемещения кадров одинаково важен для органов, осуществляющих каждую из конституционно закрепленных трех ветвей государственной власти, в органах исполнительной власти, к которым, как нам уже известно, относятся таможенные органы, он имеет специфическое содержание, особые черты и формы проявления. Что касается всех государственных служащих, каковыми являются и таможенные служащие, то их профессионализм прежде всего предполагает знание особенностей соответствующей управляемой сферы, то есть наличие определенного образования. Кроме того, государственный служащий должен обладать знаниями в области теории управления, конституционного, административного и других отраслях права, относящихся к их должностям.
Первоосновой профессионализма является компетентность, то есть не только знание каких-то вопросов, осведомленность о них, но и правомочность их обсуждать и решать. Государственная служба, в том числе и таможенная служба, призвана стать профессиональной на всех ее уровнях.
В результате Государственный таможенный комитет Российской Федерации непрерывно осуществляет работу по выработке модели специалиста в таможенном деле, профессионально-квалификационных характеристик различных категорий служащих, критериев и методов оценки кадров при их выдвижении, аттестации и переаттестации. В дипломной работе нами делается попытка сформировать современные требования подбора кадров в таможенные органы.
Один из критериев отбора персонала - это требование высшего образования как такового, вне связи с его спецификой. Это объясняется тем, что высшее образование рассматривается скорее как показатель общего уровня культуры, эрудиции и интеллекта человека.
На процесс подбора кадров прежде всего оказывает влияние организационная структура таможни. Как мы уже отмечали, подразделения Орской таможни можно условно объединить в пять блоков:
- финансово-экономический;
- правоохранительный;
- таможенного оформления;
- кадровый;
- околотаможенной инфраструктуры.
Должностные лица первых трех блоков находятся в постоянном взаимодействии с участниками внешнеэкономической деятельности . Кадровый блок осуществляет работу с персоналом таможни по подбору и расстановке кадров, их обучению и движению, их воспитанию и укреплению трудовой дисциплины. Само название блоков и входящих в их состав подразделений говорит о том, какие профессии и специальности становятся приоритетными при подборе кадров для таможни. Например, для сотрудников финансово-экономичского блока на сегодняшний день обязательным является экономическое образование. Аналогичным образом складывается ситуация и в правоохранительном блоке, для служащих которого на первое место выдвигается требование юридического образования. Инспекторам блока таможенного оформления зачастую требуются и экономические, и юридические знания, а кадрового блока - знания в области педагогики и психологии. Хотя это деление, как и деление на блоки, условно, поскольку почти все таможенные служащие в той или иной степени имеют дело с товарами, перемещаемыми участниками внешнеэкономической деятельности через таможенную границу России. А это значит, что экономические изменения в нашей стране затрагивают каждого сотрудника таможни и именно с точки зрения выполнения им своих служебных обязанностей, а не только как гражданина Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26