Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")

Развитие разума, по мысли Спинозы, есть одновременно обеспечение свободы. Из этого теоретического постулата вытекает важнейшее политическое требование: “В свободном государстве каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает. Тирания одного лица несовместима со свободой, разумом и благополучием большинства.

При укоренившемся представлении о человеке как субъекте, заботящемся, главным образом, о сохранении и продлении собственного существования, Спинозе заключает, что те вещи, которые называют “добром”, на самом деле просто полезны, а “зло” представляет собой противоположность:

Таким образом, “добродетель” становится не чем иным, как достижением пользы, а “порок” — наоборот. Спиноза утверждает: Человек, руководствующийся в своем поведении Рассудком, наиболее полезен другим людям. Спиноза прямо заявляет, что человек, руководствующийся рассудком близок к Богу.

 Можно ли считать человека существом, общественным по своей сущности выражает Спиноза. Поскольку человек следует “законам разума”, т. е. выступает как человек в подлинном смысле слова, он является существом общественным, – такова исходная, основополагающая идея Спинозы. Выражения “разумный” и “стремящийся к общению с другими людьми человек” звучат для Спинозы как синонимы.


54 Филосовское учение про субстанцию Спинозы

В части I “Этики”, посвящённой Богу, Спиноза вводит и развивает понятие субстанции (causa sui) – причины  самого себя. “Под причиною самого себя  я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, чья природа может быть представлена не иначе, как существующею”. От этого исходного утверждения о причине,  о спонтанной первопричине Спиноза поведет рассуждение к объединению понятий Бог, природа и субстанция

Спиноза определяет атрибут как нечто принадлежащее субстанции, он утверждает, что, несмотря на существование бесчисленного множества атрибутов, нам известны только два: «мышление» и «протяженность» -  Спиноза сводит к атрибутам. Если у Декарта протяжение и мышление - атрибуты двух самостоятельных субстанций, взаимодействие между которыми [в человеке] устанавливается Богом, то у Спинозы это два атрибута одной субстанции - Бога. Атрибуты совершенно независимы, т.е. не могут влиять друг на друга. 

Почему же из бесчисленного количества атрибутов нам известны лишь два? Видимо, это происходит потому, что мы можем воспринимать мир  с помощью этих двух атрибутов. Также при помощи атрибутов, которые можно назвать собственными атрибутами Бога, мы познаем его, как действующего в себе самом, а не вне себя.

Протяжение составляет одно из свойств (атрибутов) бесконечной субстанции, потому что без этого свойства нельзя мыслить себе ни одной конечной вещи. Оно является определяющим признаком тела. Протяжение само по себе неделимо, делимость - «видимость» конечных вещей. Спиноза отрицает и существование пустоты.

Однако субстанция (Бог) не сводится к протяжению - ей присущ еще [как минимум] один атрибут - мышление. Термином «мышление» Спиноза обозначает все содержание [человеческого] сознания, в том числе и собственно разум, т.е. способность к логическим выводам. Бесконечный разум объявляется Спинозой одним из бесконечных модусов. Единственное свойство бесконечного разума состоит в том, чтобы постигать всегда все ясно и отчетливо.

Понятие модуса в философии Спинозы

Кроме “субстанций” и “атрибутов” в философской системе Спинозы существуют “модусы”. Спиноза дает следующее определение: “Под “модусом “я понимаю состояние субстанции, т. е. нечто, содержащееся в другом, через которое и представляется”. Модусы вытекают из атрибутов и представляют собой определения атрибутов.

В структуре субстанции у Спинозы можно увидеть различные модусы, одни из них – бесконечные модусы, другие – конечные модусы, также есть сложные модусы. Однако Спиноза не переходит непосредственно от бесконечных атрибутов к конечным модусам, а вводит бесконечные модусы, которые находятся посередине между атрибутами, бесконечными по своей природе, и конечными модусами. Например, бесконечный модус бесконечного атрибута мышления – бесконечный разум и бесконечная воля, конечным модусом атрибута мышления является идея. Бесконечные модусы бесконечного атрибута протяженности – движение и состояние покоя, конечный модус атрибута протяженности – движение определенного предмета. 

 Бесконечное порождает только бесконечное, а конечное порождено конечным, невозможно вывести из бесконечного модуса конечный модус. Однако, каким же образом в рамках бесконечной божественной субстанции бесконечные атрибуты преобразуются в конечные модусы,  Спиноза оставляет без объяснения.

Отношение мира и Бога в философии Бенедикта Спинозы

Бог в понимании Спинозы существует, но он не вне мира, не в качестве чуждой ему сущности. Он – в самом мире,  внутренне присущ и родственен ему. Такое толкование Бога – как причины самого себя, как  имманентной причины всего сущего – позволяет Спинозе, в соответствии с традициями философского понимания, объявить Бога также и субстанцией. “Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное, т. е. субстанцию, состоящую из бесконечного множества атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность”.

Итак, мы видим, что существующая субстанция объясняет все многообразие явлений природы (в том числе и человека). Она является единственной реальностью, конечные же вещи – лишь ее состояния или модификации. Любая вещь – единичное проявление субстанции, «то, что существует в другом и проявляется через другое».


·          Существует только одна субстанция, которая есть Бог.

·          Субстанция, или Бог, является причиной самой себя. Она вечная, потому что существование заключается в ее сущности, она бесконечная, поскольку всякая субстанция необходимо бесконечная.

·          Субстанция выражает и проявляет свою сущность в бесконечном множестве форм и образов, или атрибутов, из которых мы знаем только два – мышление и протяжение. Всякий атрибут представляется сам через себя.

·          Субстанция – абсолютно бесконечная неделимая.

·          Бог, или субстанция, имманентная причина, а не действующая извне.

·          Модусы являются состояниями субстанции, они вытекают из абсолютной природы какого-либо атрибута Бога.

·          Вытекающее из необходимости божественной природы бесконечное множество атрибутов и модусов, образует мир, т.е. можно сказать, что субстанция, атрибуты и модусы составляют одно целое.

55. Новый социальный идеал философии Просвещения.

XVIII век называют эпохой Просвещения (П): научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, распространяется вширь, выходя из университетских лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона. Увереность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук – вот пафос эпохи П.

Эти умонастроения возникли еще в XVII: Бэкон, Декарт, Гоббс – предтечи П. Критика средневековой схоластики, аппеляции к разуму вместо авторитета и традиции, начатые ими были продолжены и углублены в XVIII ст, осознававшем себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, науки и искусств. Есть и новые нотки:  значительно сильнее стала связь науки и практики и во-вторых критика, котороя в эпоху Возрождения была направлена против Средневековой схоластики, теперь обращена против метафизики.

Оптимизм П обоснован тем, что оно отражало интересы крепнущей буржуазии.

В Англии философия П нашла выражение в работах Дж. Локка, Дж. Толанда, потом Д. Юм. Во Франции Ф.Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д.Дидро, Ж.Д’Аламбер. В германии Г.Лессинг, И.Гердер, молодой Кант.

Первой величиной среди плеяды английских философов был Локк (1632-1704). Основное сочинение «Опыт о человеческом разуме».

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения — свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм — как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов

Общественнно правовой идеал П.

В работах Локка содержалась не только сенсуалистическая критика метафизки, не только эмпирическая теория познания: он разрабоал так же принципы естественного права, предложил тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности набирающего силу буржуазного класса.

К неотчуждаемым правам человека принадлежат 3 основных права: на жизнь свободу и собственность. Право на собственность у Локка (Л) в сущности тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Л, как и представители классической буржуазноц политэкономии, убежден, что собственность человека есать результат его труда. Как и большинство просветителей Л исходит из изолированных индивидов и их частных интересов; правопорядок должен обеспечивать возможность получения выгоды каждым, с тем чтобы при этом соблюдалась свобода и частные интересы остальных.

Человек в философии XVIII в предстает с одной стороны как отдельный, изолированный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны отменяя преждние добуржуазные формы общности, философы предлагают вместо нее – юридическую всеобщность, перед которой все индивиды равны. Во имя новой всеобщности просветители требуют освобождения от конфессиональных, национальных и сословных границ.

Рассудительность, честность, трудолюбие и великодушие – вот основные достоинства просветительской драмы и романа. Этот новый герой – «гражданин мира», ему чужда слепая приверженность своему узкому мирку (каким бы он не был), он находит «хороших людей» в любом городе, в любом сословии, вероисповедании.

Главная коллизия, которую пытается разрешить философия П,  состоит в несовместимости «частного человека», то есть индивида, который руководствуется собственными интересами, и «человека вообще» - носителя разума и справедливости. Начиная с Гобса и кончая Кантом философы заявляют, что собранные вместе «частные индивиды» могут только вести между собой «войну всех против всех».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.