Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")

Необходимость выбора и обоснования методов породила специфичную область философского и научно-теоретического знания – методологию. Каково соотношение теории и метода. В общем случае теория – результат процесса познания, метод – способ достижения и построения этого знания. Однако, в Ф. каждое теоретичсекое понятие выступает одновременно и методологическим принципом. Философская теория и есть одновременно метод. В силу этого Ф. выполняет общую методологическую функцию для всего научного познания.

Метафизический метод мышления. Характерная осбенность – односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Объекты рассматриваются вне их сложной связи с другими процессами, явлениями и телами. Это естественно для человеческого мышления, т.к. человек не может познавать, не расчленяя целого на его составные части. Для метафизики характерна статичность мышления.

Диалектика (греч. веду беседу)учение о наиболее общих законах развития бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Д. Выступает в единстве двух сторон – субъективной и объективной. Субъективная Д. развертывется в сознании субъекта как отражение связей и развития существующего независимо от человека и человечества объективного бытия – диалектики объективной. Субъективная Д. – теория развития мышления, познания, борьбы идей в науке, философии, разворачивающейся в сознании человека. Объективная Д. – теория развития объективного бытия, существующего независимо от человека. Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира. Понятие Д. возникло в древней Греции и первоначально означало способность вести спор в виде вопросов и ответов. Вершиной в развити немарксистской диалектити стала идеалистическая диалектика Гегеля. Он открыл законы диалектики. Истинно научное L понимание диалектики было создано только Марксом и Энгельсом. Они построили диалектику на основе материалистического принципа. Главной категорией материалистической диалектики является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития. Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира. В этом и проявляется единство диалектики как теории (диалектического материализма) и метода (материалистической диалектики).


5. Проблема бытия в философии. Материальное и идеальное бытие.

Проблема бытия представляет собой фундаментальную мировоззренческую и методологическую проблему.

В самом широком смысле Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вобще. Б. есть все то, что существует: материальные вещи, процессы, свойства, связи, отношения. Даже плоды фантазии, сказки, мифы существуют как духовная реальность.  Следовательно, Б. охватывает и материальное, и духовное. Оно есть нечто реально сущее.

Категори Б. – одна из самых древних философских категорий. Все учения античности содержат ее в качестве центральной.

Антитезой бытия или нечто есть ничто. Все формы бытия возникают из небытия и приходят к концу, возвращаясь в небытие. Диалектика заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превращение, становление его  в иной форме. Небытие суть поенятие относительное, в абсолютном смысле небытия нет.

Самое пристальное внимание к этим категориям было уделено Гегелем, у которого они напонялись глубоким диалектическим содержанием, связанным с идеей развития, становления. Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего понятия бытия (ничто). Чистое бытие, согласно Гегелю, настолько бедно и пусто, что оно не отличимо от ничто. Ничто и нечто – единство противоположностей, испытывающее беспокойство, напряженность. Внутри него совершается скрытая работа, ведущая к становлению ничто в нечто. Т.о., ясно, что нет абсолютного ничто, ибо это исходная форма проявления нечто.

Противоречия возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при осмыслении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит общим началом мироздания. Для обозначения такой общей основы всео сущего в философии выработаны две категории: субстрат и субстанция. Субстрат – то, из чего все сделано. Субстанция – более общее понятие. Первооснова всего сущего, внутреннее единство многооразия всех вещей, событий, явлений, процессов. Учение, принимающее за основу сущего что-то одно называется монизмом. Дуализм рисует картину мироздания, опираясь на какие-либо равноценные два начала.

Материалистический монизм: Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. В единстве с материей существует и определяется через нее и духовная реальность.

Идеалистический монизм: предполагает существование бытия до материи и независимо от нее(объективный), выводит бытие из акта сознания (субъективный). Числа, идеи, формы ... выступают в качестве субстратов. Наивысшее развитие получает у Гегеля. У него первооснова мира в виде Абсолютной  идеи возведена на уровень субстанции.

6. Философское учение про материю. Развитие взглдов на материю в истории философии.

Материя (лат. вещество) – фундаментальная исходная категория философии, от того или иного ее понимания зависит решение практически всех других философских проблем.

Началом формирования понятия М. явился переход от качественного многообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира – первоматерии.

Сначала качественное многообразие мира выводили из какого-либо одного тоже качественно определенного, эмпирически воспринимаемого элемента, например, из воды или огня. Но уже Демокрит заметил, что с помощью одного качественно определенного вещества невозможно объяснить происхождение другого. Ни один элемент не содержал своего принципа превращения и сам должен был быть объяснен как обладающий данным качеством.

Возникла идея атомарного строения мира, т.е. такого, в основе которого лежали чувственно не воспринимаемые частицы – атомы. Атомы также истолковывались как вещество. Разнообразие всего сущего зависит от разных типов взаимодействий между атомами. Такая дискретная картина мира просуществовала вплоть до конца 19 в. На ней основана механика Ньютона, периодическая система Менделеева. Атомарное представление о М. лежит в основе механистического материализма. Кризис атомистики нарастал вместе с ее триумфом: открытие строения атома, поля (особенно поле, существующее независимо от М., как самостоятельная физическая реальность), радиоактивный распад атомов. Общественное мнение повернулось к идеализму, т.к. материализм традиционно был связан с механистически-вещественным понятием материи.

Кризисная ситуация нашла свое разрешение в концепции диалектического материализма. Ленин дал диалектическое определение М., основываясь на том, что путь к ее диалектическому пониманию лежит не в перечислении ее своств, а в соотнесении ее с сознанием. Ленин: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. Т.о., единственное свойство материи, с признанием которого связан диалектический материализм есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.

Отталкиваясь от этого определения строится диалектическая теория материи. Необходимо было обосновать единство материи и сознания, что и нашло свое отражение в диалектическом принципе материального единства мира. Здесь возникает трудность, для разрешения которой необходимо понятие субстанции. Исторически категория субстанции мыслилась как синоним понятия материя. Однако, если в гносеологическом плане материя и сознание противоположны, то в онтологическом плане, исходя из принципов материалистического монизма, они должны были отождествляться. Так вот для обозначения обще основы всего единого материального бытия, объединяющей и дух и материю, и дискретность, и континуальность, как раз и было введено понятие субстанции, в котором относительное противопоставление материи и духа теряет свое значение. Понятие субстанции – результат онтологического углубления понятия материи. Необходимо четко осознавать, что понятие субстанции неразрывно связано с понятием М. Субстанция – та же материя, только рассмотренная вне ее соотношения с сознанием, материя, в которой сознание рассматривается уже как ее атрибут.

Принцип сохранения материи. Одним из атрибутов материи явлется ее несотворимость и неуничтожимость, что проявляется в совокупности многих естетственнонаучных законов сохранения материи в процессе ее изменения. Закон сохранения и превращения материи: какие бы процессы превращения не происходили в мире, общий субстанциальный баланс материи стается неизменным. Любой объект возникает, развивается, функционирует и гибнет лишь в связи с другими объектами. Рождение вещи означаент ее возникновение из другой вещи. Материя никогда и нигде не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. Мыслимы любые ее превращения, кроме двух: возникновение из ничего и переход в ничто.

7. Движение, пространство и время как основные атрибуты материи.

В мире все постоянно движется, видоизменяясь, превращаясь, колеблясь между небытием и бытием всего единично сущего. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, так же как и сама материя, несотворимо, неуничтожимо, абсолютно, непреложно и всеобще. Материя и движение сущностно едины.

Д. – это способ существования материи: быть – значит быть в движении.

В самом общем виде Д. – это изменение вобще, всякое взаимодействие материальных объектов.

Диалектический материализм исходит из того, что движение, как и материя, несотворимо и неуничтожимо, не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Одни формы Д. превращаются в другие и ни один вид движения не берется ниоткуда. Д. есть самодвижение в том смысле, что тенденция к изменению состояния присуща самой материи.

Диалектика движения и покоя: в бесконечном потоке Д. всегда присутствуют моменты дискретной устойчвости, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения в виде равновесия явлений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя. Покой, таким образом, существует лишь как характеристика движения в его какой-либо устойчивой форме. Абсолютный П. невозможен, ибо обрести его – значит перестать существовать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.