Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")

25 Духовное производство его характер и особенности

(Философский словарь и от Игоря Пальти)


Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т.д. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей. При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику.

Духовное производство(по Марксу) – по­нятие, указы­вающее не только на общую зависимость духовной сферы от развития в конечном счете материального произ­водства, социальных отношений, но и на внутреннюю диалектику культур­ного созидания, взаимосвязь творчест­ва и преемственности.

Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут развиваться вне народа, который и является ее основным творцом и потребителем. Таким образом, духовная культура развивается народом. Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Они должны быть возрождены новыми поколениями Творчески возрождая на­следие и заново оценивая его, люди обретают способность творить сами. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства

На всякий случай: Выделяют две формы духовного производства: функцио­нально заданную и универсально-преемственную. В первой индивид дейст­вует только как носитель некой функ­ции; поле его культурной деятельнос­ти при определенных социальных ус­ловиях искажено и сужено готовыми, заранее заданными предпосылками. Во втором случае индивид включается в развитие в качестве «всеобщей про­изводительной силы», он осуществля­ет, согласно Марксу, «свободное ду­ховное производство данной общест­венной формации».

Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.

26 Социальная структура общества

(Из Спиркина)

Социальная сфера есть исторически сложившаяся, относительно устойчивая система связей между различными элемен­тами общества как целого: отдельными индивидами и социаль­ными общностями (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами. Каждому исторически определенному способу производства соответствует и свой специ­фический тип социальной сферы общества: наличие определен­ных классов и социальных групп. Смена общественно-экономических формаций, приводит к изменениям и в социальной сфере, однако последняя не возникает автоматичес­ки: она обладает устойчивостью и относительной самостоятель­ностью.

Дадим определение основных составляющих социальной структуры общества

Классы (по Ленину) – большие группы людей, различающиеся но их месту в истори­чески определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общест­венной организации труда, а следовательно, но способам полу­чения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Социальные группы – это такие группы людей которые по своему положению в системе общественного производства и по своему положению в обществе не входят в состав классов, а образуют определенные слои, сословия, касты.

Род — кровнородственное объединение лю­дей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов, традиций. Объединение нескольких родов составляло племя — тип эт­нической общности и социальной организации людей доклассового общества. Народ­ность — это сложившаяся на базе рабовладельческого и фео­дального способов производства экономическая, языковая, территориальная и культурная общность людей.

Нация это общность людей, которая возникает в период становления капитализма на основе общности экономической жизни, терри­тории, языка, некоторых особенностей психологии людей, бы­товых и культурных традиций. В отличие от народности на­ция — более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают .«глубокие экономические факторы» '.

Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Поэтому вопрос о струк­туре социальной сферы жизни общества связывается в первую очередь с проблемой взаимоотношения классов.  Опираясь на определение классов можно дать основные характеристики классов, которые делятся на основные (порожденные данным способом производства, выражающие его сущность и представляющие собой главную силу общественно – экономической формации) и неосновные (остались от предыдущих эпох или зародились в недрах старого общества как носители будущей формации)

История всех обществ была заполнена борьбой классов.   Существуют три основные формы классовой борьбы: экономи­ческая (борьба за улучшение условий труда), политическая (классовые объединения партии, которых уже волнуют вопросы о собственности и политической власти) и идеологическая(освобождение от одной идеологии и приобщение к другой).

Социальная структура  общества также помимо основных классов включает и определенные социальные группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие, студенты и др.. Границы между классами и другими группами общества всегда относи­тельны, подвижны. Это значит, что для каждого отдельного представителя того или иного класса, той или иной социальной группы существует реальная возможность своеобразной «соци­альной миграции».


 

27  Общественное сознание(уровни структура формы)


(Из Спиркина и Жукова)

Общественное сознание – это взгляды, представления , идеи, политические, юридические и др. теории, философия, мораль, религия и др формы сознания.(философский словарь)

Общественное сознание возникло одновременно с общественным бытием и в единстве с ним . Основная функция общественного сознания стоит в том, что оно может отражать бытие  и активно способствовать его перестройке (через практическую деятельность людей)

Общественное сознание имеет сложную структуру. Его можно анализировать в гносеологическом аспекте, когда общественное сознание рассматривается главным образом по содержанию, как отражение действительности, и в социологическом, когда общественное сознание изучается в плане его социальной обусловленности, места, роли, функций в общественной жизни. Гносеологический аспект пока­зывает движение от действительности к сознанию, когда идеи выступают как результат познания; социологический, же аспект фиксирует внимание на переходе от сознания к действительности, на практической реализации идей,

Гносеологический аспект общественного сознания предпола­гает два уровня - обыденный и теоретический соответствующие двум уровням отражения действительности (критерий для их раз­граничения - степень проникновения в сущность явлений).

Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и общественной среды, повседневных нужд и потреб­ностей людей.  Теоретическое же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и отношения. Оно существует в форме сис­темы идей, понятий и законов: теория - это систематизированное знание.  На теоретическом уровне общественное сознание представлено главным образом наукой, а на обыденном - эм­пирическим знанием.

Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две сферы - общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами общест­венной деятельности.

Свое выражение общественное сознание находит в общественной психологии, которая во многом сходна с обыденным сознанием, и в ее структуре содержится так называемое «коллективное бессознательное». Она представляет собой массовое coзнание, убеждения социальных групп, классов. Ее функции проявляются при решении практических задач повседневной жизни побуждая людей к различного рода действиям. Ее  правомерно рассматривать в качестве эмоционального сознания.

Содержание общественной психологии охватывает три группы социально-психологических явлений - психологический склад определенной социальной общности (социальный характер, npивычки, обычаи, традиции), психическое состояние социальна группы (настроения, социальные чувства, эмоции) и социальна психологические явления, характерные для этой-группы (мод слухи).

Как и общественное сознание в целом, общественная психология по своему содержанию есть отражение общественного бытия людей. Общественная психология составляет основу, исходный пункт формирования более высокой ступени общественного сознания идеологии, которая представляет собой систему взглядов и представлений определенного класса, нации или народа. Она теоретически обоснована и выражает его коренные интересы. В этом состоит ее главная социальная функция. В отличие от теоретического сознания идеология не содержит естественнонаучных знаний о природе.

Если к структуре общественного сознания подходить с точки зрения его носителей, то в нем следует различать общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание представляв собой совокупность общественно значимых, относительно устойчивых духовных образований данного общества; индивидуально же сознание есть отражение индивидуального бытия, духовный мир конкретной личности. Индивидуальное сознание нельзя непосредственно вывести из анализа закономерностей общественного развития. Его можно раскрыв лишь исходя из знания биографии, условий жизни, воспитания, учета всей системы влияний, которые испытал на себе индивид.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.