Рефераты. Стратегия развития финансов-хозяйственной деятельности предприятия (на материалах ЗАО «Орелнефтепрод...
Анализ внутренней
среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон
организации с целью определения сильных и слабых сторон организации.
Для полного
анализа внутренней среды ЗАО «Орелнефтепродукт» необходимо исследовать пять
функциональных зон:
- маркетинг;
- организация процесса
продаж;
- финансы;
- управление персоналом;
- общее управление.
Обобщенный
анализ представлен в приложении В. Проведем оценку проведенного анализа по
конкретным функциональным зонам, неисследованным ранее.
"Плюсы" существующей системы
организации продаж в ЗАО «Орелнефтепродукт», обусловлены в какой-то степени
традициями, и заключаются в том что:
1)снижаются до
минимума производственные конфликты, всегда имеющие место в организациях со
сложными матричными вертикальными и горизонтальными; линейными
взаимоотношениями.
2)исчезает
проблема искажения первичной информации, поступающей от ядра организации к
стратегической вершине (т.е. снизу-вверх), и приказов, распоряжений спускаемых
"сверху в низ", касающихся координации действий ядра. Это связано с
тем, что информация передается напрямую, отсутствует риск ее неверного
понимания и как следствие, потеря первоначального заложенного в ней смысла, в
процессе ее прохождения через несколько уровней.
3)существующая
организационная система максимизирует гибкость управления организацией
вследствие того, что директор предприятия оперативно получает информацию снизу,
время ее прохождения через промежуточные уровни управления сведено к нулю.
Таким образом, директор имеет возможность в кратчайшие сроки координировать,
менять политику предприятия в соответствии со стратегией, если внешние или
внутренние факторы отличаются от планируемых.
"Минусы" существующей системы
управления продажами выражены не столь четко и могут проявится только в
перспективе. Главный из них в том, что при данной линейной системе управления
внимание руководителя распыляется на решение множество мелких проблем. В
результате такой диверсификации он не может уделить должного внимания решению
стратегических, более важных для предприятия задач.
Многофакторность
выбора стратегии во многом предопределяет необходимость разработки нескольких
стратегических альтернатив, из которых и осуществляется окончательный выбор.
Стратегические
альтернативы – набор различных частных стратегий, позволяющих достичь
стратегические цели организации, во всем их многообразии, в рамках выбранной
базовой стратегии и ограничений на использование имеющихся ресурсов. Каждая
стратегическая альтернатива предоставляет организации разные возможности и
характеризуется разными затратами и результатами. Первый шаг в разработке
стратегических альтернатив и их анализе – стратегическая сегментация.
При использовании
портфельного метода анализа будем рассматривать ЗАО «Орелнефтепродукт» как совокупность
стратегических хозяйственных подразделений (СХП) по видам деятельности. Задачей
данного анализа является оценка фактического состояния портфеля организации и
разработка дифференцированных стратегий для различных СХП, исходя из общей цели
развития организации. Инструментом данного анализа являются матрицы –
двухмерные модели, сравнивающие стратегическое положение каждого СХП
организации. Для проведения портфельного анализа необходимо:
1.
построить
матрицу Бостонской консалтинговой группы (БКГ) и матрицу Мак-Кинси;
2.
оценить
фактическое состояние портфеля хозяйственной деятельности организации, на
основе анализа положения отдельных СХП в построенных матрицах и соотношения
различных СХП в портфеле;
3.
классифицировать
СХП по принципу приоритетов инвестирования и разработать рекомендуемые
стратегии для каждого СХП с целью улучшения общего положения организации;
4.
сделать
выводы о стратегической привлекательности портфеля в целом.
Для построения
матрицы БКГ необходимо на основании исходных данных рассчитать относительную
долю ранка СХП:
Относительная доля рынка СХП = (9)
а также, для представления доли СХП
на окружности, диаметр которой пропорционален емкости рынка, необходимо
рассчитать долю рынка СХП:
Доля рынка СХП = (10)
Исходные данные
первого варианта и результаты вычислений представлены в таблице 9.
На основании полученных данных можно построить матрицы
БКГ для каждого СХП. Позиционирование СХП на матрице БКГ приведено в приложении
Г.
На основании
анализа положения СХП в рамках матрицы БКГ можно заключить, что:
СХП 1, 4, 6 - не имеют хороших конкурентных позиций, но
находится на перспективных быстроразвивающихся рынках, и требуют больших инвестиций.
Для них возможна стратегия роста и увеличения доли рынка. Наиболее
перспективным является СХП 4, т.к. он работает на крупном, быстроразвивающимся
рынке и имеет хорошие конкурентные преимущества.
СХП
1 находится в стадии зарождения и работает на бурно развивающемся рынке.
Однако, если стадия «зарождения» для СХП 1 длиться уже достаточно долго, то
наилучшим будет его продажа или превращение в отдельно работающую фирму.
Таблица 9 -
Исходные данные и расчеты для построения матрицы БКГ
Номер и наименование СХП
Объем продаж ЗАО «ОрелОрелнефтепродукт»,
тыс. руб.
Объем продаж ведущего конкурента тыс. руб.
Емкость (размер) рынка
Темп роста рынка, %
Относительная доля рынка СХП
Доля рынка СХП, %
1 реализация нефтепродуктов
280
785
5000
113,2
0,36
5,60
2 купля продажа ценных бумаг
740
2590
5800
101,8
0,29
12,76
3 инвестиционная
760
1180
7500
97,5
0,64
10,13
4 передача основных средств аренду
370
375
7400
108,6
0,99
5,00
5 строительство нефтебаз
210
175
2600
109,8
1,20
8,08
6 выполнение торгово – закупочных операций
1128
1280
4900
105,2
0,88
23,02
7 реализация расфасованных нефтепродуктов
2410
1045
10500
108,2
2,31
22,95
8 оказание услуг физическим и юридическим лицам
1593
595
6100
105,0
2,68
26,11
9 оказание услуг по хранению нефтепродуктов
2275
1083
7600
100,7
2,10
29,93
10 посредническая деятельность
3116
2722
9800
98,6
1,14
31,80