Рефераты. Управление персоналом в организации (на примере Орской таможни)
Для того чтобы управленческий процесс протекал
нормально, необходимо соблюдение такого важного принципа, как обеспечение
единства прав и ответственности в каждом его звене. Из быток прав по сравнению с ответственностью приводит
на практике к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую активность
и инициативу, так как даже небольшой "перебор" здесь может привести
к крупным неприятностям.
Важным принципом процесса управления считается
состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в
успехе, поддерживаемой с помощью различных мотиваторов,
таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе,
самореализации, получения новых знаний и навыков.
В современных условиях управление не может быть
по-настоящему результативным без соблюдения такого принципа, как максимально
широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, причем уже на
самых ранних его стадиях. Он исходит из того непреложного факта, что решения,
в которые вложен собственный труд и собственные идеи, будут реализовываться
с большей активностью и заинтересованностью, чем "спущенные
сверху".
Персонал организации - это один из видов ее
ресурсов. Данный вид отличается от других (финансовых, материальных, сырьевых)
тем, что работник имеет право отказаться от условий, на которых его
собираются использовать, вести переговоры об уров не
оплаты труда, переу чиваться
дру гим профессиям, у частвовать
в забастовках, увольняться по собственному желанию, решать, какие профессии
являются социально неприемлемыми. В целом персонал
не может рассматриваться как однородная субстанция; каждый работник имеет
индивидуальные мотивы и ценности.
Персонал или кадры - это основной штатный состав
работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные
функции. Он характеризуется прежде всего своей численностью , которая определяется характером, масштабами,
сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации,
автоматизации, компьютеризации.
Эти факторы задают нормативную численность
работников, которую на практике почти никогда не удается обеспечить, поэтому
кадровый потенциал более объективно характеризуется списочной численностью, то
есть теми сотрудниками, которые официально работают в организации в данный
момент. В условиях дефицита кадров списочная численность может существенно отличаться
от нормативной.
К списочной численности относятся все категории
работников: постоянные, сезонные, временные, оформленные не менее чем на
пять дней.
Так как не все работники по тем или иным
причинам ежедневно бывают на рабочем месте, истинную величину персонала в
каждый данный момент характеризует его явочная численность.
Персонал не является чем-то застывшим: он находится
в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения
других.
Поскольку списочная и
явочная численность персонала постоянно меняются, на практике принято
определять их среднюю величину. Для этого суммируются соответству ющие
каждодневные показатели, в том числе за праздничные и выходные дни, которые
приравниваются к предшеству ющим рабочим дням, и
полу ченный результат делится на количество дней за
период.
Число принятых или выбывших работников за
соответствующий период времени есть оборот персонала. Он может быть необходимым,
то есть который составляют те, кто уволился или был уволен по объективным
причинам (призыв на военную службу, сокращение штатов вследствие из менения масштаба деятельности, структуры
организации, системы управления ею, выход на пенсию и так далее), и излишним, связанным с субъективными причинами
(уход по собственному желанию, увольнения за нарушения трудовой дисциплины) . Излишний оборот характеризует текучесть кадров.
Движение персонала можно охарактеризовать с
помощью ряда показателей, таких как интенсивность оборота, коэффициент постоянства,
коэффициент текучести и так далее.
Состав персонала любой организации неоднороден,
так как люди различаются по естественным и приобретенным признакам - полу,
возрасту, образованию, стажу работы, профессии, специальности,
квалификации, занимаемой должности.
На их основе выделяют группы работников, которые
образуют структуру персонала. По-другому ее называют социальной структурой.
Она может быть статистической и аналитической.
Статистическая структура персонала отражает его
распределение и движение в разрезе категорий и групп должностей. Напри мер, можно выделить персонал основных видов
деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, нау чно-исследовательских и опытно-констру кторских подразделениях, аппарате у правления, занятые созданием продукции, услуг
или осуществляющие обслуживание этих процессов),
и неосновных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйства, подразделения
социальной сферы). Все они в своих подразделениях
занимают должности руководителей, специалистов, инженерно-технических
работников, служащих, рабочих.
Аналитическая структура определяется на основе
специальных исследований и расчетов и подразделяется на общую и частную. В
отношении общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как
стаж работы, образование, профессия; частная же структура отражает соотношение
отдельных категорий работников; например, "занятые простейшим трудом с
помощью простейших приспособлений и без них", "выполняющие работу
вручную, не при машинах", "выполняющие ручную работу по обслуживанию
машин и механизмов" и так далее.
В литературе по менеджменту представлено множество
определений понятия "управление персоналом". Это и мене джмент персонала, и
маркетинг персонала, и экономика персонала, и кадровый менеджмент, и менеджмент
человеческих ресурсов, и социальный менеджмент. Изучая раз личные источники, приходим к выводу, что какое бы
определение мы ни выбрали, суть останется неизменной - в основе лежит
деятельность организации, направленная на человека, на целевое изменение его
мотивации, чтобы добиться от него максимальной отдачи, а следовательно,
достижения высоких конечных резу льтатов всей
деятельности организации. Управление персоналом - это совоку пность множества элементов. Принципиальну ю схему управления персоналом можно представить в
таблице 1. 1.
Результатом эффективного управления персоналом
является сосредоточение усилий работников на выполнении з адач, намеченных стратегией организации,
обеспечение эффективного использо вания интеллекту альных и
физических возможностей занятых, реализацию их потенциала, повышение
качества жизни, у крепление тру довых отношений в духе сотрудничества и улучшение
морального климата, достижение взаимной выгоды индивидов, профессиональных
и социальных групп персонала организации, формирование у работников необходимых
организации интересов и поведения с целью интеграций ожиданий организации с
их интересами. Конечная цель работы с персоналом - обеспечение
максимального сближения ожиданий организации и интересов работника,
связанных с профессиональной деятельностью.
Таблица 1 .1
Принципиальная схема управления персоналом организации1)
Разработка и проведение кадровой политики
Оплата и стимулирование труда
Групповое управление, взаимоотноше-ния в коллек-тиве и с проф-союзами
Социально-психологические аспекты управления
Принципы подбора и расстановки персонала
Формы оплаты труда
Вовлечение работников в управление на низовом
уровне
Мотивация труда работников и творческая
инициатива
Условия найма и увольнения
Пути повышения производитель-ности труда
Рабочие бригады и их функции
Организационная культура фирмы
Обучение и повышение квалификации
Поощрительные системы оплаты труда
Взаимоотноше-ния в коллек-тиве
Влияние управления персоналом на деятельность
фирмы и ее организацию
Оценка персонала и его деятельности
Взаимоотноше-ния с профсою- зами