Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")

В средние столетия под влиянием христианства утопическая литература в Европе исчезает. Внимание отводилось жизни после смерти, царству Божьему.

В 1602 году Кампанелла печатает «Город Солнца». Хотя в какой-то мере его можно назвать имитацией «Утопии», надо сказать, что Город Солнца Кампанеллы совсем отличен от Утопии, там действуют другие законы, и он построен по-иному.

В Городе Солнца упраздненна частная собственность – основа социального неравенства: Выводя частную собственность из моногамной семьи («собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы каждый имеем свое отдельное жилье и собственных жен и детей»), Кампанелла в общности жен видел единственно возможную предпосылку уничтожения частной собственности. Общность жен служит не только поддержкой общности владений, но и «научному» («соответственно правилам философии») государственному контролю за деторождаемостью.

Общее участие в труде - важнейшая черта общественного порядка Города Солнца. Никакой труд не является позорным в обществе соляриев. Кампанелла ясно сознавал, что в условиях, ликвидированной частной собственности, потребление организовано на коммунистических началах, вопрос о том, кто станет выполнять наинепривлекательнишие и грязные работы, сам по себе не исчезнет. Мысль Мора об использовании труда невольников не казалась нему целесообразной. Воплощение в жизнь принципа «любой работает согласно со своей природой» многое решало, но не все. Воспитание подрастающего поколения в духе трудовой дисциплины и наказания небрежных проблем также не решало. Упор - на моральные факторы.

В уничтожении частной собственности и гуманистически-философском преобразовании общества Кампанелла видел единое спасение от жестокостей своего времени.

Кампанелла намного большее, чем Мор, приблизился к идее «от любого по способностям». Это обужлавливается не тем, что «уровень жизни» соляриев немного высшее, чем утопийцев. Главное тут в другом отношении к труду: солярии работают «всегда с радостью». В труде, в соответствии с естественной склонностью, Кампанелла видит условие «сохранение» личности. Не случайно его солярии внимательнее, чем утопийцы, относятся к естественным склонностям человека, их выявлению, взращиванию и даже «программированию». Однако нельзя сказать, что в этом внимании преобладают интересы личности – на первом месте как и раньше стоят интересы общины, стремление найти наиболее рациональное применение любому из ее членов. Да и проявление способностей все еще поставлено в твердые рамки давно определенных понятий про «нужное» и «ненужное».

«Город Солнца» представляет в истории гуманизма утопически-социалистическое учение, и это разрешает рассматривать его как неотъемлемую часть ренессансной культуры.

51-52 Философия нового времени.

 Новое время характеризуется ранними буржуазными революциями в Нидерландах и Англии, прогрессом нового, капиталистического общества, который был обусловлен ростом производительных сил, переходом от мануфактурного производства к машинному и развитием естествознания. Последнее было теснейшим образом связано с обоснованием Галилеем механики и ее законов, открытием Кеплером законов движения планет, установлением Ньютоном  законов механического движения, открытиями Декарта, Ньютона и Лейбница в области математики (аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления) и т.д.

Основными чертами научного познания становятся механицизм и метафизика – изучение предметов и явлений в их обособленности, вне их общей связи и развития, сводя все разнообразие форм движения материи и механической. Поэтому материализм того времени был по преимуществу механистическим и метафизическим.


 Философия выполнять роль наиболее широкого учения, синтезирующего знания о мире природы, о человеке как части природы, об обществе, о человеческом духе и, обязательно, о Боге как первосущности, первопричине и перводвижителе всего существующего. Иначе говоря, процессы философствования мыслились как “метафизические размышления”. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, —  черта философии Нового времени. Но основная трудность состояла в том, что философские истины, как обнаружилось впоследствии, не могут иметь аксиоматического характера и не могут доказываться принятыми в математике способами.

 философия Нового времени преувеличивала значение научного,  логического начала в человеческой жизни и в философском мышлении.


 “эмпиризм” (философское учение и направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания), возводящий все знания к опыту.  При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф.Бэкон, Т.Гоббс и Д.Локк.


“рационализм” (философское направление, признающее разум основой познания) в более узком смысле, отыскивающий основания и опыта, и внеопытного знания в рациональных началах выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р.Декарт , Б.Спиноза , Г.Лейбниц 

Материалистическая мысль эпохи ранних буржуазных революций опиралась на достижения естествознания. Однако в этот период из всех областей научных знаний наибольшее развитие получили такие
дисциплины, как математика, механика, физика.  Философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики. Это обусловило специфическую форму материализма того времени, а именно его механический характер.

Главнейшим приобретением естествознания ХVII-ХVIII вв. явился экспериментальный метод и метод анализа. Применение метода анализа,
использование эксперимента обусловили великие открытия естествознания той поры. Однако метод анализа стал постепенно обнаруживать свою односторонность, ограниченность. Исследование явлений природы
чисто аналитически, без применения синтеза породило у ученых привычку рассматривать природные процессы и явления в отрыве друг от друга, вне их всеобщей связи и взаимодействия, т.е. не диалектически, а метафизически.


“эмпиризм” Ф.Бэкон – разработал индукцию, классификацию наук, разработал новую концепцию науки, не науку ради науки, а науку для развития человека. Считает что материя активна и движется потому что имеет причину в самой себе.

Т. Гоббс – природа – совокупность тел, движение как перемещение матер тел в пространстве. Создал учение о государстве.

и Д.Локк. материалистический сенсуализм, нет фатальной определённости, делит опыт на внешний (ощущения и восприяттия) и внутренний (рефлексия - самопознание), существуют первичные (размер, форма – воспринимаются как они есть) и вторичные (боль, вкус, цвет - субъективные) качества вещей.


“рационализм” Р.Декарт  - дуалист, основной принцип – подвергал всё сомнению, отождествлял материю с пространством, разум критерий истины (т.к. он рационален и последователен).

 Б.Спиноза  натуралистический пантеист (природа - бог),довёл понимание материи до субстанции, стоял на позициях детерминизма. Свобода осознанная необходимость, государство как общественный договор.

 Г.Лейбниц  объективный идеалист, весь мир состоит из частиц – монад, им свойственна внутренняя бесконечность и неисчерпаимость. Через теологию приходит к связи материи и движения.


53 Вопросы социальной философии Гоббс, Локк, Спинозы

 Для Гоббса благо — это то, к чему стремятся, а зло — чего избегают. Но  одни чего-нибудь избегают, а другие — нет, получается, что благо и зло — относительны. Но если благо относительно и, значит, абсолютных ценностей не существует, как можно построить общественную жизнь и создать нравственность? Каким образом можно устроить совместную жизнь людей в одном обществе? Ответам на эти вопросы посвящены два шедевра Гоббса: “Левиафан” и “О гражданине”.

 Государство это некоторый сверхорганизм, который пожирает граждан. Конвенциональное происхождение государства. Власть проистекает из инстинкта самосохранения. Первобытное состояние - абсолютная свобода каждого человека. Основа - стремление к самосохранению. Люди с самого начала на слишком сильно отличаются друг от друга (принцип равенства). Природа человека эгоистична и направлена на максимальное удовлетворение своих потребностей. Рессурсы ограничены. Хочется многого; как следствие война всех против всех. Если это продлится долго, то все обречены на уничтожение. Так быть не может. Власть становится результатом конвенции, разумного решения. Возникает общественный договор. Необходимость центральной власти. Защита жизни и собственности человека, но за счет части своих свобод. Появляется общественная власть. Гоббс сторонник частной собственности. Один раз заключив договор, люди уже не могут его расторгнуть. Договор может быть расторгнут если власть не может больше защищать. Неважно какая власть будет, главное - принцип неделимости власти. Размывание власти ведет к гражданским войнам. По своей ориентации монархическая власть лучше. Обязанности государства: 1. Защита от внешних врагов. 2. Сохранение внутреннего мира. 3. Свобода граждан и их обогащение. Справедливость заключается в выполнении законов. Не делай того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Не возжелай чужого добра. Если государство выполняет договор, то и гражданин не имеет права нарушать договор с государством.


…..

Поскольку движение происходит по строгим законам природы, только тот человек свободен и счастлив, который признает эти законы и в жизни будет следовать общему порядку природы. Спиноза,  развивает познавательный оптимизм и в один ряд ставит категории природы, познания и человеческого счастья. “Свобода есть познанная необходимость” – таков важнейший антропологический принцип нидерландского философа, продолжающий традиции гуманизма.


0000000

В антропологии Спинозы одну из важнейших ролей играет понятие свободы. Вопрос о свободе воли решается у Спинозы весьма просто: мыслитель отождествляет волю с разумом, а потому отрицает саму необходимость вести  рассуждения о свободе воли.

Но следует понимать, что термин “свобода”, с другой стороны, приобретает конкретный, частный, специфический смысл: речь идёт о свободе слова, печати, о формальной законодательной свободе, о свободе мысли от церковно-идеологической цензуры и т. д. Иными словами здесь говорится о тех свободах, которые впоследствии получат название демократических.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.