Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")

 Мера — это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и то­му же качеству может соответствовать определенный диа­пазон количественных характеристик.  Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных ин­тервалов, в рамках которых оно существует, называются границами меры. Предметы и явления могут изменяться в количественном отношении, но если эти количе­ственные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество оста­ется прежним, неизменным. (пример:  переходы воды )

Существует,обратный процесс, выраженный этим законом,  переход качества в количество. Эти взаимопереходы  Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количе­ство, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества во­обще, но отрицает лишь данное определение качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.

Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в ре­зультате скачка. Скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. . Ска­чок — это единство бытия и небытия, состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новы­ми качественными состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое по­мимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определенности.

 

20 Закон отрицания отри­цания

(из Радугина)

Третий закон диалектики — закон отрицания отри­цания отражает, по Гегелю, общий результат и направлен­ность процесса развития. Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, не просто уничтоже­ние старого новым. Оно обладает диалектической природой.

Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрица­ние представляет собой единство трех основных моментов:1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель, прежде всего, связывал с прохождени­ем в процесса развития трех стадий: утверждение или поло­жение (тезис), отрицание или противоположение этого ут­верждения — (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Процесс отрицание отрицания, как чисто логический процесс, складыва­ется, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синте­зирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею пре­дыдущих мыслей, как противоположностей, является дви­жущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстри­рует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отри­цающий это зернышко. Стебель через какое-то время начи­нает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания.

Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому»,на принципиально иной качественной основе. Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цик­личности спиралевидную форму. Это означает, что процесс развития представляет собой не прямую, а восходящую ли­нию, обязательно включающую в себя возврат, «якобы к ста­рому», и переходящую на новую более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, по­скольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином снятие Таким образом процесс развития характеризуется поступательным движением по спирали

 

21 Соотношение диалектики, общенаучных и специальных научных методов познания

(Из Диденко и Спиркина )

Метод- это способ познания и преобразования дейст-сти. Метод это путь к истине , способ организации практического и теоритическиго  освоения дей-ти , обусловленный закономерностями соответствующего объекта. Из всего разнообразия методов можно выделить те которые используются одной наукой часнонаучные, которые  характеризуют ее специфическую область исследования.(Например физика- специальный метод познание физических явлений , социально-экономическия сфера –специфический системный анализ:)))) )

Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук.  (Например  эмпирические  методы научного познания: наблюдение, измерение,эксперимент)

Философия же являет собой всеоб­щий метод -диалектику, т.к ее предметом исследования в данном случае вы­ступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Иногда полагают, что философия в силу все­общности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научной области. Но это не верно Даже представить себе невозможно, чтобы с помощью одних только общих принципов кому-то удалось, например, смастерить стол. Этот утрированный при­мер позволяет наглядно показать всю абсурдность подобной мысли.  Диалектика не определяют однозначно линию творчес­ких поисков истины. Здесь в конечном счете решающее слово принадлежит практике, жизни. Каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта; Отсюда возникает необходимость во  взаимодополнительности мето­дов, что обусловлено также и тем, что каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей. Философские методы (диалектика), будучи универсальными, являются необ­ходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими. Если специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения и развития, разумеется, по-особому прояв­ляющихся в зависимости от специфики объекта.

 

22 Предмет социальной  философии

(Из нового  Спиркина)


/*Тут много можно вырезать после прочтения */


Социальная философия – это раздел философии, включающий рассмотрения качественного разнообразия общества (отличие от природы ,отношение к государству, религии, морали, духовной культуре), его целей (общественных идеалов), генезиса и развития (социальной истории), судеб, перспектив.

Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества.

В чем заключается проблема социальной философии как фундаментального раздела философии? Очевидно, в том, чтобы философски осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его истинное существо, к чему оно обязывает человека и в свою очередь каковы обязанности человека перед обществом. А. Сен-Симон так характеризовал основную, практически ориентированную задачу социальной философии: эта задача “заключается в том, чтобы постигнуть наилучшую для данной эпохи систему общественного устройства, чтобы побудить управляемых и правящих понять ее, чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к совершенствованию, чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее новую при помощи  материалов, собранных учеными специалистами в каждой отдельной области”. Социальная философия в единстве с историей философии изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества, опираясь на весь массив гуманитарных наук, прежде всего истории, социологии, теории государства и права, политической экономии, политологии и др. Социальная философия и историософия имеют своим общеметодологическим основанием принципы, категории и законы, выработанные всей историей развития философской мысли в полном объеме ее категориального строя.

История развития социальной философии

Возникнув как простое описание трудовых процессов, военных походов, обычаев, гражданской жизни общества, различий в госу­дарственном устройстве, социально-философская мысль постепен­но выделяет в качестве специфического предмета познание причи­ны общественных процессов (Демокрит, Аристотель, Лукреций). Древние философы, пытались как-то разга­дать и определить природу общественных связей, сущность исто­рического развития и его закономерности. По Платону, общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удов­летворения своих потребностей. Аристотель выдвинул положе­ние, что человек родится политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врожденное не­равенство способностей – исходный пункт этого стремления к со­циальности, отсюда же различие функций и места людей в обще­стве. Лукреций считал, что причиной выхода человека из живот­ного состояния является развитие материальной культуры: пользование шкурами убитых зверей, постройка жилищ и глав­ным образом добывание огня.

Средневековые мыслители в трактовке истории человечества, как правило, апеллировали к божественному провидению: исто­рия предопределена Богом; все пороки — результат грехопадения людей; общество основано на неравенстве, с которым люди долж­ны смириться. Августин, например, усматривал во всемирной ис­тории постепенно устанавливающуюся противоположность госу­дарства Божьего и мирского, прототипами которых служили цер­ковь и Римская империя.

Начиная с эпохи Возрождения складываются элементы светской философии истории (понятие введено Вольтером), имевшей в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры.

Мыслители XVII—XVIII вв. подвергли резкой критике богословские концепции средневековья: они рассматривали историю общества как продолжение истории природы и стремились вскрыть «естественные» законы общественной жизни. Это было связно с состоянием науки того времени, с поисками единых, универсальных законов мира и соответственно единой науки. Жизнь общества уподоблялась жизни природы. Если исходным звеном в цепи природных процессов являются атомы, то таким атомом в общественной жизни представлялся человек. Как ни резко различаются между собой люди, их объединяет общая основа - стремление к самосохранению. Из этого чувства рождаются составляющие своего рода пружину человеческих поступки: они управляют поведением людей с такой же точностью, как физические силы определяют движение природных тел. Действия людей строго закономерны. Свобода в поведении человека, (Б. Спиноза), равносильна свободе камня, приведенного в движение по законам механики и воображающего, что он движется по собственному желанию. Социальные законы всматривались как проявление законов механики. Чувство самосохранения уподоблялось закону инерции. Социальный инстинкт, подобно центростремительной силе, влечет людей друг к друг. А человеческий эгоизм, подобно центробежной силе взаимно отталкивает людей. Каждый человек движется в жизни по своей орбите. Благодаря взаимодействию центростремительных и центробежных сил устанавливается равновесие в общественной жизни: как небесные тела не падают друг на друга, так люди не сливаются в одну массу и не рассыпаются в разные стороны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.