(Философский словарь и от Игоря Пальти)
Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, неоформленные стихийные и не вполне осознанные настроения, привычки и т.д. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей. При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику.
Духовное производство(по Марксу) – понятие, указывающее не только на общую зависимость духовной сферы от развития в конечном счете материального производства, социальных отношений, но и на внутреннюю диалектику культурного созидания, взаимосвязь творчества и преемственности.
Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут развиваться вне народа, который и является ее основным творцом и потребителем. Таким образом, духовная культура развивается народом. Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Они должны быть возрождены новыми поколениями Творчески возрождая наследие и заново оценивая его, люди обретают способность творить сами. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства
На всякий случай: Выделяют две формы духовного производства: функционально заданную и универсально-преемственную. В первой индивид действует только как носитель некой функции; поле его культурной деятельности при определенных социальных условиях искажено и сужено готовыми, заранее заданными предпосылками. Во втором случае индивид включается в развитие в качестве «всеобщей производительной силы», он осуществляет, согласно Марксу, «свободное духовное производство данной общественной формации».
Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.
(Из Спиркина)
Социальная сфера есть исторически сложившаяся, относительно устойчивая система связей между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами. Каждому исторически определенному способу производства соответствует и свой специфический тип социальной сферы общества: наличие определенных классов и социальных групп. Смена общественно-экономических формаций, приводит к изменениям и в социальной сфере, однако последняя не возникает автоматически: она обладает устойчивостью и относительной самостоятельностью.
Дадим определение основных составляющих социальной структуры общества
Классы (по Ленину) – большие группы людей, различающиеся но их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, но способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Социальные группы – это такие группы людей которые по своему положению в системе общественного производства и по своему положению в обществе не входят в состав классов, а образуют определенные слои, сословия, касты.
Род — кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов, традиций. Объединение нескольких родов составляло племя — тип этнической общности и социальной организации людей доклассового общества. Народность — это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства экономическая, языковая, территориальная и культурная общность людей.
Нация — это общность людей, которая возникает в период становления капитализма на основе общности экономической жизни, территории, языка, некоторых особенностей психологии людей, бытовых и культурных традиций. В отличие от народности нация — более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают .«глубокие экономические факторы» '.
Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Поэтому вопрос о структуре социальной сферы жизни общества связывается в первую очередь с проблемой взаимоотношения классов. Опираясь на определение классов можно дать основные характеристики классов, которые делятся на основные (порожденные данным способом производства, выражающие его сущность и представляющие собой главную силу общественно – экономической формации) и неосновные (остались от предыдущих эпох или зародились в недрах старого общества как носители будущей формации)
История всех обществ была заполнена борьбой классов. Существуют три основные формы классовой борьбы: экономическая (борьба за улучшение условий труда), политическая (классовые объединения партии, которых уже волнуют вопросы о собственности и политической власти) и идеологическая(освобождение от одной идеологии и приобщение к другой).
Социальная структура общества также помимо основных классов включает и определенные социальные группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие, студенты и др.. Границы между классами и другими группами общества всегда относительны, подвижны. Это значит, что для каждого отдельного представителя того или иного класса, той или иной социальной группы существует реальная возможность своеобразной «социальной миграции».
(Из Спиркина и Жукова)
Общественное сознание – это взгляды, представления , идеи, политические, юридические и др. теории, философия, мораль, религия и др формы сознания.(философский словарь)
Общественное сознание возникло одновременно с общественным бытием и в единстве с ним . Основная функция общественного сознания стоит в том, что оно может отражать бытие и активно способствовать его перестройке (через практическую деятельность людей)
Общественное сознание имеет сложную структуру. Его можно анализировать в гносеологическом аспекте, когда общественное сознание рассматривается главным образом по содержанию, как отражение действительности, и в социологическом, когда общественное сознание изучается в плане его социальной обусловленности, места, роли, функций в общественной жизни. Гносеологический аспект показывает движение от действительности к сознанию, когда идеи выступают как результат познания; социологический, же аспект фиксирует внимание на переходе от сознания к действительности, на практической реализации идей,
Гносеологический аспект общественного сознания предполагает два уровня - обыденный и теоретический соответствующие двум уровням отражения действительности (критерий для их разграничения - степень проникновения в сущность явлений).
Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и общественной среды, повседневных нужд и потребностей людей. Теоретическое же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и отношения. Оно существует в форме системы идей, понятий и законов: теория - это систематизированное знание. На теоретическом уровне общественное сознание представлено главным образом наукой, а на обыденном - эмпирическим знанием.
Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две сферы - общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами общественной деятельности.
Свое выражение общественное сознание находит в общественной психологии, которая во многом сходна с обыденным сознанием, и в ее структуре содержится так называемое «коллективное бессознательное». Она представляет собой массовое coзнание, убеждения социальных групп, классов. Ее функции проявляются при решении практических задач повседневной жизни побуждая людей к различного рода действиям. Ее правомерно рассматривать в качестве эмоционального сознания.
Содержание общественной психологии охватывает три группы социально-психологических явлений - психологический склад определенной социальной общности (социальный характер, npивычки, обычаи, традиции), психическое состояние социальна группы (настроения, социальные чувства, эмоции) и социальна психологические явления, характерные для этой-группы (мод слухи).
Как и общественное сознание в целом, общественная психология по своему содержанию есть отражение общественного бытия людей. Общественная психология составляет основу, исходный пункт формирования более высокой ступени общественного сознания идеологии, которая представляет собой систему взглядов и представлений определенного класса, нации или народа. Она теоретически обоснована и выражает его коренные интересы. В этом состоит ее главная социальная функция. В отличие от теоретического сознания идеология не содержит естественнонаучных знаний о природе.
Если к структуре общественного сознания подходить с точки зрения его носителей, то в нем следует различать общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание представляв собой совокупность общественно значимых, относительно устойчивых духовных образований данного общества; индивидуально же сознание есть отражение индивидуального бытия, духовный мир конкретной личности. Индивидуальное сознание нельзя непосредственно вывести из анализа закономерностей общественного развития. Его можно раскрыв лишь исходя из знания биографии, условий жизни, воспитания, учета всей системы влияний, которые испытал на себе индивид.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29